Правовой режим трансграничных водотоков и международных озер

Постоянно растущие тем­пы индустриализации и урбанизации Европы в послевоенный пе­риод привели, с одной стороны, к увеличению спроса на пресную воду и, с другой стороны, к значительному загрязнению озер, рек и прибрежных вод. В этой связи государства — члены Европей­ской экономической комиссии (ЕЭК) на Специальном совещании по проблемам внутренних водных путей в 1955 г. активно обсуди­ли вопросы охраны континентальных вод от загрязнения, вызы­ваемого речными судами.

В 1966 г. ЕЭК одобрила Декларацию о политике в области ох­раны вод от загрязнения. В ней отмечалось, что охрана вод от за­грязнения целиком и полностью вменяется в обязанность прави­тельствам и требует тесного международного сотрудничества, а также сотрудничества с местными органами и содействия со сто­роны всех потребителей воды. В Декларации отмечается также, что охрана вод от загрязнения является неотъемлемой частью по­литики водоснабжения и использования водных ресурсов. Декла­рация призвала правительства предусмотреть принятие организа­ционных и правовых мер, направленных на эффективное проведе­ние этой политики, а также призвала проводить экономические меры, осуществлять обмен информацией и укреплять междуна­родное сотрудничество в целях защиты общих водных ресурсов.

Позже ЕЭК одобрила Декларацию о политике в области пре­дупреждения и борьбы с загрязнением водных ресурсов, включая трансграничное загрязнение, Декларацию о политике в области рационального использования водных ресурсов (1984 г.), Принци­пы сотрудничества в области трансграничных вод, Хартию рацио­нального использования подземных вод (1989 г.).

В Заключительном акте СБСЕ 1975 г. подтверждается, что «за­щита и улучшение окружающей среды, а также охрана природы и рациональное использование ее ресурсов в интересах нынешне­го и будущих поколений является одной из задач, имеющих боль­шое значение для благосостояния народов и экономического раз­вития всех стран». В этом документе предусмотрены следующие области сотрудничества: предотвращение загрязнения вод, в част­ности рек, протекающих по территории нескольких государств, и международных озер; технические способы повышения качества воды и дальнейшее развитие способов и средств очистки промыш­ленных и коммунальных стоков; методы оценки ресурсов пресных вод и улучшение их использования, особенно путем создания про­изводственных процессов, обеспечивающих уменьшение загрязне­ний и снижение потребления пресной воды.

В дальнейшем эти направления сотрудничества были конкретизированы в итоговых документах Мадридской (1980 г.) и Венской (1989 г.) встречах го­сударств — участников СБСЕ.

Вопросы статуса и охраны международных водотоков обсужда­лись на международных конференциях по охране окружающей среды в Стокгольме (1972 г.) и Рио-де-Жанейро (1992 г.). В част­ности, в Декларации Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию указано, что меры в области охраны окружающей сре­ды, направленные на решение трансграничных или глобальных экологических проблем, должны, насколько это возможно, осно­вываться на международном консенсусе (принцип 12).

Согласно Конвенции по охране и использованию трансгра­ничных водотоков и международных озер 1992 г. (Конвенция вступила в силу для России 6 октября 1996 г.) трансграничные во­ды — это любые поверхностные или подземные воды, которые обозначают, пересекают границы между двумя или более государ­ствами или расположены на таких границах. В тех случаях, когда трансграничные воды впадают непосредственно в море, предметы таких трансграничных вод ограничиваются прямой линией, пере­секающей их устье между точками, расположенными на линии малой воды на их берегах.

Таким образом, трансграничными водами являются озера, крупные водоемы, реки, водные бассейны, естественные водные резервуары и т. д. По статусу трансграничные воды являются меж­дународными водотоками, так как они пересекают государствен­ные границы двух или более государств или расположены на таких границах.

Международное право охраняет эти воды от трансграничного воздействия. Последнее означает любые значительные вредные последствия, возникающие в результате изменения состояния трансграничных вод. Эти вредные последствия вызываются дея­тельностью человека, физический источник которой расположен полностью или частично в районе, находящемся под юрисдикци­ей соответствующего государства — участника Конвенции 1992 г. К числу таких последствий для окружающей среды относятся по­следствия для здоровья и безопасности человека, флоры, фауны, почвы, воздуха, вод, климата ландшафта и исторических памятни­ков или других материальных объектов или взаимодействие этих факторов. К их числу также относятся последствия для культурного наследия или социально-экономических условий, возникаю­щие в результате изменения этих факторов.

Конвенция 1992 г. обязывает участников принимать все соот­ветствующие меры для предотвращения, ограничения и сокраще­ния любого трансграничного воздействия. В этих целях они долж­ны осуществлять мероприятия:

а) для предотвращения, ограниче­ния и сокращения загрязнения вод, которое оказывает или может оказывать трансграничное воздействие;

б) для обеспечения ис­пользования трансграничных вод в целях экологически обосно­ванного и рационального управления водными ресурсами, их со­хранения и охраны окружающей среды;

в) для обеспечения ис­пользования трансграничных вод разумным и справедливым образом с особым учетом их трансграничного характера при осу­ществлении деятельности, которая оказывает или может оказы­вать трансграничное воздействие;

г) для обеспечения сохранения и, когда это необходимо, восстановления экосистем.

Итак, государства должны постоянно предпринимать необхо­димые меры, направленные на предотвращение загрязнения вод, рациональное управление водными ресурсами, обеспечение со­хранения и восстановления экосистем.

При принятии указанных выше мер государства руководству­ются следующими принципами:

принципом принятия мер предосторожности. В соответствии с этим принципом меры по предупреждению возможного транс­граничного воздействия утечки опасных веществ не должны от­кладываться на том основании, что научные исследования не ус­тановили в полной мере причинно-следственной связи между эти­ми веществами, с одной стороны, и возможным трансграничным воздействием - с другой;

принципом «загрязнитель платит», в соответствии с кото­рым расходы, связанные с мерами по предотвращению, ограниче­нию и сокращению загрязнения, покрываются загрязнителем;

принципом управления водными ресурсами. В соответствии с этим принципом нынешнее поколение должно предпринять все возможные усилия, чтобы избежать угрозы исчезновения ресур­сов, которых не будет хватать для удовлетворения потребностей будущих поколений.

Государства индивидуально или совместно вправе утверждать и осуществлять более строгие меры, чем те, которые предусмотре­ны в Конвенции 1992 г.

Для предотвращения, ограничения и сокращения трансгра­ничного воздействия государства разрабатывают, утверждают, осу­ществляют соответствующие правовые, административные, эко­номические, финансовые и технические меры и по возможности Добиваются их совместимости для обеспечения предотвращения, ограничения и сокращения в источнике сброса загрязнителей; ох­раны трансграничных вод от загрязнения из точечных источни­ков; определения предельных норм для сбросов сточных вод; при­менения биологической очистки; применения оценки воздействия на окружающую среду; поощрения устойчивого управления вод­ными ресурсами и т. д.

Государства — участники Конвенции устанавливают предель­ные нормы содержания загрязнителей в сбросах из точечных ис­точников в поверхностные воды на основе наилучшей имеющейся технологии. Эти меры могут, например, включать полное или час­тичное запрещение производства или использования опасных ве­ществ.

Трансграничными водотоками являются также международные озера. В мире существует более 100 озер, имеющих статус погра­ничных. Правовой режим этой категории озер определяется соот­ветствующими соглашениями прибрежных государств. Почти в каждом пограничном озере, как правило, установлен свой собст­венный, совершенно отличный порядок судоходства, рыболовства и т.д.

По признакам международно-правового статуса и режима ис­пользования пограничные озера можно объединить в две группы.

1. Обычные пограничные озера, т. е. озера, водными путями и ресурсами (живыми и минеральными) которых могут пользо­ваться в соответствии с заключенными международными догово­рами только прибрежные государства. Например, Нидерланды и ФРГ 8 апреля 1960 г. подписали Договор о линии общей грани­цы, пограничных водах, статусе расположенной на границе собст­венности, путях пересечения границы по земле и внутренним во­дам и по другим пограничным вопросам. Согласно ст. 57 Договора договаривающиеся стороны соглашаются проводить регулярные консультации по всем вопросам, касающимся использования и управления водными ресурсами и решения всех спорных вопро­сов. Такие консультации должны проводиться в рамках Постоян­ной комиссии по пограничным водам.

2. Пограничные озера, открытые для международного судоход­ства третьих стран. Таковыми, например, являются Великие Озера, группа больших озер в восточной части Северной Америки в бассейне реки Святого Лаврентия.

Пограничными считаются озера, по которым проходит госу­дарственная граница двух или нескольких государств. Имеются пограничные бессточные озера и соединенные с океаном. Воды этих бассейнов обычно разделяются линиями межгосударствен­ных границ на основе норм, регулирующих сухопутные границы. Часто подобное разделение осуществляется в соответствии со спе­циальными соглашениями. Пограничная линия обычно соответст­вует срединной или равноудаленной линии на рассматриваемых морях и озерах между прибрежными государствами. Подобная межгосударственная граница может совпадать с границей террито­риальных вод, или исключительных экономических зон, или кон­тинентального шельфа.

По мнению ряда государств (например, Азербайджана), погра­ничным озером является Каспийское море.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: