Регистрация судов и прав на них

КТМ 1968 г. не содержал раздела или главы о регистрации судов, а те несколько статей, которые были посвящены регистрации, практически были связаны лишь с предоставлением судну права плавания под Государственным флагом Российской Федерации. Новый ГК РФ (ст.130) к недвижимым вещам, подлежащим государственной регистрации, в числе прочих отнес и морские суда, а согласно ст.131 ГК право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре. Закон РФ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" 1997 г. не регламентирует регистрацию прав на морские суда, отсылая к соответствующему федеральному закону, каковым и является КТМ.

Государственная регистрация судов, прав на них и сделок с ними - это юридический акт признания и подтверждения государством:

а) права плавания под Государственным флагом Российской Федерации в соответствии с КТМ (см. _ 1, 3 комментария к ст.15), а также возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на суда, находящиеся в собственности граждан Российской Федерации и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации, Российской Федерации и субъектов Федерации, муниципальных образований;

б) право временно плавать под Государственным флагом Российской Федерации в отношении иностранных судов, зафрахтованных по бербоут-чартеру.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке. Капитан порта не вправе самостоятельно или по заявлению заинтересованного лица аннулировать государственную регистрацию - он может это делать лишь на основании решения суда.

КТМ содержит исчерпывающий перечень прав на судна, подлежащих государственной регистрации. Если заявитель просит зарегистрировать права, не перечисленные в Кодексе, капитан морского порта отказывает в их регистрации. Отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд.

Статья 51 КТМ посвящена ответственности лиц, уклоняющихся от обязательной регистрации судна или нарушивших обязанность информировать об изменениях сведений, вносимых в реестр судов. Административная ответственность за эти деяния должна быть установлена законодательством Российской Федерации.

Согласно правилам регистрации капитан порта несет ответственность за своевременность и точность записей о праве на судно и сделок с ним в Государственном судовом реестре, бербоут-чартерном реестре и реестре строящихся судов, за полноту и подлинность выдаваемой информации о правах на судно и сделок с ним.

Лица, виновные в умышленном или неосторожном искажении либо утрате информации о правах на судно и сделок с ним, зарегистрированных в установленном порядке, несут ответственность за материальный ущерб, понесенный в связи с этим какой-либо из сторон, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно ст.15 ГК РФ речь идет о возмещении ущерба, в первую очередь расходов, которые потерпевший (например, правообладатель) произвел для восстановления нарушенного права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: