Постоянно растущие темпы индустриализации и урбанизации Европы в послевоенный период привели, с одной стороны, к увеличению спроса на пресную воду и, с другой стороны, к значительному загрязнению озер, рек и прибрежных вод. В этой связи государства — члены Европейской экономической комиссии (ЕЭК) на Специальном совещании по проблемам внутренних водных путей в 1955 г. активно обсудили вопросы охраны континентальных вод от загрязнения, вызываемого речными судами.
В 1966 г. ЕЭК одобрила Декларацию о политике в области охраны вод от загрязнения. В ней отмечалось, что охрана вод от загрязнения целиком и полностью вменяется в обязанность правительствам и требует тесного международного сотрудничества, а также сотрудничества с местными органами и содействия со стороны всех потребителей воды. В Декларации отмечается также, что охрана вод от загрязнения является неотъемлемой частью политики водоснабжения и использования водных ресурсов. Декларация призвала правительства предусмотреть принятие организационных и правовых мер, направленных на эффективное проведение этой политики, а также призвала проводить экономические меры, осуществлять обмен информацией и укреплять международное сотрудничество в целях защиты общих водных ресурсов.
|
|
Позже ЕЭК одобрила Декларацию о политике в области предупреждения и борьбы с загрязнением водных ресурсов, включая трансграничное загрязнение, Декларацию о политике в области рационального использования водных ресурсов (1984 г.), Принципы сотрудничества в области трансграничных вод, Хартию рационального использования подземных вод (1989 г.).
В Заключительном акте СБСЕ 1975 г. подтверждается, что «защита и улучшение окружающей среды, а также охрана природы и рациональное использование ее ресурсов в интересах нынешнего и будущих поколений является одной из задач, имеющих большое значение для благосостояния народов и экономического развития всех стран». В этом документе предусмотрены следующие области сотрудничества: предотвращение загрязнения вод, в частности рек, протекающих по территории нескольких государств, и международных озер; технические способы повышения качества воды и дальнейшее развитие способов и средств очистки промышленных и коммунальных стоков; методы оценки ресурсов пресных вод и улучшение их использования, особенно путем создания производственных процессов, обеспечивающих уменьшение загрязнений и снижение потребления пресной воды.
В дальнейшем эти направления сотрудничества были конкретизированы в итоговых документах Мадридской (1980 г.) и Венской (1989 г.) встречах государств — участников СБСЕ.
|
|
Вопросы статуса и охраны международных водотоков обсуждались на международных конференциях по охране окружающей среды в Стокгольме (1972 г.) и Рио-де-Жанейро (1992 г.). В частности, в Декларации Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию указано, что меры в области охраны окружающей среды, направленные на решение трансграничных или глобальных экологических проблем, должны, насколько это возможно, основываться на международном консенсусе (принцип 12).
Согласно Конвенции по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер 1992 г. (Конвенция вступила в силу для России 6 октября 1996 г.) трансграничные воды — это любые поверхностные или подземные воды, которые обозначают, пересекают границы между двумя или более государствами или расположены на таких границах. В тех случаях, когда трансграничные воды впадают непосредственно в море, предметы таких трансграничных вод ограничиваются прямой линией, пересекающей их устье между точками, расположенными на линии малой воды на их берегах.
Таким образом, трансграничными водами являются озера, крупные водоемы, реки, водные бассейны, естественные водные резервуары и т. д. По статусу трансграничные воды являются международными водотоками, так как они пересекают государственные границы двух или более государств или расположены на таких границах.
Международное право охраняет эти воды от трансграничного воздействия. Последнее означает любые значительные вредные последствия, возникающие в результате изменения состояния трансграничных вод. Эти вредные последствия вызываются деятельностью человека, физический источник которой расположен полностью или частично в районе, находящемся под юрисдикцией соответствующего государства — участника Конвенции 1992 г. К числу таких последствий для окружающей среды относятся последствия для здоровья и безопасности человека, флоры, фауны, почвы, воздуха, вод, климата ландшафта и исторических памятников или других материальных объектов или взаимодействие этих факторов. К их числу также относятся последствия для культурного наследия или социально-экономических условий, возникающие в результате изменения этих факторов.
Конвенция 1992 г. обязывает участников принимать все соответствующие меры для предотвращения, ограничения и сокращения любого трансграничного воздействия. В этих целях они должны осуществлять мероприятия:
а) для предотвращения, ограничения и сокращения загрязнения вод, которое оказывает или может оказывать трансграничное воздействие;
б) для обеспечения использования трансграничных вод в целях экологически обоснованного и рационального управления водными ресурсами, их сохранения и охраны окружающей среды;
в) для обеспечения использования трансграничных вод разумным и справедливым образом с особым учетом их трансграничного характера при осуществлении деятельности, которая оказывает или может оказывать трансграничное воздействие;
г) для обеспечения сохранения и, когда это необходимо, восстановления экосистем.
Итак, государства должны постоянно предпринимать необходимые меры, направленные на предотвращение загрязнения вод, рациональное управление водными ресурсами, обеспечение сохранения и восстановления экосистем.
При принятии указанных выше мер государства руководствуются следующими принципами:
— принципом принятия мер предосторожности. В соответствии с этим принципом меры по предупреждению возможного трансграничного воздействия утечки опасных веществ не должны откладываться на том основании, что научные исследования не установили в полной мере причинно-следственной связи между этими веществами, с одной стороны, и возможным трансграничным воздействием - с другой;
|
|
— принципом «загрязнитель платит», в соответствии с которым расходы, связанные с мерами по предотвращению, ограничению и сокращению загрязнения, покрываются загрязнителем;
— принципом управления водными ресурсами. В соответствии с этим принципом нынешнее поколение должно предпринять все возможные усилия, чтобы избежать угрозы исчезновения ресурсов, которых не будет хватать для удовлетворения потребностей будущих поколений.
Государства индивидуально или совместно вправе утверждать и осуществлять более строгие меры, чем те, которые предусмотрены в Конвенции 1992 г.
Для предотвращения, ограничения и сокращения трансграничного воздействия государства разрабатывают, утверждают, осуществляют соответствующие правовые, административные, экономические, финансовые и технические меры и по возможности Добиваются их совместимости для обеспечения предотвращения, ограничения и сокращения в источнике сброса загрязнителей; охраны трансграничных вод от загрязнения из точечных источников; определения предельных норм для сбросов сточных вод; применения биологической очистки; применения оценки воздействия на окружающую среду; поощрения устойчивого управления водными ресурсами и т. д.
Государства — участники Конвенции устанавливают предельные нормы содержания загрязнителей в сбросах из точечных источников в поверхностные воды на основе наилучшей имеющейся технологии. Эти меры могут, например, включать полное или частичное запрещение производства или использования опасных веществ.
Трансграничными водотоками являются также международные озера. В мире существует более 100 озер, имеющих статус пограничных. Правовой режим этой категории озер определяется соответствующими соглашениями прибрежных государств. Почти в каждом пограничном озере, как правило, установлен свой собственный, совершенно отличный порядок судоходства, рыболовства и т.д.
|
|
По признакам международно-правового статуса и режима использования пограничные озера можно объединить в две группы.
1. Обычные пограничные озера, т. е. озера, водными путями и ресурсами (живыми и минеральными) которых могут пользоваться в соответствии с заключенными международными договорами только прибрежные государства. Например, Нидерланды и ФРГ 8 апреля 1960 г. подписали Договор о линии общей границы, пограничных водах, статусе расположенной на границе собственности, путях пересечения границы по земле и внутренним водам и по другим пограничным вопросам. Согласно ст. 57 Договора договаривающиеся стороны соглашаются проводить регулярные консультации по всем вопросам, касающимся использования и управления водными ресурсами и решения всех спорных вопросов. Такие консультации должны проводиться в рамках Постоянной комиссии по пограничным водам.
2. Пограничные озера, открытые для международного судоходства третьих стран. Таковыми, например, являются Великие Озера, группа больших озер в восточной части Северной Америки в бассейне реки Святого Лаврентия.
Пограничными считаются озера, по которым проходит государственная граница двух или нескольких государств. Имеются пограничные бессточные озера и соединенные с океаном. Воды этих бассейнов обычно разделяются линиями межгосударственных границ на основе норм, регулирующих сухопутные границы. Часто подобное разделение осуществляется в соответствии со специальными соглашениями. Пограничная линия обычно соответствует срединной или равноудаленной линии на рассматриваемых морях и озерах между прибрежными государствами. Подобная межгосударственная граница может совпадать с границей территориальных вод, или исключительных экономических зон, или континентального шельфа.
По мнению ряда государств (например, Азербайджана), пограничным озером является Каспийское море.