Вопросы к тексту

1. Как бы вы определили социальную сущность маргиналов и источники пополнения их рядов?

2. Что означает процесс укорененности и чем от него отличается лишенность социальных корней?

3. Почему у человека так глубоко меняется система ценностей, когда он попадает из устойчивой социальной среды в неустойчивую?

4. Автор подчеркивает важность групповых связей как фактора, снижающего уровень маргинальности. Но разве не в толпе и группе сверстников подросток ведет себя самым вызывающим и жестоким образом? Ведь проявление вандализма футбольными фанатами всегда происходит в сообществе. Нет ли здесь противоречия в позиции автора?

5. Как вы поняли мысль о двух разнонаправленных процессах? Можно ли их уподобить восходящей и нисходящей социальной мобильности?

143. Кто такие

• неприкасаемые

• отверженные

• верхний — высший класс

• брахманы

• служилое дворянство

• эстрадная звезда

• кшатрии

144. Социологический практикум

Социальная пирамида устроена так:

• чем выше слои, тем больше привилегий;

• чем больше привилегий, тем труднее их получить;

• чем выше ступенька, тем больше на подступах к ней барьеров;

• чем больше привилегий, тем больше желающих их добиться;

• чем выше ступенька, тем меньше на ней мест для желающих;

• чем выше ступенька, тем жестче отбор претендентов;

• чем ценнее блага, тем они дефицитнее;

• чем дефицитнее блага, тем меньшему числу желающих они достанутся;

• чем ценнее блага, тем больше желающих их получить;

• чем больше желающих, тем острее конкурентная борьба за их обладание;

• чем выше конкуренция, тем жестче правила отбора;

• чем жестче правила отбора, тем сильнее и способнее прошедшие наверх;

• чем сильнее и способнее те, кто оказался наверху, тем меньше шансов вытеснить их у тех, кто только взбирается наверх.

Попробуйте продолжить этот анализ, задействовав в своих рассуждениях такие факторы, как титулы, образование, возраст, доход и далее по выбору.

145. Объясните, почему

• стратификация, т. е. неравенство в доходах, власти, престиже и образовании, возникла вместе с зарождением человеческого общества;

• девиантным может оказаться самый невинный на первый взгляд поступок;

• статусный набор каждого человека неповторим;

• во всех индустриально развитых странах женщине продвинуться сложнее, чем мужчине.

146. Даны двa определения

1. Х — это люди, вынуждено покинувшие свою страну.

2. У — это люди, добровольно покинувшие свою страну.

Из перечисленных ниже социально-демографических понятий вам предстоит выбрать те, которые подходят каждому определению (их может быть по несколько для одного определения):

Таблица 9

147.

К определенному возрасту человек накапливает социальный опыт. Он складывается из наблюдений за тем, какие группы населения как ведут себя в тех или иных ситуациях, какое место они занимают в общественной иерархии, какие социальные роли выполняют, как они трудятся и отдыхают. Есть такой опыт и у вас. Он есть у всех.

Попробуем использовать его и построить на его основе логические умозаключения. Это просто. Надо быть внимательным. Действуйте на основе примера.

Пример:

• Женщины имеют тенденцию вступать в брак раньше мужчин.

• Затраты на питание в семейном бюджете бедных, в процентном исчислении, выше, чем у богатых.

А теперь придумайте 5—6 похожих закономерностей, описывающих те или иные социальные группы, скажем, женщин и мужчин, молодежь и пожилых, бедных и богатых.

148. Раскройте содержание термина «общество» как

• определенную группу людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности;

• конкретный этап в историческом развитии страны;

• обособление от природы.

149.

В богатых странах порог бедности выше, чем в бедных. Стало быть, можно ожидать, что за чертой бедности окажется больше людей. Но в богатых странах выше, чем в бедных, и уровень жизни населения.

Как вы думаете, где больше бедных — в богатых или в бедных странах?

150. Расскажите об этих явлениях подробнее

• В 1722 г. Петр I учредил новую систему званий, известную как «Табель о рангах». Каждый род государственной службы — воинская, штатская и придворная —делился на 14 рангов, или классов. Класс обозначал ранг должности, который получил название классного чина. За его обладателем закрепилось наименование «чиновник».

Когда мы рассматриваем всемирную историю как продвижение человечества от доиндустриального к индустриальному и постиндустриальному обществу, то говорим о возросшем значении в современную эпоху научных знаний, информации, интеллектуального труда, а также досуга и творчества.

151. Как вы понимаете эти выражения?

Какие аргументы вы могли бы привести в защиту этого суждения?

• Рабство — экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства.

• Брак — институт, регулирующий отношения только супругов, а семья — институт, регулирующий еще и отношения между родителями и детьми.

• Социальная напряженность — высокий уровень недовольства населения существующим положением дел, выражающийся в скрытой агрессивности и готовности выразить свое настроение в открытой форме.

• В основе социальной напряженности — исходной клеточки конфликта — лежит чувство социальной неудовлетворенности, ощущение ущемления своих интересов, несправедливого ограничения доступа к социальным благам или привилегиям. Одновременно с ними возникает феномен переоценки своих сил одной из сторон.

• На язык предписаний переводится все то, что так или иначе ценится обществом.

• Социальный контроль выполняет функцию консерватора в парламенте. Социальный контроль выполняет функцию милиционера на улице.

• Нормы выполняют определенные функции в зависимости от того, в каком качестве они себя проявляют, — как стандарты поведения (обязанности, правила) или как ожидания поведения (реакция других людей).

152. Правильным или неправильным является следующее утверждение?

Общество первобытных охотников и собирателей сменило феодальное, затем рабовладельческое, наконец, капиталистическое общество.

Если оно кажется вам неправильным, то превратите его в истинное суждение.

153.

Нерадивый ученик кое-что перепутал в приведенной ниже таблице. Помогите ему справиться с решением задачи.

Таблица 10

154. Как вы понимаете эти выражения?

• Человеческое общество развивается от простого к сложному.

• Понятие «гражданское общество», возникшее в конце XVIII века, описывало нравы и обычаи всего народа, самодеятельность и самоуправление населения, участие в политической жизни простых людей.

• Дети, старики, инвалиды являются производителями материальных ценностей лишь частично.

• Религия придает смысл человеческой жизни и определяет основные нормы морали.

• Браки заключаются между представителями данного объединения.

155. Расскажите об этих явлениях подробнее

• Рабство возникло в глубокой древности в Египте, Вавилоне, Китае, Греции, Риме и сохранилось в ряде регионов практически до настоящего времени.

• Каждое сословие включало множество слоев, рангов, уровней, профессий, чинов. Так, государственной службой могли заниматься лишь дворяне. Аристократия считалась воинским сословием (рыцарством).

• Занятость в производстве не освобождает женщину от домашних дел. Посему у работающих женщин по сравнению с работающими мужчинами трудовая нагрузка возрастает в два раза. И неизвестно, где она устает больше.

156. Кто такие

• средний — средний класс

• средне- и малоквалифицированные рабочие,

• «белые воротнички»

• нижний — средний класс

• поместное дворянство

• нижний — низший класс

157. Согласны ли вы с этими суждениями?

Свою позицию обоснуйте.

• Рабство — исторически первая система социальной стратификации.

• Причинами горизонтальной мобильности служат такие факторы: социальные революции, иностранные интервенции, нашествия, межгосударственные войны, гражданские войны, военные перевороты, смена политических режимов, замена старой конституции новой и др.

• Формой стратификации, предшествующей классам, являются сословия.

158. Социологический практикум

С какими из перечисленных ниже общностей, людьми вы чувствуете наибольшую близость? О ком вы могли бы сказать, что это — «мы»? Итак, Вы чувствуете наибольшую близость часто, иногда или практически никогда не чувствуете близость с:

Таблица 11

Проанализируйте статистические данные в таблице. Какие закономерности или тенденции вы можете отметить. Составьте научный отчет на 0,5—1 страницу.

159. Расскажите об этих явлениях подробнее

• В течении 70 лет советское общество представляло собой самое мобильное в мире общество наряду с Америкой. Доступное всем слоям бесплатное образование открывало перед каждым такие же возможности продвижения, какие существовали только в США.

• Развитие промышленности три столетия назад потребовало превращения крестьянства в пролетариат.

• Двоюродных родственников, т. е. ближайших родственников, может быть только 33. Они ранжируются по степени родства начиная с тещи (мать-в-законе) и кончая племянником.

160. Социологический практикум

Рассмотрите данные в таблице. Они характеризуют мотивы вступления в брак.

Таблица 12

Вам надо выписать по три главных мотива отдельно для мужчин и женщин. После этого надо охарактеризовать их, дать определение (например, эмоциональные, прагматические, рациональные, романтические).

161.

Семейное, или генеалогическое древо отображает всю совокупность родственников одного человека, восходящую по крайней мере к двум парам его дедушек и бабушек и включающую всех родственников по нисходящей линии двух пар, а также их супругов.

Постройте нисходящую, восходящую и боковую линии своего генеалогического дерева. Дайте определение этим линиям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: