Состав и взаимосвязь помещений магазина

Магазин должен располагать комплексом помещений, необходимых для рационального функционирования торгово-технологического процесса. Состав и размеры помещений зависят от типа магазина и его общей площади.

Совокупность помещений магазина в соответствую­щей их взаимосвязи составляет его технологическую пла­нировку.

По функциональному назначению помещения подразделяют на следующие группы:

- торговые;

- для приемки, хранения и подготовки товаров к про­даже;

- подсобные;

- административно-бытовые;

- технические.

Торговые помещения занимают важнейшее место в об­щей совокупности помещений магазина. К ним относят торговые залы, помещения приема и выдачи заказов, зал кафетерия, зал демонстрации новых товаров, помещения (зоны) для оказания дополнительных услуг покупателям (раскрой тканей, подгонка платья по фигуре покупателя, комната матери и ребенка и др.). Все эти помещения несут основную функциональную нагрузку в магазине. Площади, формы и пропорции торговых помещений в значительной степени обусловливают качество обслуживания покупате­лей, оказывают влияние на построение торгово-техноло-гического процесса в магазине, на экономические показа­тели его работы.

К помещениям для приемки, хранения и подготовки то­варов к продаже относят приемочные, разгрузочные, кла­довые для хранения товаров, охлаждаемые камеры для хранения скоропортящихся продуктов, помещения для подготовки товаров к продаже, фасовочные, комплекто­вочные и экспедиции отдела заказов.

Подсобные помещения включают помещения для хра­нения тары и контейнеров, экспедиции по доставке то­варов на дом, мастерские по ремонту оборудования и инвентаря, рекламно-оформительские мастерские, поме­щения для приема посуды, моечные, коридоры, тамбу­ры, вестибюли.

К административно-бытовым помещениям, относят служебные помещения аппарата управления, пункты пита­ния персонала, здравпункт, санитарно-бытовые помещения. Технические помещения — вентиляционные камеры, машинные отделения холодильных установок и лифтов, телефонный коммутатор, электрощитовая, помещение теп­лового узла или котельной, радиоузел, камеры кондицио­нирования воздуха. Все помещения магазина должны быть расположены с учетом обеспечения рациональной взаимосвязи между ни­ми.

Так, планировка торговых помещений, а также поме­щений (зон) для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже, подсобных и административно-бытовых поме­щений должна отвечать следующим основным требо­ваниям:

- торговые помещения должны быть непосредственно связаны с помещениями для хранения и подготовки товаров к продаже, чтобы можно было обеспечить оперативное пополнение товарных запасов в торго­вом зале, используя кратчайшие пути движения то­варов;

- оптимальным является решение, когда торговый зал и кладовые расположены на одном уровне;

- торговый зал должен быть связан с помещениями для приемки товаров по возможности кратчайшим пу­тем, что особенно важно при поступлении в магазин товаров в таре-оборудовании;

- помещения для хранения товаров должны быть непро­ходными, с максимально приближенными к ним поме­щениями для приемки и подготовки товаров к продаже;

- помещения для хранения тары, обменного фонда контейнеров, упаковочных материалов и инвентаря желательно располагать непосредственно у приемоч­ной или разгрузочной рампы;

- пункт приема посуды от населения должен иметь от­дельный вход и быть соединен с разгрузочной плат­формой для перегрузки стеклопосуды из кладовой на автотранспорт;

- административно-бытовые помещения должны быть связаны с торговыми помещениями, а также с поме­щениями для приемки, хранения и подготовки това­ров к продаже. В свою очередь, между помещениями этой группы должна быть обеспечена должная взаи­мосвязь. Например, необходимо планировочное объе­динение помещений для отдыха и буфета. Гардероб­ные помещения, санузлы, моечные должны быть свя­заны со всеми группами помещений магазина.

Размещение помещений и их планировка должны быть направлены на обеспечение максимальных удобств для по­купателей при отборе и покупке ими товаров, рациональное осуществление всех торгово-технологических операций на основе широкого внедрения современного торгово-техноло-гического оборудования. Планировка помещений магазина должна обеспечивать нормальные условия работы персо­нала, высокий уровень производительности труда работ­ников. Устройство и размещение помещений должны быть подчинены требованиям сохранности товарно-материаль­ных ценностей на торговых предприятиях.

Устройство и планировка торгового зала и помещений для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже

Основным торговым помещением является торговый зал, который, как правило, занимает большую долю в об­щей площади магазина. Он служит для размещения рабо­чего и выставочного запаса товаров, здесь производится отбор товаров покупателями, осуществляются расчетные операции за отобранные товары, оказываются различные дополнительные услуги покупателям. В торговом зале ор­ганизованы рабочие места продавцов, кассиров, продав­цов-консультантов, кассиров-контролеров и других работ­ников магазина.

Поэтому устройство и планировка торго­вого зала должны отвечать требованиям рациональной ор­ганизации совершаемых здесь операций. Важнейшими из этих требований являются: свободное движение покупа­тельского потока; обеспечение кратчайших путей движе­ния товаров из зон хранения и подготовки товаров к про­даже к местам их выкладки и размещения; создание условий хорошей просматриваемости и удобств для ориен­тации покупателей.

Рациональное планировочное решение торгового зала легче всего обеспечивается при соотношении его сторон 1:1 при максимальном шаге колонн. Торговый зал должен иметь по возможности больший периметр глухих стен и перегородок, что очень важно для расширения возможно­сти установки торгового оборудования.

Торговый зал молено разделить на следующие зоны или площади: установочную, проходов для покупателей, рабо­чих мест продавцов и площадь зоны контрольно-кассового узла.

Установочная тглощадъ магазина — это часть площади торгового зала, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денеж­ных расчетов и обслуживания покупателей. В нее включа­ется и площадь, занятая основаниями крупногабаритных товаров, размещенных на полу. Обычно для этих целей от­водится 27-30% площади торгового зала.

Степень эффективности использования площади торго­вого зала можно определить путем расчета коэффициента установочной площади по следующей формуле:

где Ку — коэффициент установочной площади;

Sy — установочная площадь, м2;

S-г.з — площадь торгового зала, м2.

Однако эффективность использования площади торго­вого зала определяется не только степенью использования ее под установку оборудования. Важно еще и то, чтобы ус­тановочная площадь была эффективно использована под выкладку товаров, что может быть достигнуто при осна­щении торгового зала оборудованием, имеющим достаточ­но большую площадь выкладки.

Площадь выкладки (экспозиционная) исчисляется как суммарная площадь горизонтальных, вертикальных и на­клонных плоскостей торгового оборудования, используемо­го для показа и демонстрации товаров в торговом зале. Сюда же включается и площадь, занятая под установку крупногабаритных товаров.

Для островных и пристенных универсальных горок экс­позиционная площадь определяется:

- путем суммирования площади всех полок оборудования;

- перфорированных щи­тов с кронштейнами — как произведение длины крон­штейна на его условную ширину и на их общее количество; вешал — как произведение длины кронштейна на высоту;

- подиумов, лотков, столов — как произведение длины на ширину; контейнеров — путем умножения площади их ос­нования на количество полок;

- для корзин или других това-роносителей, имеющих круглое сечение, экспозиционная площадь рассчитывается как площадь круга по среднему диаметру.

Показателем, характеризующим степень использования площади торгового зала под выкладку товаров, является коэффициент экспозиционной площади. Он определяется как отношение экспозиционной площади (площади вы­кладки товаров) к площади торгового зала:

^т.з

где Кэ — коэффициент использования экспозиционной площади (площади выкладки);

S3 — экспозиционная площадь, м2;

ST3 — площадь торгового зала, м2.

Этот показатель не может беспредельно увеличиваться, так как от его завышения может пострадать рациональная организация технологических процессов, ухудшиться обо­зримость товаров. Считается, что наиболее приемлемыми отношениями между экспозиционной площадью и площа­дью торгового зала в магазинах самообслуживания явля­ются 0,7-0,75, или 70-75%. Значение этого показателя за­висит от типа используемого оборудования, его высоты, количества полок, кронштейнов и других элементов, ис­пользуемых для выкладки товаров.

Часть площади торгового зала отводится под зоны для проходов покупателей. Ширина проходов устанавливается строительными нормами и правилами. Однако при опре­делении ширины проходов в каждом конкретном магазине следует учитывать плотность покупательского потока, т. е. число покупателей, приходящихся на единицу площади. Для создания комфортных условий перемещения покупателей необходимо от 4 до 10 м2 торговой площади на покупателя.

Проходы для покупателей подразделяют на магистраль­ные (основные) и боковые. Магистральные проходы связы­вают все зоны торгового зала и идут вдоль стен. Их шири­на должна обеспечивать беспрепятственное перемещение основных покупательских потоков.

В магазинах, где торговля ведется через прилавок об­служивания, выделяется площадь для организации рабочих мест продавцов. Ее размер определяется умножением дли­ны фронта прилавка на глубину рабочего места. При этом глубина рабочего места включает ширину прилавка, ши­рину прохода между прилавком и торговым оборудовани­ем для выкладки и размещения рабочего запаса товаров и глубину этого оборудования.

Площадь зоны контрольно-кассового узла магазина включает площадь, занятую кабинами контролеров-касси­ров, площадь проходов между кабинами и площадь, необ­ходимую для оказания дополнительных услуг покупателям в процессе расчетных операций.

Для расчета числа рабочих мест контролеров-кассиров используют формулу:

п•3600•и '

где К — количество рабочих мест контролеров-кассиров;

П — площадь торгового зала, м2;

в — среднее время расчета с одним покупателем;

п — площадь торгового зала, приходящаяся на одного покупателя, м2;

3600 — количество секунд в 1 ч;

и — коэффициент использования рабочего времени контролером-кассиром.

Различают следующие основные варианты тех­нологических планировок торгового зала:

- линейную;

- боксовую;

- смешанную.

Выбор соответствующего варианта технологической планировки осуществляется с учетом размеров и конфигу­рации торгового зала, ассортимента реализуемых товаров и методов их продажи.

Линейная планировка торгового зала является наиболее рациональной для продажи товаров с помощью самообслужи­вания. При такой планировке зона размещения товаров и проходов для покупателей спланирована в виде параллельных линий торгового оборудования, расположенных перпендику­лярно линии контрольно-кассового узла, что дает возможность организовать централизованные кассовые операции в едином узле расчета. Она удобна для покупателей, так как позволяет им свободно передвигаться по всему торговому залу и рассчи­тываться за все отобранные товары в одном месте.

При линейной планировке создаются благоприятные усло­вия и для рациональной технологии работы магазина: наибо­лее оптимально используется площадь торгового зала; имеются условия для создания одной бригады материально ответст­венных лиц и взаимозаменяемости работников магазина.

В свою очередь, линейная планировка может быть трех вариантов: продольная, поперечная и смешанная (рис. 11).

При боксовой планировке всю площадь торгового зала разбивают на изолированные друг от друга боксы (отделы). Каждый бокс имеет самостоятельный узел расчета.

Обычно боксовая планировка применяется в крупных магазинах с большой торговой площадью. По сравнению с линейной она менее удобна, так как при комплексной по­купке покупатель вынужден обращаться в различные от­делы и производить оплату за отобранные товары в не­скольких узлах расчета.

Выделение отдельных боксов может быть оправдано при продаже специфических товаров, требующих специально­го выбора (ювелирных изделий и т. п.).

Смешанная планировка предусматривает расстановку оборудования в торговом зале с использованием комбина­ций линейной и боксовой планировок.

Планировка рабочих мест продавцов в магазинах, применяющих традиционный метод обслуживания по­купателей (через прилавок обслуживания), зависит от ассортимента реализуемых товаров, типа предприятия. Например, в магазинах по торговле продовольственны­ми товарами ширина фронта рабочего места продавца должна быть не менее 2 м, а в магазинах, торгующих непродовольственными товарами, — не менее 3 м. Ме­жду пристенным оборудованием и прилавком должен быть проход шириной не менее 0,9 м. Глубина рабочего места продавца может быть различной в зависимости от ширины прилавка и пристенного оборудования. Раз­мещают рабочие места продавцов ближе к помещени­ям, в которых осуществляются хранение и подготовка к продаже товаров.

Планировка контрольно-кассового узла должна обеспе­чивать беспрепятственное направление движения покупа­тельских потоков, исключать встречные потоки. Кассовые кабины должны располагаться таким образом, чтобы по­ток покупателей проходил слева от рабочих мест контроле­ров-кассиров. При организации единого контрольно-кассо­вого узла необходимо предусматривать применение со­вмещенной системы «вход — выход». Помимо кассовых ка­бин, для устройства контрольно-кассовых узлов использу­ют также столы для упаковки товаров покупателями, оборудование для хранения личных вещей покупателей.

При разработке схемы технологической планировки для конкретного магазина следует учитывать его тип, размер торговой площади, конфигурацию торгового зала и т. д.

Технологическая схема должна отвечать следующим ос­новным требованиям:

- создавать для покупателей условия беспрепятствен­ного выбора товаров в минимально короткий срок;

- обеспечивать применение самообслуживания при продаже большинства товаров;

- оптимально использовать торговые площади;

- создавать необходимые условия работникам магази­на для рациональной организации торгово-технологи­ческого процесса.

Важную роль в организации бесперебойного торгово-технологического процесса магазина играют помещения для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже. Состав и размеры этой группы помещений зависят от типа и размера магазина, характера выполняемых технологиче­ских операций.

Для разгрузки транспортных средств в магазинах долж­ны быть оборудованы специальные места. В крупных мага­зинах для этих целей устраиваются рампы или дебаркадеры.

Помещение (зона) для приемки товаров по количеству и качеству должно примыкать к месту разгрузки. В магази­не может быть также выделена специальная зона для то­варов, прибывших во внерабочее время. Зона для приемки товаров должна быть связана с помещениями для хранения и подготовки товаров к продаже. Кроме того, помещения для приемки товаров должны иметь по возможности крат­чайшую связь с торговым залом для доставки товаров, по­ступивших в таре-оборудовании, непосредственно в зал.

Помещения для хранения товаров по своему устройству должны отвечать требованиям рационального хранения необходимых запасов товаров. Размер площади этих по­мещений, их состав (для охлаждаемых и неохлаждаемых товаров) зависят от ассортимента реализуемых товаров и устанавливаются по строительным нормам и правилам. Ох­лаждаемые камеры должны устраиваться в виде единого блока. Зоны хранения товаров могут размещаться в подваль­ных помещениях или в помещениях, находящихся на уровне торгового зала. Реже такие помещения располагаются над торговым залом (на верхних этажах здания). Помещения для хранения оснащаются соответствующим технологическим оборудованием — стеллажами, подтоварниками и т. д.

Размеры помещений для подготовки товаров к продаже также устанавливаются в соответствии со строительными нормами и правилами. Эти помещения должны иметь хоро­шую связь как с зоной приемки и хранения товаров, так и с торговым залом. Помещения для подготовки товаров к прода­же должны оснащаться приспособлениями для фасовки, на­резки, этикетирования товаров, а также другими устройства­ми в зависимости от характера подготовительных операций.

Санитарно-технические устройства магазина

В качестве источников теплоснабжения зданий магази­нов могут быть использованы городские теплофикацион­ные сети от ТЭЦ или районных котельных, пар низкого или среднего давления, местные котельные или квартальные сети. Теплофикационная вода обычно принимается с па­раметрами 150-70°С, горячая вода для систем горячего водоснабжения — с температурой 65°С.

В зданиях магазинов могут применяться различные сис­темы отопления: водяное; воздушное, совмещенное с при­точной вентиляцией; электрическое; комбинированное — водяное и воздушное; паровое низкого давления.

Не допускается применение систем с инфракрасными и высокотемпературными газовыми или электрическими из­лучателями.

По действующим строительным нормам и правилам принимаются расчетные внутренние температуры и крат­ность обмена воздуха в помещениях магазина.

В магазинах, размещаемых в жилых или общественных зданиях, системы отопления рекомендуется присоединять в виде отдельных ветвей. Для того чтобы обеспечить от­ключение системы отопления торговых залов в период максимальных тепловыделений, их также рекомендуется выделять на отдельные ветви.

Для магазинов с общей площадью от 40 до 250 м2 могут применяться системы электрического отопления с исполь­зованием нагревательных приборов в виде электрорадиа­торов.

В случае устройства в здании магазина воздушного ото­пления, совмещенного с приточной вентиляцией, необхо­димо предусматривать специальное отопление в нерабочее время, рассчитанное на поддержание температуры в тор­говых залах на уровне 10°С.

В мелких магазинах в исключительных случаях может быть использовано печное отопление.

В магазинах может применяться естественная и меха­ническая вентиляция.

Естественная вентиляция предусматривается в мага­зинах с торговой площадью не более 150 м2. Она обеспечи­вает воздухообмен в помещениях в результате действия ветрового и теплового напоров, получаемых вследствие разной плотности воздуха снаружи и внутри помещений.

Механическая вентиляция осуществляется с помощью вентиляторов или эжекторов. Она может быть приточной, вытяжной и приточно-вытяжной.

Различают общеобменную (для всего помещения) и ме­стную (для отдельных рабочих мест) вентиляцию.

При размещении магазинов в первых этажах жилых домов или общественных зданий системы вентиляции ма­газинов должны устраиваться раздельно от вентиляции зданий, а приточные камеры, как правило, необходимо размещать в помещениях, находящихся ниже магазина или на одном уровне с ним.

Для расчета воздухообмена в помещении магазина мож­но использовать следующую формулу:

где Кв — коэффициент воздухообмена, указывающий на количество раз замены воздуха в помещении наружным воздухом;

Qy.B — объем удаляемого из помещения воздуха, м3/ч;

Qu — объем помещения, м3.

Этот показатель для торговых залов должен составлять не менее 1,5, для кладовых — не менее 1,0, а помещений с резким запахом товаров — не менее 2,0.

С помощью специальных технических средств в поме­щениях может осуществляться кондиционирование возду­ха, которое является наиболее совершенным видом венти­ляции и отопления помещений. Кондиционеры служат для приготовления, перемещения, распределения воздуха и автоматического регулирования его параметров. Их под­разделяют на местные (для отдельных помещений) и цен­тральные (для всех помещений магазина).

При расчете воздухообмена необходимо учитывать, что ис­точниками тепловыделения являются покупатели (75ккал/ч от одного покупателя) и работающие (100ккал/ч). Кроме того, в среднем один покупатель выделяет 23 л/ч углеки­слоты, один продавец — 30 л/ч. Допустимое содержание углекислоты — 2л/м3.

В охлаждаемых камерах для хранения овощей и фруктов должна быть предусмотрена автономная, не связанная с другими помещениями, приточно-вытяжная вентиляция.

Не допускается присоединять к общим вентиляционным системам помещения складов сгораемых материалов и из­делий из несгораемых материалов в сгораемой упаковке.

Все приточные системы вентиляции должны быть авто­матизированы. В случае возникновения пожара в зданиях магазинов должно сработать централизованное отключе­ние систем механической вентиляции, кондиционирова­ния и воздушного отопления.

Водоснабжение магазина должно обеспечивать его по­требность в воде для хозяйственно-гигиенических и про­тивопожарных целей, а также в питьевой воде, удовлетво­ряющей требованиям действующего стандарта.

В магазинах с объемом здания 5000 м3 и более обязатель­но должен быть внутренний противопожарный водопровод.

На одного работника магазина принимается норма во-допотребления 25 л в смену при коэффициенте часовой неравномерности потребления — 2,5.

Согласно санитарным правилам и нормам все магазины должны иметь канализационные сооружения, предназна­ченные для отвода сточных вод. Канализационная сеть бывает внутренняя и наружная. Внутренняя канализация устраивается в виде трубопровода, идущего от санитарных приемников и других мест приема сточных вод до наруж­ных каналов или коллекторов.

Объединение канализации магазинов с общедомовыми канализационными сетями не допускается. Нельзя прокла­дывать трубы канализации под потолками торговых поме­щений и помещений для приема, хранения и подготовки к продаже продовольственных и ценных непродовольствен­ных товаров. Не допускается также установка санитарных приборов в подвальных помещениях, сообщающихся со складскими помещениями для хранения этих же товаров.

Магазины должны быть также оснащены противопо­жарными устройствами. К ним относят противопожар­ные водопроводы или специальные резервуары для воды, пожарные лестницы и спуски для перемещения грузов в многоэтажных зданиях, а также средства противопожар­ной автоматики и сигнализации.

ТОРГОВО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ МАГАЗИНОВ

Мебель для торговых залов магазинов

Мебель для торговых предприятий играет важную роль в рациональной организации торгово-технологического про­цесса. Она широко применяется при выполнении различ­ных операций, связанных с приемкой, хранением и прода­жей товаров.

Мебель для торговых предприятий принято классифи­цировать по следующим наиболее важным признакам:

- месту применения;

- назначению;

- товарному профилю;

- конструкции.

По месту применения торговую мебель подразделяют: для торговых залов, подсобных помещений и мелкороз­ничных предприятий.

По назначению торговая мебель подразделяется на следующие виды:

- для приемки товаров по качест­ву (столы для бракеража);

- подготовки товаров к продаже (столы для фасовки товаров); показа товаров (витрины);

- выкладки и продажи товаров (горки, прилавки, прилавки-витрины, вешала);

- транспортировки и продажи товаров (тара-оборудование);

- расчетов с покупателями (кассовые кабины);

- для обслуживания покупателей (примерочные ка­бины, банкетки и подставки для примерки обуви, корзины и тележки для отборки товаров).

По товарному профилю различают универсальную и специализированную торговую мебель. По конструкции торговую мебель изготовляют нераз­борную и сборно-разборную. Магазины оснащаются пре­имущественно сборно-разборной торговой мебелью, что позволяет быстро и без дополнительных затрат изменять планировку магазина или отдельных его секций. Размеры и конструкция торговой мебели должны быть тесно увязаны с параметрами помещений магазинов, чему в значительной степени способствуют ее типизация, уни­фикация и стандартизация.

Под типизацией понимают систему мероприятий, на­правленных на устранение излишнего многообразия и от­бор наиболее рациональных типов торговой мебели. Она позволяет свести количество конструкций к небольшому числу технически совершенных и экономически эффек­тивных, отвечающих современным требованиям и подле­жащих массовому распространению типов.

Мебель для торговых предприятий делится на следую­щие основные типы:

- пристенные и островные горки;

- секции замкнутых зон внутри торгового зала;

- прочие товароносители;

- прилавки;

- немеханические кассовые кабины для магазинов само­обслуживания;

- механические кассовые кабины для магазинов самооб­служивания;

- корзины для покупок;

- тележки для покупок;

- вешала для одежды.

Для оснащения магазинов также применяются: приме­рочные кабины, банкетки и подставки для примерки обу­ви, столы для выписки чеков и упаковки товаров, столы для тканей и крупногабаритных товаров, столы передвиж­ные для телевизоров, подиумы, столы-подиумы и т. д.

Наиболее распространенными типами торговой мебели являются пристенные и островные горки, которые могут устанавливаться в торговом зале отдельны­ми секциями или сплошным фронтом (рис. 12).

Рис. 12. Горки пристенные и островные: 1 — горка пристенная универсальная; 2 — горка пристенная для пар­фюмерии, галантереи, канцелярских и других товаров; 3 — горка при­стенная для одежды; 4 — горка островная для обуви; 5 — горка остров­ная для головных уборов.

Различают горки универсальные, предназначенные для выкладки и продажи различных продовольственных и не­продовольственных товаров, и специализированные (для обуви, головных уборов и т. д.). Устанавливают пристен­ные горки вдоль стен, островные — в средней части торго­вого зала.

Выложенные на привитринных горках товары можно осматривать как со стороны торгового зала, так и с улицы. Размещают их вдоль оконных витрин.

Прилавки (рис. 13) используют для отпуска различ­ных товаров, размещения отборочных корзин и сумок по­купателей, а также для упаковки товаров.

Рис. 14. Прилавки-витрины

 

 

 


Рис. 13. Прилавки

Прилавки-витрины (рис. 14), в отличие от прилавков, имеют частично или полностью застекленную верхнюю часть.

Вешала (рис. 15) служат для показа и продажи гото­вого платья. Они бывают одно- и двухъярусные, стацио­нарные и передвижные.

Кассовые кабины (рис. 16) являются рабочим местом контролера-кассира. Они оснащаются вращаю­щимся стулом с подъемным сиденьем и проволочной кор­зиной для мелких товаров. 

Рис. 15. Вешало Рис. 16. Кабина двухъярусное кассовая

Для оснащения подсобных помещений применяют стел­лажи, подтоварники, поддоны, вешала для одежды, лари для хранения сыпучих товаров, а также оборудование для бракеража и подготовки товаров к продаже.

Унификация — приведение к единообразию форм, кон­струкций и размеров деталей, из которых производится сборка торговой мебели. В процессе унификации сокраща­ется многообразие деталей, имеющих одинаковое функ­циональное назначение.

Мебель, изготовленная из унифицированных деталей, легко монтируется как в виде отдельных секций, так и сплошным фронтом, что приводит к экономии средств за счет сокращения числа стоек и других элементов. Для оценки уровня унификации торговой мебели может быть использована следующая формула

где Q\ — количество унифицированных элементов, вхо­дящих в изделие;

Q2 — общее количество элементов, входящих в изделие.

Стандартизация торговой мебели предусматривает ус­тановление нормативных требований к размерам, мате­риалам, качеству изготовления, правилам приемки и мар­кировки, упаковке, транспортировке и хранению торговой мебели.

Мебель для торговых помещений должна быть удобной в эксплуатации, обеспечивать широкий показ товаров и создавать максимум удобств при отборке товаров покупа­телями. Она должна отвечать эксплуатационно-техни­ческим, экономическим, эргономическим, эстетическим и санитарно-гигиеническим требованиям.

Эксплуатационно-технические требования. Они преж­де всего предусматривают, чтобы торговая мебель имела стандартные размеры, что позволяет производить ее сборку из отдельных элементов методом агрегатирования. Длина, высота и ширина изделий должны отвечать параметрам помещений магазина и соответствовать различным свойст­вам товаров и стандартизированным размерам упаковки.

Наиболее высокими эксплуатационно-техническими ха­рактеристиками обладает универсальная торговая мебель, собранная из ограниченного количества взаимозаменяемых унифицированных деталей и узлов. Универсальность мебели предусматривает широкое ее применение для раз­нообразных групп товаров в различных типах магазинов.

Кроме того, торговая мебель должна обеспечивать ра­циональное использование площади торгового зала, быть пригодной для оперативного пополнения запасов товаров, обеспечивать наглядность показа и удобства отборки их покупателями. Это достигается за счет применения более емкой мебели, имеющей большую площадь экспозиции то­варов, укомплектованную наполочными и навесными кор­зинами, другими приспособлениями для выкладки това­ров, различными типами тары-оборудования.

Важным эксплуатационно-техническим требованием торговой мебели является ее прочность и устойчивость, а также надежность соединений отдельных деталей.

Экономические требования. При проектировании мебе­ли для торговых залов магазинов стремятся к тому, чтобы она была недорогой и экономичной в эксплуатации. Она должна изготовляться простой и облегченной конструкции из недорогих строительных и отделочных материалов с ис­пользованием современной технологии производства.

Важ­ными условиями снижения стоимости торговой мебели и повышения ее экономичности является организация мас­сового индустриального производства, простота техноло­гического процесса, возможность замены отдельных дета­лей и узлов в процессе ее ремонта, а также реконструкции и перепланировки магазина. Она должна занимать воз­можно меньшую площадь торгового зала и подсобных по­мещений, но быть достаточно емкой, обеспечивающей вы­кладку и хранение необходимого количества товаров.

Эргономические требования. Они предусматривают, что основные размерные соотношения мебели, т. е. ее высота, ширина и длина, высота расположения полок и других элементов для выкладки товаров, должны устанавливаться с учетом роста и пропорций фигуры человека и обеспечивать минимальную утомляемость обслуживающего персо­нала, а также хорошую обозримость товаров и свободный доступ к ним покупателей.

Эстетические требования. Форма, пропорции и цвет торговой мебели должны соответствовать ее функциональ­ному назначению и архитектурно-художественному оформ­лению интерьера торгового зала магазина. Она должна под­черкивать единство ансамбля интерьера магазина. Иначе говоря, устройство торговой мебели не должно играть само­стоятельной роли.

Поэтому архитектурно-конструктивное решение торго­вой мебели должно отвечать ряду эстетических требований.

В цветовой отделке необходимо максимально использо­вать декоративные свойства материалов (дерева, пласти­ческих масс и др.). Отделка торговой мебели должна быть увязана с общим решением оборудования, т. е. с ее фор­мой, конструкцией. Окрашивают мебель в нейтральные спокойные тона или в тона контрастные цвету товара, чтобы выявить и подчеркнуть его основные свойства. Цвет мебели должен гармонировать с интерьером магазина и выявлять цветовые свойства экспонируемых товаров. При этом источники света следует располагать так, чтобы вы­делить товар, обратить на него внимание покупателей.

Цвет мебели должен подбираться с учетом некоторых особенностей композиции ее формы. Например, чем боль­ше предмет и более громоздки его формы, тем светлее должна быть его окраска. И наоборот, чем меньше пред­мет, тем насыщеннее должна быть его окраска. Предметы с четкими и строгими формами окрашиваются в малона­сыщенные и светлые цвета, со сглаженными формами и нечеткими гранями — в относительно более насыщенные цвета. Для окраски несущих элементов мебели (стоек, кронштейнов и т. д.) используют краски более темных цве­тов, чем для других поверхностей. Нецелесообразным счи­тается введение в отделку многоцветной окраски, что может нарушить целостность формы мебели. На цветовую схему существенное влияние оказывает фактура поверх­ности мебели. Так, матовая фактура наиболее приемлема для спокойных приглушенных цветов, глянцевые поверх­ности — для интенсивных цветов.

Кроме перечисленных, к мебели торговых залов магази­нов предъявляются и другие эстетические требования, ос­новные из которых сводятся к следующему:

- при конструировании торговой мебели должны быть уч­тены возможности широкого применения современных материалов и отделки;

- при монтаже пристенных и островных горок в линию не должно возникать зрительного впечатления провисания полок. При этом все вертикальные членения мебели долж­ны быть малозаметны, а горизонтальные — подчеркнуты;

- для придания торговой мебели композиционной закончен­ности необходимо, чтобы ее собранные секции имели декора­тивное оформление. С этой целью устраиваются боковые стенки, карнизы для подсвета, плинтуса в основании горок. Декоративная отделка может иметь самостоятельный цвет, однако желательно, чтобы он повторялся на отдельно стоящих изделиях, так как это придает всей мебели единый характер.

Санитарно-гигиенические требования. Устройство тор­говой мебели, а также материалы, используемые для изго­товления этой мебели, не должны затруднять ее чистку в процессе эксплуатации и уборки помещений. В связи с этим мебель должна иметь доброкачественную отделку, с гладкой поверхностью, без излишних углублений, зазоров и выступов.

Рабочие поверхности мебели, соприкасающиеся с пище­выми продуктами, должны изготовляться из материалов, допущенных к применению в продовольственном машино­строении.

Поверхности, покрытые пластиком, протираются влажным тампоном. Мыть мебель обильно смоченным тампоном нельзя, так как жидкость, затекая в щели между деталями, приводит к разбуханию деревянных и ржавлению металлических час­тей. Удаление загрязнений с окрашенных поверхностей мебе­ли рекомендуется производить только путем сухой уборки.

Торговый инвентарь

Важным дополнением торгово-технологического обору­дования магазинов является торговый инвентарь, кото­рый представляет собой приспособления, инструменты и приборы, применяемые для показа и обработки товаров в процессе обслуживания покупателей, а также для различ­ных вспомогательных и хозяйственных операций. Рацио­нальное использование инвентаря способствует ускорению торгово-технологического процесса, повышению культуры обслуживания покупателей, улучшению условий и увели­чению производительности труда торговых работников, сокращению издержек обращения.

Материалом для изготовления инвентаря служат: ме­талл, дерево, стекло, пластические массы. Он должен быть простым, прочным, не громоздким, дешевым, удобным в эксплуатации, отвечать эстетическим и санитарно-гигие­ническим требованиям.

По месту использования различают инвентарь для складских и подсобных помещений, инвентарь торговых залов продовольственных магазинов и инвентарь для тор­говых залов магазинов, торгующих непродовольственными товарами, а также инвентарь общего пользования.

В зависимости от назначения торговый инвентарь де­лится на следующие основные группы: для вскрытия тары и упаковки, проверки размеров и качества товаров, под­готовки товаров к продаже и отпуска их покупателям, вы­кладки и рекламы товаров, отбора товаров покупателями. Наряду с перечисленным, магазины должны оснащаться счетным, вспомогательным, санитарно-гигиеническим и противопожарным инвентарем.

Инвентарь для складских и подсоб­ных помещений магазинов представляет со­бой широкое разнообразие различных приспособлений. Рассмотрим их краткую характеристику.

Инвентарь для вскрытия тары и упаковки. В эту груп­пу входит инвентарь для вскрытия деревянной, металли­ческой и мягкой тары (рис. 17). Для вскрытия деревянной тары используются съемники обручей, набойки бондар­ные, различные гвоздодеры, хозяйственные топоры, мо­лотки и клещи.

Рис. 17. Инвентарь для вскрытия тары:

1,2 — гвоздодеры обыкновенные; 3 — гвоздодер ударный; 4 — молоток-гвоздодер-ножницы; 5 — гвоздодер-молоток; 6 — топорик-гвоздодер-моло­ток; 7 — гвоздодер-ножницы; 8 — съемник обручей бочек; 9 — рычаг для вскрытия бочек; 10 — нож для вскрытия мягкой тары

Съемник обручей используется для съема с бо­чек верхнего уторного обруча. Ручка съемника изготовлена из древесины твердолиственных пород, остальные части — из стали. Конструкция съемника позволяет использовать его и в качестве бондарной набойки, для чего нерабочий Конец ручки имеет стальное кольцо — боек.

Фигурный рычаг-гвоздодер предназначен для выемки доньев из утора бочек после съема верхнего уторного обруча. Для этих целей используется заостренный фигурный конец рычага. Противоположный конец рычага приспособлен для выдергивания гвоздей. Изготовлен ры­чаг-гвоздодер из конструкционной стали с термообработ­кой рабочих частей.

Бондарная набойка служит для насадки и снятия обручей с деревянных бочек. Набойка представляет собой стальную насадку с деревянной ручкой, заканчи­вающейся металлическим кольцом-бойком, предохраняю­щим ее от раскалывания при ударах. Ручка изготовляется из древесины твердолиственных пород. Для изготовления насадки и бойка используется инструментальная сталь.

Гвоздодер-ножницы является комбинирован­ным цельнометаллическим инструментом, используемым для выдергивания гвоздей и резки упаковочной ленты и проволоки. Рабочие части изготовляются из инструменталь­ной стали. Ручки штампуются из листового материала и в свободном состоянии разведены стальной пружиной.

Молоток-гвоздодер-ножницы состоит из молотка с прорезью для выдергивания гвоздей, ножниц для резки упаковочной ленты или проволоки и имеет про­резь на ручке для выдергивания мелких гвоздей. Использу­ется для бесполомочного вскрытия деревянной, картонной и другой тары. Молоток и губки ножниц изготовлены из инструментальной стали, ручки — из листовой обыкновен­ной стали, с накладками из винипласта.

Молоток-топорик-гвоздодер служит для вскрытия крупногабаритных ящиков, контейнеров, ре­шетчатой и другой тары. Состоит из молотка, топорика и двух прорезей для выдергивания гвоздей. Для изготовле­ния бойка молотка и топорика применяют инструменталь­ную сталь, а черенка — конструкционную сталь. Ручка может быть изготовлена из пластмассы или древесины.

Гвоздодер-молоток состоит из молотка с про­резью для выдергивания гвоздей и металлической или де­ревянной ручки. На металлической ручке также делается прорезь для гвоздей. Металлические части изготовляются из конструкционной или инструментальной стали.

Гвоздодер ударный используется для выдер­гивания гвоздей и шурупов, головки которых не выступа­ют над поверхностью. Имеет две губки, сидящие на оси, одна из которых жестко соединена с корпусом, другая — с фигурной ручкой. В корпусе имеется шток с укрепленным на нем грузом, который служит для забивания губок гвоз­додера в поверхность тары. Ударный гвоздодер изготовля­ется из инструментальной стали (губки), обыкновенной стали (корпус, ручка, ось) и из чугуна (груз).

Гвоздодеры обыкновенные на одном или обоих концах имеют прорезь для выдергивания гвоздей. Изго­товляются из инструментальной или конструкционной стали круглого сечения. Их рабочая поверхность термообработана.

Топоры хозяйственные, молотки и к л е -щ и применяются в подсобных помещениях магазинов и на складах как вспомогательный инвентарь.

В качестве инструмента для вскрытия металлической тары служит ключ для металлических бо­чек, при помощи которого открывают резьбовые метал­лические пробки. Ключ устроен в виде металлического стержня, концы которого отогнуты под прямым углом и имеют форму квадрата.

Для вскрытия льняных и бумажных мешков, картонной тары, товаров в паковочной ткани применяют нож для вскрытия мягкой тары. Нож; изготовлен из стали. Ручка выполнена в виде деревянных накладок из древесины твердолиственных пород.

Инвентарь для проверки размеров и качества товаров. Сюда относятся шаблоны, пробоотборники, овоскопы-вино-скопы.

Шаблоны представляют собой прямоугольные пла­стмассовые или металлические пластины с отверстиями диаметром 42, 45, 51, 60 и 70 мм. Применяются для сор­тировки лимонов по размерам.

Пробоотборники используются для взятия проб товаров.

Пробоотборники для сыпучих продуктов представляют собой желобок, изготовленный из металлической пластины, с конус­ным полым наконечником и с деревянной ручкой. Хранится пробоотборник для сыпучих продуктов в деревянном футляре.

Для арбузов и дынь применяется пробоотборник из лис­товой нержавеющей стали толщиной 1-1,2 мм. Изготовлен в виде желоба с заточенными краями. Внутри желоба уст­роен ограничитель, препятствующий чрезмерному про­движению пробоотборника при взятии пробы. Имеет руч­ку из древесины твердолиственных пород.

Пробоотборник для масла и сыра имеет металлическое лезвие в виде желобка и приваренную к нему крестооб­разную ручку. Материалом для изготовления пробоотбор­ника служит листовая нержавеющая или обыкновенная сталь с последующим никелированием.

Проверка качества яиц и вин на просвет производится при помощи овоскопа-виноскопа, который со­стоит из корпуса полусферической формы и двух съемных крышек с отверстиями для просвета яиц и вина, расфасо­ванного в бутылки. В нижней части прибора вмонтирован патрон с электролампой. Количество отверстий в крышках рассчитано на одновременный просвет 20 штук яиц или двух бутылок с вином. Корпус и крышки овоскопа-виноскопа изготовлены из листового алюминия толщиной 1,5 мм. Мощность электролампы составляет 40 Вт.

Для приемки некоторых культтоваров, а также товаров строительного и хозяйственного назначения используют мерительные инструменты. Это кронциркули для сравнительного измерения наружных размеров, нутромеры для определения внутренних размеров, штанген­циркули для точных наружных и внутренних измерений, микрометры для определения толщины или диаметра не­которых предметов (листового железа, проволоки и т. п.).

Инвентарь для подготовки товаров к продаже (рис. 18). К этой группе инвентаря относят приспособления для раз­руба, разделки и нарезки мяса, субпродуктов и рыбы, утю­ги и гладильные доски, щетки для чистки одежды и обуви, а также инвентарь для фасовки товаров.

Топоры мясорубные применяют для разруба туш мяса, рыбы и птицы. Выпускаются цельнокованными и с приварным стальным лезвием. Рабочая часть топора подвер­гается термической обработке и шлифовке. Насаживаются топоры на топорища из древесины твердолиственных пород.

Пилы-ножовки необходимы для распиливания крупных костей и туш мороженого мяса. Составными частями пилы являются ножовочное полотно из углеродистой стали, ос­нование, винт-барашек для натяжения полотна и фигурная ручка из пластмассы. Полотно ножовки термообрабатывается, основание и барашек винта покрываются молотковой эмалью. Для распиливания четвертин туш мяса, рыбы служат лен­точные малогабаритные электропилы, состоящие из ленточного полотна, надетого на два шкива и приводимого в движение от электродвигателя.

Один шкив является веду­щим и расположен в опорной части литой из алюминиевого сплава станины. Электродвигатель смонтирован в станине. Малогабаритная электропила имеет платформу для подачи кусков мяса и рыбы на распиливание. Для установки толщи­ны реза продукта предусмотрен фиксирующий упор. Под­ключается ленточная электропила к сети напряжением 220 В. Ножи производственные представляют об­ширную группу режущих инструментов, используемых как в подсобных помещениях, так и на рабочих местах продавцов. Подразделяют их в зависимости от назначения. Они имеют различную конфигурацию лезвия, ручки и разные размеры.

 

Рис. 18. Инвентарь для подготовки товаров к продаже:

1 — топор мясорубный; 2 — нож-секач; 3 — нож для разрубания мяса; 4 — нож для ветчины; 5 — нож для колбас; 6 — ножи для сыра; 7 — нож для хлеба; 8 — нож рычажный для хлеба; 9 — пила; 10 — струны для масла, сыра; 11 — ножницы; 12 — стеклорез; 13 — вилка гастрономическая; 14 — вилка со сбра­сывателем; 15 — вилка для капусты; 16 — лопатка кондитерская; 17 — щип­цы кондитерские; 18 — ложка разливательная; 19 — совок; 20 — доска разде­лочная; 21 — колода для разрубания мяса и рыбы

Материалом для изготовления лезвий ножей служит ин­струментальная термообработанная или нержавеющая сталь. Ручки изготовляются из дуба, бука или из древесины других твердолиственных пород в виде накладок, крепя­щихся при помощи заклепок и шайб из нержавеющей ста­ли или из цветных металлов.

Ручки ножей могут быть изготовлены также из термо­стойкой пластмассы. Лезвия и ручки ножей шлифуют.

Ножи производственные подразделяют на три группы: для разделки мяса, птицы, рыбы; гастрономические и хле­борезные.

Ножи для разделки мяса, птицы и рыбы включают большие мясницкие нолей, ножи-секачи, ножи-рубаки, ножи обвалочные для выемки костей и рыборазделочные.

Большие мясницкие ножи предназначены для разруба крупных костей, хрящей, сухожилий, туш ба­ранины, птицы и т. п.

Ножи-секачи используют для разруба крупных кусков мяса и рыбы.

Ножи-рубаки применяют для разруба мелких костей и разрезания крупных мускульных частей мяса и рыбы.

Ножи обвалочные необходимы для удаления костей и сухожилий. Имеют короткое лезвие с заострен­ным концом и фигурную ручку.

Нож для выемки костей имеет узкое лез­вие. При его помощи производится удаление крупных кос­тей из окороков и больших кусков мяса без значительной разрезки мякоти.

Нож-телятник служит для нарезки телячьих шницелей.

Ножи рыборазделочные бывают для по­трошения и разделки рыбы. Ножи для потрошения рыбы имеют серпообразную форму. При помощи их производит­ся вскрытие брюшка рыбы для удаления внутренностей. Снятие филе и резка свежей и свежемороженой рыбы осуществляется ножом для разделки рыбы, имеющим ко­роткое с двухсторонней заточкой лезвие.

Нарезка и разделка гастрономических товаров произво­дятся при помощи специальных ножей, имеющих различ­ную конструкцию. Ножи выпускаются, преимущественно, с длинными и узкими лезвиями. В эту группу ножей вклю­чают гастрономический, филейные и кухонные ножи, а также ножи для резки ветчины, сыра и масла, комплекты ножей-струн для резки монолитов масла.

Гастрономический (колбасный) нож необходим в основном для резки колбас и твердых гастро­номических изделий. Имеет длинное широкое заостренное лезвие.

Ножи филейные используются для резки руле­тов, окороков, грудинки, филе рыбы и других гастрономи­ческих изделий. Лезвие филейных ножей слегка суженное. Производятся они трех размеров — большой, средний и малый.

Ножи кухонные применяют для резки полуфаб­рикатов и готовой мясной и рыбной продукции, теста и овощей. Выпускаются трех размеров — большие, средние и малые. Кухонные ножи имеют слегка выгнутое лезвие.

Нож для резки ветчины имеет длинное, слегка суженное лезвие. Может быть также использован для резки рыбы холодного и горячего копчения.

Ножи для резки сыра имасла выпускают­ся прямые (с кривым коленом) и с зигзагообразной режу­щей частью лезвия для фигурной резки масла и сыра.

Нож-струна для резки монолитов масла состоит из рояльной струны диаметром от 0,2 до 0,5 мм длиной 600 мм и двух ручек из древесины твердолиственных пород. Кроме ножа-струны в его комплект входят две рогатки для резки длинных брусков масла. Основание рогаток изготовляется из никелированной проволоки диаметром около 6 мм.

Для резки хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий применяют хлеборезные ножи, включающие нож хлебо­резный рычажный, нож калачный и нож-пилу.

Хлеборезный рычажный нож состоит из основания с прорезью и установленной на нем рамы, лез­вия и рукоятки. Основание ножа крепится к столу или прилавку. Используют рычажные хлеборезные ножи в ма­газинах с большим объемом реализации хлеба. Основание ножа изготовляется из древесины, лезвие — из холоднока-танной стали, рама — из полосовой стали, планки для про­резей из нержавеющей или обычной тонколистовой стали с защитным покрытием.

Нож: калачный имеет широкое лезвие с округленной ре­жущей частью. Выпускается с деревянной круглой ручкой, утолщенной в месте крепления лезвия.

Нож-пила выпускается с волнообразно заточенным лезвием, что облегчает резку хлеба.

Разруб и разделка туш. и полутуш мяса, рыбы и птицы производится на стульях-колодах. Они изготов­ляются из дуба, бука и древесины других твердолиствен­ных пород и имеют деревянные или металлические ножки. Перемещение их осуществляется при помощи ручек. Сту­лья-колоды представляют собой набор брусков, скреплен­ных обручами из нержавеющей стали. Они бывают квад­ратными и круглыми, их поверхность шлифуется. Для пластования и разруба крупной рыбы используют топча­ны, которые отличаются от обычных стульев-колод не­сколько увеличенной длиной и изготовляются из монолит­ной древесины.

Для разруба и разделки крупных кусков мяса, тушек пти­цы и рыбы используют разделочные доски овальной и пря­моугольной формы, склеенные из брусков или монолитные. Изготовляются из твердолиственных пород дерева. Поверх­ность досок шлифуется. Выпускаются разных размеров.

Для подготовки к продаже непродовольственных това­ров применяют утюги, столы и доски гладильные, щетки одежные и для чистки обуви, ножницы портновские.

Инвентарь для фасовки товаров включает кружку-дозатор для сыпучих товаров, электроприспособление для фасовки гвоздей и шурупов, приспособление для сварки полимерной пленки.

Кружка-дозатор для сыпучих това­ров состоит из алюминиевого цилиндрического корпуса с передвижным регулируемым поршнем. На дне корпуса уст­роен поворотный диск, при помощи которого производится установка поршня по высоте корпуса. Объем продукта, со­ответствующий определенному его весу, устанавливается поворотным диском путем перемещения поршня по высоте. На поворотном диске обозначены коэффициенты пересчета объема в вес для различных сыпучих товаров. Точность до­зирования проверяется путем контрольного взвешивания. Поверхность насыпанного продукта выравнивается вруч­ную при помощи поворотного ножа, установленного шар-нирно на рукоятке кружки-дозатора. Изменение объема кружки осуществляется в пределах от 0,5 до 1 л.

Электропри спо с о б ление для фасов­ки гвоздей и шурупов состоит из электромаг­нита и автотрансформатора мощностью 500 Вт. Электро­магнит выполнен в виде цилиндра с пластмассовой ручкой и кнопкой-выключателем. На автотрансформаторе уста­новлен переключатель с четырьмя положениями, соответ­ствующими весу 0,2, 0,3, 0,4 и 0,5 кг товара. Необходимое количество гвоздей или шурупов отделяется от основной массы и переносится на весы с помощью электромагнита. Окончательное взвешивание товара производится на на­стольных весах.

Приспособление для сварки поли­этиленовой пленки применяется для герметиза­ции пакетов из полимерной пленки. Имеет настольное ис­полнение. Действие прибора основано на термоимпульс­ной сварке пленок. Сваривает полиэтиленовую пленку толщиной от 40 до 100 мк, сложенную вдвое. Работает от сети переменного тока напряжением 220 и 127 В частотой 50 Гц. Потребляемая мощность 100 Вт. Может быть исполь­зован не только в подсобном помещении, но и на рабочем месте продавца.

Вспомогательный инвентарь. Сюда относят приспособ­ления для точки, правки и хранения ножей, совки, ворон­ки, насос для перекачки жидкостей, лестницы (стремянки), лопаты роликовые для картофеля.

Точка и правка производственных ножей производится при помощи м у с а т а, представляющего собой круглый шлифованный металлический стержень с деревянной руч­кой. Стержень изготовляется из термически обработанной инструментальной стали, ручка из древесины твердолист-венных пород или капрона.

Кроме мусатов, для точки производственных ножей ис­пользуют специальные приспособления с наждачными кругами и электроприводом.

Для хранения производственных ножей в подсобном помещении или на рабочем месте продавца служат держа­тели для ножей, состоящие из двух алюминиевых уголков. Уголки соединены между собой двумя болтами с таким рас­четом, что между ними образован паз для укладки ножей.

Совки применяют при расфасовке и продаже сыпу­чих товаров, ягод, кондитерских и других товаров. Изго­товляются из листового алюминия толщиной около 1,5 мм (цельноштампованные или составные) или алюминиевого сплава (литые). Бывают также литые пластмассовые совки из гранулированного полипропилена.

Воронки используют для наливания жидкостей в емкости с узким горлом. Выпускаются разных размеров из пластмассы, алюминия или из белой жести.

Перекачка растительного масла в подсобном помещении магазина производится при помощи насоса. Состоит насос из корпуса, патрубка, воронки и отводной трубки.

Лестницы (стремянки) применяют на скла­дах, в подсобных помещениях и торговых залах магазинов при эксплуатации высоких стеллажей, горок и других ви­дов торгового оборудования. Бывают складные лестницы и лестницы-подставки.

Основными элементами складных лестниц являются трубчатые основание и подкос, соединительные трубки, деревянные ступеньки и площадка.

Лестница-подставка состоит из трубчатого каркаса, ступенек и площадки, устроенной в верхней час­ти лестницы. Ступеньки и площадка окантованы алюми­ниевым профилем.

Роликовую лопату используют для перевалки и затаривания картофеля и овощей. К корпусу лопаты приварена рама с расположенными на ней вращающими­ся роликами. Рама представляет собой вогнутую решетку и служит для принятия груза. В корпусе рамы имеется чере­нок для деревянной ручки. Изготовляется лопата из сталь­ных листа и прутка, окрашивается нитроэмалью.

Пломбир необходим для пломбирования свинцовы­ми, пластмассовыми или мастичными пломбами. Ручной рычажный пломбир состоит из стального корпуса, сталь­ной рукоятки и рычага с пружиной. Изготовляется из ста­ли обыкновенного качества с последующими никелирова­нием или блестящим цинкованием.

Инвентарь торговых залов продо­вольственных магазинов включает следую­щие группы: для проверки качества товаров, подготовки товаров к продаже и отпуска их покупателям, выкладки и рекламы товаров, отбора товаров покупателями.

Приспособлением для проверки качества продовольст­венных товаров, используемым не только в подсобном по­мещении, но и в торговых залах магазинов, является опи­санный выше овоскоп-виноскоп.

Инвентарь для подготовки продовольственных това­ров к продаже и отпуска их покупателям. Наряду с приспособлениями для разруба, разделки и нарезки мя­са, субпродуктов и рыбы, о которых шла речь ранее, к этой группе инвентаря относят также вилки, щипцы и лопатки торговые, ложки и ковши для солений, мутовки, посуду для продажи растительного масла, сачки для жи­вой рыбы.

Вилки торговые служат для раскладки и отпус­ка покупателю различных продовольственных товаров. В зависимости от назначения бывают гастрономические, со сбрасывателем (для пирожков, булочек, котлет и т. п.), ка­пустные и для хлеба.

Основание гастрономических вилок изготовляется из не­ржавеющей стали и имеет два заостренных рожка. Гастроно­мические вилки выпускаются с деревянными, пластмассовы­ми или цельноштампованными металлическими ручками.

Вилка со сбрасывателем представляет собой двухрож-ковую вилку с приспособлением для сбрасывания. Исполь­зуется для отпуска различных готовых изделий.

Вилка капустная необходима для взрыхления, выемки из бочек, раскладки и отпуска квашеной капусты. Имеет пять заостренных зубцов. Изготовляется из нержавеющей стали толщиной около 3 мм. Выпускается с деревянной или пластмассовой ручкой.

Для проверки покупателями качества хлеба в магазинах самообслуживания используют вилки для хлеба. Бывают цельнометаллические или с ручкой из полипропилена. Ос­нование вилки изготовляется из нержавеющей стали тол­щиной около 2,5 мм.

Лопатки торговые применяют для отпуска по­луфабрикатов, кулинарных, кондитерских и других изде­лий. Основание и черенок лопатки, к которому крепится ручка, изготовлены из листовой нержавеющей стали. Ма­териалом для изготовления ручки может быть использова­на древесина твердолиственных пород или пластмасса.

Щипцы торговые подразделяются на универсаль­ные, кондитерские, для продажи рыбы, для продажи капусты.

Универсальные щипцы имеют широкие лапки, которые соединены с ручками при помощи шарниров. Изготовля­ются из листового алюминиевого сплава.

Щипцы кондитерские могут быть изготовлены из не­ржавеющей стали или пластических масс. Бывают с гоф­рированными и прямыми лапками.

У щипцов для рыбы широкие со щелевидными прорезя­ми лапки, изготовленные из нержавеющей стали и укреп­ленные в двух проволочных держателях-ручках.

Для продажи капусты используют цельноштампованные щипцы. Захват капусты осуществляется лапками, каждая из которых состоит из семи загнутых внутрь рожков.

Ложка для солений представляет собой круг­лую лопасть диаметром около 100 мм и глубиной 40 мм с по­луовальным черенком. Ложка изготовляется из целого куска древесины, шлифуется и покрывается масляной краской.

Ковши для солений изготовляются из нержа­веющей стали или листового алюминия. Состоят из полу­сферы с отверстиями, металлической ручки и деревянной рукоятки.

Мутовка предназначена для перемешивания моло­ка и молочных продуктов в бидонах и флягах. Состоит из стального луженого стержня с ручкой на одном конце и алюминиевого диска с отверстиями на другом.

Посуда для продажи растительного масла выпускается в виде комплекта, который включа­ет бачок емкостью 30 л, кувшин с ручкой, кружку с верти­кальной ручкой, поддон с решеткой и воронку. Бачок слу­жит для хранения рабочего запаса масла растительного, кувшин — для разлива масла в посуду покупателя. Кружка используется для долива масла, поддон — в качестве под­ставки для кувшина и кружки. Изготовляется посуда цель-ноштампованной из листового алюминия.

Сачок для живой рыбы состоит из обода из нержавеющей проволоки диаметром около 8 мм, к которому крепится сетка из капроновой нити, и деревянной рукоятки.

Инвентарь для выкладки и рекламы продовольствен­ных товаров. В продовольственных магазинах для этих целей используют лотки для полуфабрикатов и готовых продоволь­ственных товаров, окорята витринные, подставки, крон­штейны и корзинки для показа сыпучих бакалейных товаров, кондитерских изделий, консервов, фруктов, овощей и т. п.

Лотки для выкладки товаров имеют пря­моугольную форму, выпускаются из алюминия пищевых марок, пластмасс, нержавеющей или качественной листо­вой стали с последующим покрытием светлой стеклоэма-лью. Используют для хранения, выкладки и рекламы пи­рожных, мясных и рыбных изделий. Пластмассовые лотки применяют, преимущественно, для выкладки продуктов, влажность которых не превышает 15 процентов.

Окорята витринные изготовляются цельноштампо­ванные из листовой декапированной или другой качест­венной стали с последующим покрытием светлой стекло-эмалью. Обычно стальные эмалированные окорята имеют овальную форму. Предназначены для выкладки рыбы, со­лений, салатов, винегретов и других продуктов.

Для показа сыпучих бакалейных товаров и кондитер­ских изделий используют прозрачные подставки из органического или силикатного стекла. Они могут быть од­но- или многосекционными различной формы.

Корзины или лотки из проволоки, лозы, пласт­массы применяют для выкладки фруктов и овощей.

Товары, расфасованные в бутылки, а также консервы выкладывают на стационарных кассетных подставках или вращающихся многоярусных стендах.

Инвентарь для отбора товаров покупателями. Сюда относят корзины и тележки для отбора товаров покупате­лями в магазинах самообслуживания.

Корзины для отбора товаров поку­пателями. Выпускают из проволоки и пластмассы. Проволочные корзины имеют одну или две откидывающие­ся ручки. Их можно укладывать в штабель и поэтому для их хранения требуется немного места. Проволочные корзины покрывают пластическими массами, оцинковывают или никелируют. Пластмассовые корзины отличаются увели­ченной высотой и выпускаются с двумя боковыми ручками. Корзины имеют различные вместимость и размеры.

Для перевозки пустых корзин в магазинах самообслу­живания применяют специальные тележки на четырех по­воротных колесах, покрытых резиной. Каркас тележки и


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: