Производство битумов

Назначение – получение битумов различных сортов и марок. Применяются следующие способы: 1) глубокая вакуумная перегонка мазута (получаемый при этом продукт называется остаточный битумом); 2) окисление нефтепродуктов воздухом при высокой температуре (с получением так называемых окисленных битумов); №) компаундирование остаточных и окисленных битумов. Ниже рассматривается процесс производства битумов окислением тяжелых нефтяных фракций.

Технологический режим:

Температура,0С

сырья на входе на установку 100-120

окисления в Р-1-Р-4 260

битума после Х-2,Х-3, Х-4 170

Давление, кгс/см2

воздуха на входе в смесители 9

смеси на входе в Р-1-Р-4 8

Расход воздуха, м33 продукта 100-150

Отношение рециркулят:сырье 6:1

Технологическая схема.

Окисление остатков проводится как периодическим (в кубах), так и непрерывным (в трубчатых реакторах и окислительных колоннах) способом. Воздух подается с помощью компрессоров или вращающихся диспергаторов (при получении битумов бескомпрессорным методом на установках малой мощности).

Установка состоит из двух блоков – на первом получают строительные, на втором – дорожные вязкие битумы. Гудрон через печь П-1 поступает в емкость Е-1, а затем в смесителях М-1, М-2 контактирует с воздухом и рециркулирующим окисленным продуктом. Смесь направляется в трубчатые реакторы первого блока Р-1, Р-2. Продукты окисления из реакторов переходят в испаритель К-1, где происходит отделение газообразной фазы от жидкой. Газы (воздух, пары отгона, окислы углерода и серы) через холодильник Х-1 направляются в сепаратор К-3. Из К-3 выводятся несконденсировавшиеся газы окисления – на сжигание в печь П-3, отгон – через холодильник Х-5 с установки.

Окисленный продукт с низа испарителя К-1 частично возвращается в смесители М-1 и М-2 на рециркуляцию, а балансовый избыток откачивается в емкости Е-3 – Е-6. Из емкостей строительный битум поступает на розлив в крафт-мешки и автобитумовозы.

Дорожные битумы получают окислением асфальта деасфальтизации по схеме, аналогичной описанной выше (смесители М-3, М-4, реакторы Р-3, Р-4, испаритель К-2). Окисленный продукт из испарителя К-2 подается в смеситель М-5 на компаундирование с поверхностно-активными веществами и экстрактором селективной очистки масел, а затем попадает в емкости Е-7 – Е-14. Если на предприятии отсутствуют асфальты и экстракты (НПЗ топливного профиля), то дорожные битумы получают окислением гудрона. Дорожные вязкие битумы разливаются из емкостей Е-7, Е-8 в железнодорожные цистерны, бункерные полувагоны и автобитумовозы. Для получения дорожных жидких битумов вязкие битумы в смесителе М-6 смешиваются с разжижителем – фракцией 160-3000С.


Схема установки производства битумов:

I-гудрон; II-асфальт; III-экстракт; IV-ПАВ; V-фракция 160 – 300оС; VI-отгон; VII-IX – налив битумов в битумовозы (VII-строительный, VIII-дорожный вязкий, IX-дорожный жидкий); X-налив строительного битума в крафт-мешки и битумовозы; XI-налив дорожного битума в железнодорожные цистерны и бункерные полувагоны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: