Принципы организации оперативных процессов в магазине

1. Обеспечение комплексного подхода к выработке оптимальных вариантов

продажи товаров;

2. Создание наилучших условий выбора товаров, экономия времени

покупателей, высокий уровень торгового обслуживания;

3.

Достижение

оптимальной

экономической

эффективности

технологического процесса путем ускорения оборачиваемости товаров,

экономии труда, роста его производительности, снижения издержек

обращения;

4. Сохранение физико-химических свойств товаров.

Эти принципы определяют динамичность торгового и

технологического процесса.

Организация торгового и технологического процессов в магазине зависит

от многих факторов: от существующей системы управления; потребительских

свойств реализуемых товаров и степени их готовности к продаже; принятой

системой товародвижения; применяемых форм продажи.

К основным торгово-технологическим процессам относятся продажа

товаров и обслуживание покупателей, включающие в себя организацию

покупательских потоков в торговом зале; выкладку товаров на оборудование,

обеспечивающую покупателям оптимальные условия их осмотра и отбора;

организацию расчетов за отобранные покупателями товары; оказание

покупателям дополнительных торговых услуг и другие подобные им

технологические операции.

К вспомогательным торгово-технологическим процессам относятся:

приемка товаров

от поставщиков; доставка их на места хранения;

обеспечение необходимых условий хранения товаров; подготовка товаров к

продаже; их транспортирование в торговый зал; организация хранения и

сдачи тары.

В зависимости от потребительских свойств товаров, степени их

готовности к продаже, принятой системы доставки товаров в магазины,

применяемых форм продажи различают три основные схемы торгового и

технологического процессов.

Первая схема является наиболее сложной, но чаще применяемой. Она

включает разгрузку товаров с автотранспорта, приемку их по количеству и

качеству, хранение, подготовку к продаже и продажу (Рис. 1.1.1). При этом в

магазинах, применяющих продажу товаров с индивидуальным

обслуживанием покупателей, процесс продажи товаров наиболее сложен, чем в

магазинах самообслуживания. Эта схема присуща только розничным

предприятиям.

Разгрузка

Приёмка

Хранение

Подготовка

Продажа

товаров

товаров

товаров

к продаже

товаров

Рис.17.1 Первая схема торгово - технологического процесса

Вторая схема включает разгрузку товаров с автотранспорта, приёмку их

по количеству и качеству, хранение и продажу (Рис.1.2.2). Эта схема присуща

для оптового и розничного предприятия.

Разгрузка

Приёмка

Хранение

Продажа

товаров

товаров

товаров

товаров

Рис.17.2 Вторая схема торгово - технологического процесса

Третья схема предусматривает разгрузку товаров с автотранспорта,

приемку их по количеству и качеству, и продажу (см. рис.1.3). Эта схема

присуща только для оптового предприятия.

Разгрузка

Приёмка

Продажа

товаров

товаров

товаров

Рис.17.3 Третья схема торгово - технологического процесса

Применение какой – либо одной схемы в пределах одного магазина

встречается довольно редко (лишь в некоторых специализированных

магазинах). Как правило, в магазинах, и в первую очередь в универсальных,

одновременно действуют все три схемы.

Приёмку товаров по качеству осуществляют одновременно с приёмкой их по

количеству. Организуя приёмку, работники магазина призваны не допустить

проникновения в розничную торговую сеть товаров ненадлежащего качества,

не соответствующих спросу населения, не отвечающих требованиям

нормативно- технической документации.

Уровень торгового обслуживания и эффективность работы магазина

зависят от выбора оптимального варианта размещения и выкладки товаров в

торговом зале. Рациональное их размещение позволяет правильно спланировать

покупательские потоки, сократить время на отбор товаров, увеличить

пропускную способность торгового предприятия, уменьшить затраты труда

персонала на пополнение товарных запасов в торговом зале, более эффективно

использовать площадь торгового зала под выкладку товаров.

При размещении товаров в торговом зале должны быть соблюдены

следующие требования: хороший обзор торгового зала; размещение

ассортимента товаров в количествах, обеспечивающего их широкий выбор и

бесперебойность

торговли;

соблюдение

правил

товарного

соседства;

закрепление за каждой группой товаров постоянного места в торговом зале;

обеспечение сохранности материальных ценностей.

При размещении товаров в торговом зале большую роль играет

планировка. В зависимости от расстановки оборудования различают

следующие

виды

планировки

торгового

зала

магазинов:

линейная

(оборудование размещают вдоль стен и в центре торгового зала продольными

или поперечными линиями); боксовая (разбивку всей торговой площади на

изолированные отделы - боксы); островная; комбинированная (сочетание

линейной, боксовой и выставочной планировок).

В торговых залах магазина, обслуживаемых продавцами, размещение и

выкладку товаров необходимо осуществлять с учётом частоты спроса, чтобы

продавцы затрачивали меньше труда при показе и продаже товаров.

При расположении товаров в торговом зале учитывается несколько факторов:

-- оптимальное использование пространства торгового зала;

-- оптимальное расположение товарных групп;

-- расположение основных и дополнительных точек продажи;

-- способы замедления потока покупателей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: