Ответственность перевозчика, отправителя и фрахтователя

Основное правило об ответственности перевозчика содержится в п. 1 ст. 166 КТМ, которое в целом соответствует п.2 ст.4 Гаагско-Висбийских правил. В отличие от ст.796 ГК оно сформулировано в "негативном" виде - перевозчик не отвечает за утрату или повреждение груза - и на первый взгляд содержит целый перечень обстоятельств, исключающих ответственность перевозчика. Однако этот перечень носит в какой-то мере случайный характер и является лишь иллюстрацией обстоятельств, при которых груз может быть поврежден, утрачен или его доставка просрочена не по вине перевозчика. Это наглядно следует из подп.12 п.1, согласно которому перевозчик не несет ответственности и при наступлении иных обстоятельств, возникших не по вине перевозчика, его работников или агентов. Хотя ст.796 ГК содержит иную формулировку - перевозчик, чтобы освободиться от ответственности, должен доказать, что утрата или повреждение груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, - формула КТМ также отражает принцип ответственности, основанный на вине.

Ответственность перевозчика за утрату или повреждение груза, а также за просрочку в его доставке возникает с момента принятия перевозчиком груза в свое ведение до момента его выдачи. Таким образом, для возложения ответственности на перевозчика необходимо, чтобы:

а) груз был им принят от отправителя или фрахтователя;

б) при выдаче груза получателю в установленном порядке зафиксированы утрата или повреждение груза либо просрочка в его доставке;

в) утрата или повреждение (просрочка в доставке) произошли по вине перевозчика.

Получателю необходимо представить доказательства лишь сдачи груза перевозчику в надлежащем состоянии, о получении груза в поврежденном состоянии (или полном или частичном отсутствии груза), о задержке в доставке и о размере причиненного ему ущерба. Доказывать наличие вины перевозчика он не обязан, поскольку перевозчик считается виновным, если не докажет обратное.

Утрата или повреждение груза обычно устанавливается при осмотре и проверке груза при выдаче его получателю или в определенный после выдачи срок и оформляется в соответствии с действующими на морском транспорте правилами. В КТМ впервые включена норма, регулирующая те случаи, когда перевозчик не выдает груз и не заявляет о том, что груз утрачен. Установлено, что лицо, имеющее право заявить требование в связи с утратой груза, может считать груз утраченным, если он не был выдан в порту выгрузки лицу, управомоченному на его получение, в течение 60 календарных дней по истечении срока выдачи груза. Такая презумпция утраты груза содержится в других транспортных конвенциях и, в частности, в п.3 ст.5 Гамбургских правил. Если впоследствии груз будет найден, вопрос о возможности передачи его получателю решается соглашением сторон.

Просрочка в доставке груза имеет место в том случае, если перевозчик не выдал груз в порту назначения в срок, установленный соглашением сторон, а при отсутствии соглашения - в срок, который было бы разумно требовать от заботливого перевозчика с учетом конкретных обстоятельств. Если задержка превысит время, установленное в п.3 ст.166 КТМ, получатель может (но не обязан) считать груз утраченным. Вместо этого получатель может принять груз, доставленный с задержкой, и взыскать с перевозчика ущерб, причиненный в результате задержки в доставке.

В тех случаях, когда утрата или повреждение груза произошли частично в результате "морских опасностей", а частично по вине перевозчика, суд или арбитраж в зависимости от конкретных обстоятельств могут возложить на перевозчика ответственность полностью или в определенной части. Так, МАК неоднократно применяла этот принцип при перевозке скоропортящихся грузов, если перевозчик нарушал правила при размещении груза на судне (например, укладка груза осуществлялась по высоте свыше установленного числа рядов; вентиляционные проходы составляли меньше установленных параметров).

Согласно п.4 ст.4 Гаагско-Висбийских правил не считается нарушением договора никакая девиация для спасения или попытки спасти жизни либо имущество на море. Это связано с тем, что в силу норм международного права и ст.62 КТМ капитан обязан оказать помощь любому обнаруженному в море лицу, которому угрожает гибель, и для этой цели должен следовать во всей возможной скоростью на помощь погибающим, если ему сообщено, что они нуждаются в помощи. В силу изложенного перевозчик освобождается от ответственности, если в результате любых мер по спасанию человеческой жизни на море произойдет утрата или повреждение груза либо задержка в его доставке.

Утрата, повреждение или просрочка в доставке груза могут произойти и по таким не зависящим от перевозчика обстоятельствам, как задержание судна, арест, объявление карантина и т.п.Разумеется, такие действия властей по отношению к судну не должны быть вызваны самим перевозчиком.

При карантинных ограничениях судну может быть запрещен заход в порт в связи с эпидемией или запрещена выгрузка груза определенного происхождения. В некоторых случаях карантинные власти требуют проведения фумигации груза. Если в результате указанных действий будет причинен ущерб грузу, перевозчик освобождается от ответственности. Однако если фумигация стала необходимой по вине перевозчика, например в связи с заражением зерна остатками ранее перевозимого груза, он обязан возместить причиненный ущерб.

В КТМ прямо предусмотрена в определенных случаях ответственность отправителя или получателя за утрату или повреждение груза. Так, согласно ст.142 отправитель несет ответственность за все убытки и расходы, возникшие вследствие недостоверности данных, представленных им для включения в коносамент. Если существуют препятствия к заходу судна в порт и отправитель или фрахтователь не дают перевозчику в разумный срок распоряжения относительно груза (ст.153), перевозчик не будет нести ответственность за просрочку в доставке, а также за утрату или повреждение груза, если они возникли в результате бездействия отправителя. При отказе от получения груза в порту назначения груз сдается перевозчиком на хранение на риск лица, управомоченного распоряжаться грузом (ст.159). Если повреждение груза произошло в результате несвоевременных мер по выгрузке груза, перевозчик также будет освобожден от ответственности.

Перевозчик не несет ответственности за повреждение другого груза в результате незаметных по наружному виду недостатков упаковки, если только он надлежащим образом погрузил обе партии груза.

Если груз требует особого обращения, а в результате упущения отправителя на груз не была нанесена специальная маркировка и во время погрузочно-разгрузочных работ или перевозки он будет утрачен или поврежден, перевозчик будет освобожден от ответственности, а отправитель обязан возместить ущерб перевозчику и владельцам других грузов.

Перевозчик не будет нести ответственности за утрату, повреждение или просрочку в доставке груза, если докажет, что они произошли в результате забастовки, локаута либо иного обстоятельства, вызвавшего приостановление работ полностью или частично. Не имеет значения, происходит ли забастовка докеров или каких-либо иных работников, в том числе и служащих самого перевозчика. Однако в последнем случае забастовка не должна быть вызвана действиями перевозчика.

Согласно ст.15, 293 ГК должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. В отступление от этого общего правила ст.796 ГК устанавливает ответственность перевозчика лишь в пределах стоимости утраченного или недостающего груза. Таким образом, перевозчик не обязан возмещать убытки, которые получатель понес в результате утраты или повреждения груза, а также неполученные им доходы (упущенную выгоду).

КТМ следует принципу, установленному ст.796 ГК, и определяет, что перевозчик несет ответственность за утрату груза в размере стоимости груза, а за повреждение - в сумме, на которую понизилась его стоимость.

Перевозчик также должен возвратить полученный им фрахт, если он не входит в стоимость утраченного груза. Обычно для уточнения этого вопроса обращаются к условиям купли-продажи товара. Так, согласно условию FCA (франко-перевозчик) Инкотермс 1990 г., продавец не несет расходов по перевозке, поскольку договор перевозки заключается покупателем за свой счет. Никаких обязательств по перевозке не несет продавец и при продаже товара на условиях ФАС, ФОБ. Наоборот, при продаже на условиях КАФ, СИФ продавец обязан за свой счет заключить договор морской перевозки на обычных условиях и до согласованного порта назначения.

Для того чтобы избежать ограничения ответственности перевозчика за место или другую единицу отгрузки, отправитель может объявить ценность груза, сдаваемого для перевозки. Принимая на себя ответственность в повышенном размере, перевозчик вправе установить соответствующую надбавку к фрахту. Право объявить стоимость груза принадлежит отправителю, который определяет ее самостоятельно, без участия перевозчика. Однако это не означает, что после объявления стоимости она становится обязательной это лишь создает соответствующую презумпцию, но не связывает перевозчика, который может ее оспорить.

В КТМ остался без ответа вопрос о том, как необходимо поступать в случае, если утрачена или повреждена часть груза, перевозимого с объявленной стоимостью. Очевидно, возмещение должно уплачиваться в размере доли, причитающейся на утраченный или поврежденный груз.

Стоимость груза обычно определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или в договоре. При отсутствии этих документов или при наличии серьезных сомнений стоимость груза определяется по цене на товарной бирже или по рыночной цене, а при отсутствии той и другой цены - исходя из обычной стоимости, которая при сравнимых обстоятельствах взимается за товары того же рода и качества. Учитывая возможные значительные колебания стоимости товара на рынке, установлено, что общая сумма, подлежащая возмещению, исчисляется исходя из стоимости груза в том месте и в тот день, где и когда он был выгружен. Если груз полностью утрачен в пути и не был доставлен в порт назначения, дату следует условно определять исходя из срока доставки, установленного в действующих правилах или соглашением сторон, а при отсутствии соглашения - обычно принятыми сроками.

Грузовладелец обязан уплачивать различного рода сборы и пошлины. Так, согласно ст.10 ТК при перемещении через таможенную границу уплачиваются таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость, акцизы и т.д. Если в результате утраты или повреждения груза соответствующие платежи произведены не были, они вычитаются из общей суммы возмещения.

Ограничение ответственности

В соответствии со ст.169 перевозчик несет ответственность за утрату или повреждение груза в размере его действительной стоимости, т.е. без возмещения упущенной выгоды. Комментируемая статья вводит дополнительное ограничение размера ответственности перевозчика. Такое ограничение не является чем-то необычным и соответствует ст.400 ГК, согласно которой по отдельным видам обязательств законом может быть ограничено право на полное возмещение убытков.

Ответственность перевозчика за просрочку в доставке груза ограничивается общей суммой фрахта, причитающейся перевозчику по договору. Если задерживается лишь часть груза, то перевозчик уплачивает сумму фрахта, причитающегося за перевозку этой части груза.

Еще одно ограничение суммы, подлежащей возмещению перевозчиком за утрату или повреждение груза или за просрочку в доставке, состоит в том, что если груз был поврежден и доставлен с задержкой, ответственность перевозчика не должна превышать предела, рассчитанного за место или другую единицу отгрузки при полной утрате груза.

Наибольшее число споров вызывали иски, предъявляемые не к перевозчику, а к его работникам и агентам. В принципе перевозчик сам несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, которое произошло по вине его работников (ст.402 ГК). Однако попытки обойти положение Гаагских правил путем предъявления исков как к служащим (работникам), так и к агентам перевозчика неоднократно имели место.

Согласно п.2 ст.171 любой агент перевозчика, к услугам которого он прибегает (в том числе и стивидорная компания, если она действует на основании договора с перевозчиком), имеет право выдвигать против предъявляемого к нему требования те же возражения, которые мог бы выдвинуть перевозчик. Если ущерб причинен не в связи с исполнением обязанностей, которые агент должен был выполнять в соответствии с договором, заключенным с перевозчиком, а по какой-то иной причине, то он несет ответственность на основании общих норм гражданского законодательства и не может ссылаться на специальные нормы, регулирующие ответственность перевозчика, в том числе и ограничение ответственности.

Ответственность отправителя и фрахтователя регулируется статьей 176 КТМ, положения которой соответствуют п.3 ст.4 Гаагско-Висбийских правил и отличаются от них только тем, что изложены в "позитивном" виде. Глава VIII прямо указывает на некоторые случаи возмещения отправителем или фрахтователем убытков.

Так, обязанность возместить убытки возникает:

- при направлении судна в порт, не являющийся безопасным (ст.126);

- при задержке судна сверх контрсталийного времени (ст.135);

- при несвоевременном удалении из судна постороннего груза (ст.137);

- при несвоевременной передаче, неправильности или недостаточности документов (ст.141);

- при недостоверности данных, представленных для включения в коносамент (ст.142);

- при погрузке опасного груза, сданного под неправильным наименованием (ст.149).

Отправитель также обязан возместить перевозчику ущерб в результате повреждения судна и другого груза стивидорами, нанятыми отправителем, а также в результате недостаточности упаковки груза.

В главе VIII прямо предусмотрены два случая, когда отправитель или фрахтователь освобождаются от возмещения перевозчику убытков. Согласно ст.156 не возмещаются убытки при наступлении военных или иных действий, создающих угрозу захвата груза, блокады, запрещении властями вывоза или ввоза груза. Не подлежат возмещению убытки и в том случае, если погибнет индивидуально определенный груз. Если погибнет груз, определенный родовыми признаками, отправитель освобождается от возмещения убытков в том случае, если он не успеет сдать другой груз вместо погибшего (ст.157).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: