Сопротивление движению тягового органа

Для расчета элементов конвейера на прочность, определения общего тягового усилия и мощности привода необходимо знать натяжение тягового элемента по всей трассе.

Это натяжение слагается из первоначального натяжения, суммы всех сопротивлений, усилия подъема груза и дополнительных динамических нагрузок. Трасса конвейера состоит из прямолинейных, криволинейных участков и поворотных пунктов. На этих участках трассы сопротивления могут быть распределёнными (линейными) и сосредоточенными (местными). Рассредоточенные сопротивления действуют на прямолинейных горизонтальных, наклонных и вертикальных участках и на криволинейных участках.

Сосредоточенные - на поворотных пунктах. Кроме того сосредоточенные сопротивления могут быть в местах погрузки, разгрузки конвейера, на очищающих устройствах и др.

На рис. 8.1 приведены три случая движения тягового органа и груза:

1) толканием (волочением) груза по неподвижному желобу скребками, прикрепленными к тяговому органу, перемещающемуся в желобе (скребковые, толкающие конвейеры);

2) переноской груза на несущей поверхности (пластины, лента), прикрепленной к тяговому органу, опирающемуся на ходовые катки, движущиеся по направляющим (пластинчатые, ленточно-цепные конвейеры);

3) переноской груза на несущей поверхности ленты, движущейся по стационарным опорным роликам (ленточные конвейеры).


Рис. 8.1. Схемы движения тягового органа и груза

Сопротивление на прямолинейных участках

Величина сопротивления на единицу длины (1 п.м.) участка, Н

Для первого случая:

где - погонная масса цепи со скребками;

- коэффициент сопротивления перемещения груза;

- коэффициент сопротивления движению цепи со скребками.

Если цепь перемещается скольжением по желобу (коэффициент трения).

Если цепь перемещается на катках:

где - коэффициент трения скольжения в цапфах,

- диаметр цапфы;

k - коэффициент трения качения;

Д – наружный диаметр катка;

С – коэффициент добавочного сопротивления для катков с ребордами вследствие трения реборд о направляющие (рельсы).

Для второго случая:

где - погонный вес цепи с пластинами;

- коэффициент сопротивления перемещению пластинчатого полотна с грузом на катках

Для третьего случая:

где - погонная масса ленты; кг/м;

- масса вращающихся частей стан. опорн. роликов;

- то же на 1 м длины холостой ветви, кг/м;

- масса вращающихся частей одной роликоопоры соответственно грузовой и порожней ветвей, кг;

- расстояние между опорами на грузовой и порожней ветвях;

- коэффициент сопротивления движения ленты с грузом по роликоопорам;

- коэффициент сопротивления в цапфах роликов.

В практических расчетах обычно вместо двух коэффициентов вводят один общий коэффициент сопротивления, определяемый экспериментально, а погонный вес роликов складывают с весом движущихся частей конвейера. Тогда

Знак "плюс" соответствует движению вверх, "минус" - вниз.

Для определения сопротивления движению всего прямолинейного участка длиной L необходимо полученные сопротивления и умножить на L.

Сопротивление на криволинейных участках трассы

Чаще всего тяговый элемент проходит криволинейные участки трассы конвейера следующими способами (рис. 8.2):

1) скольжением по криволинейной направляющей шин, борту желоба;

2) качением по криволинейной направляющей на ходовых катках (роликах);

3) качением по стационарным роликам, расположенным вдоль криволинейного участка.

Рис. 8.2. Схемы криволинейных участков конвейеров

При движении тягового органа скольжением по криволинейной направляющей с центральным углом (в радианах) и с коэффициентом трения f соотношение между величинами натяжения тягового элемента в начальной Sнб и конечной Sсб точках криволинейного участка можно считать (несколько ориентировочно) по Эйлеру

при качении на ходовых роликах или на батарее стационарных роликов с коэффициентом их сопротивления .

Сопротивление на криволинейном участке

Более утонченно можно найти Sсб по довольно сложным формулам.

Сопротивление на поворотных пунктах

Рис. 8.3. Схема поворотного участка

Поворотные пункты служат для сопряжения двух соседних, расположенных под углом друг к другу участков трассы конвейера. Здесь тяговый элемент огибает блоки с гладким ободом (канат, кольцевая цепь) или барабаны (лента), блоки с прямолинейными гранями (длиннозвенные цепи) или зубчатые блоки-звёздочки (цепи).

Сопротивление складывается в основном из сопротивления трению в подшипниках вала и сопротивления сгибанию и разгибанию тягового органа. Величину сопротивлений можно принимать пропорциональной натяжению в набегающей ветви тягового элемента, т.е.

Тогда натяжение в сбегающей ветви

Обозначим (1+k)=К, тогда

При приближенных расчетах в зависимости от диаметра блока, барабана или звездочки и условий работы можно принимать при углах обхвата тяговым элементом 900 К=1,03(1,05 и 1800: К = 1,05-1,07.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: