Многонациональные и международные реки

Значительное число рек пересекает территорию нескольких государств. Каждое из прибрежных государств осуществляет суве­ренитет в отношении той части реки, которая находится на его территории. Вместе с тем, поскольку река составляет единое це­лое, возникает необходимость в согласованном регулировании ее правового режима между заинтересованными государствами. Та­кого рода реки называются многонациональными.

Однако особую роль в мировой экономике играют крупные, судоходные на значительном своем протяжении реки, пересекаю­щие территории нескольких стран и имеющие судоходный выход в море. Такие реки служат важной транспортной артерией. В их использовании заинтересованы не только прибрежные государст­ва, и это в свою очередь требует отражения в международном до­говоре. Если подобные реки открыты для плавания судов всех стран, их принято называть международными.

Характеризуя различный режим международных рек, их, в частности, разделяют на реки международного значения, находящиеся под контролем комиссий, в состав которых входят представители только прибрежных государств (интернационализа­ция первой степени); реки международного значения, находящие­ся под контролем комиссий, в которых представлены также не­прибрежные государства (интернационализация второй степени); международные реки, состоящие под непосредственным управле­нием комиссий (интернационализация третьей степени)1.

Общими международно-правовыми основами регулирования режима таких рек должны служить принципы суверенного равен­ства сторон, взаимной выгоды, всестороннего учета взаимных ин­тересов в использовании вод реки. Начало признания таких прин­ципов было положено Декретом французского Конвента от 16 но­ября 1792 г. в отношении рек Шельды и Мааса, где говорилось, что «ни одна нация, не совершая несправедливости, не может присвоить себе исключительного права пользоваться рекой и пре­пятствовать соседним народам, живущим вверх по течению, поль­зоваться теми же преимуществами».

Универсальным международным соглашением в данной облас­ти, которое может служить образцом международного сотрудниче­ства, является Конвенция о режиме судоходства на Дунае 1948 г. Ее участниками являются Россия, Украина, Болгария, Венгрия, Ру­мыния, Чехия, Словакия и Югославия. В 1960 г. к ней присоеди­нилась Австрия.

В соответствии со ст. 1 Конвенции навигация на Дунае должна быть свободной и открытой для граждан, торговых судов и това­ров всех государств на основе равенства в отношении портовых и навигационных сборов и условий торгового судоходства.

Придунайские государства обязались содержать свои участки Дуная в судоходном состоянии для речных и на соответствующих участках морских судов и производить необходимые работы для обеспечения и улучшения условий судоходства, а также не ставить препятствий или помех для судоходства на фарватерах Дуная.

Конвенцией предусмотрено учреждение Дунайской комиссии, в компетенцию которой, в частности, входит наблюдение за ис­полнением положений Конвенции, составление общего плана ос­новных работ в интересах судоходства, консультация и дача реко­мендаций специальным речным администрациям и обмен с ними информацией, установление единой системы навигационной пу­тевой обстановки и т. д.

Санитарные и полицейские правила, применяемые на Дунае, должны осуществляться без дискриминации по мотивам нацио­нальной принадлежности судов, пунктов их отправления и назна­чения или по каким-либо другим причинам.

Функции таможенного, санитарного и речного надзора на Ду­нае осуществляются придунайскими государствами, которые со­общают Комиссии изданные ими правила, чтобы Комиссия могла содействовать унификации таможенных и санитарных правил и осуществлять унификацию правил речного надзора.

Для покрытия расходов по обеспечению судоходства приду­найские государства по согласованию с Комиссией могут взимать с судов навигационные сборы, размер которых определяется в за­висимости от стоимости содержания обстановки и стоимости ра­бот.

Конвенция предусматривает и порядок разрешения споров. Любой спор между участниками относительно применения и тол­кования Конвенции, не решенный путем прямых переговоров, по требованию любой из спорящих сторон передается на разрешение Согласительной комиссии из членов, назначаемых по одному от Каждой из спорящих сторон, и одного члена, назначаемого пред­седателем Дунайской комиссии из числа граждан государств, не Участвующих в споре, а если председателем Комиссии является гражданин государства, участвующего в споре, то — Дунайской комиссией.

Аналогично и в отношении Эльбы и Шельды применяется принцип свободы судоходства.

На Берлинской конференции 1884—1885 гг. по Конго был принят Генеральный акт о свободе судоходства для торговых судов всех наций по рекам Конго и Нигер и их притокам и о создании специальной Международной комиссии для регулирования судо­ходства по реке Конго.

В 1963 г. девять африканских стран, расположенных по реке Нигер, подписали Соглашение о сотрудничестве в совместном ис­пользовании реки.

Самой длинной рекой в мире является Нил, протяженность ко­торого составляет 6,7 тыс. км. Нил проходит через территории Ру­анды, Кении, Танзании, Уганды, Эфиопии, Судана, Египта и впа­дает в Средиземное море. Издавна водные ресурсы Нила использу­ются совместно всеми прибрежными государствами для целей сельского хозяйства, водоснабжения, рыболовства и судоходства.

Другой рекой, имеющей важное международное значение, яв­ляется Амазонка (6,4 тыс. км), ширина которой местами достигает 150 миль. Многостороннего договора, регулирующего режим Ама­зонки, нет, однако в соответствии с законодательством прибреж­ных государств (Боливия, Бразилия, Колумбия, Перу, Эквадор) судам всех стран предоставлена свобода судоходства по этой реке.

Река Меконг протекает по территории шести государств — Ки­тая, Мьянмы, Лаоса, Таиланда, Камбоджи и Вьетнама. Междуна­родно-правовое регулирование ее режима осуществляется преиму­щественно в рамках регионального сотрудничества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: