Водный транспорт

ОТРАСЛЕВАЯ И ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ТРАНСПОРТА РОССИИ

ЛЕКЦИЯ 4

1. Водный транспорт:

1.1. Внутренний водный транспорт.

1.2. Морской транспорт.

2. Сухопутный транспорт:

2.1. Железнодорожный транспорт.

2.2. Автомобильный транспорт.

2.3. Трубопроводный транспорт.

3. Авиационный транспорт.

К водному транспорту относятся морской и внутренний водный. Водный транспорт является одним из самых старых, т. к. появился за 6 – 4 тыс. лет до н. э..

1.1. Внутренний водный транспорт.

Внутренний водный (речной) транспорт – вид транспорта, осуществляющий перевозки пассажиров и грузов по естественным (реки, озёра) или искусственным (каналы, водохранилища, шлюзованные участки рек) внутренним водным путям. По значимости выделяют:

1. магистральные пути, в том числе международные, обслуживающие внешнеторговые перевозки нескольких государств (например, Амур);

2. межрайонные, обслуживающие перевозки между крупными районами внутри страны (например, Волга);

3. местные, обслуживающие внутрирайонные связи.

Преимущества внутреннего водного транспорта: высокая провозная способность глубоководных путей; сравнительно низкая себестоимость; удельный расход топлива в 4 раза меньше, чем на автомобильном, в 15 – 20 раз меньше, чем на авиационном транспорте; высокая производительность; меньшие капиталовложения; меньшая металлоёмкость.

Недостатки: сезонность работы; невысокая скорость судов; разобщённость речных бассейнов; использование рек в естественном состоянии.

Классификация подвижного состава (флота): грузовой, пассажирский и технический.

Протяжённость внутренних водных путей Российской Федерации на 01.01.2011. составляет 101,7 тыс. км, в том числе 49 тыс. км с гарантированными глубинами. По ним ежегодно перевозится порядка 150 млн. т грузов и около 20 млн. пассажиров. На внутренних водных путях расположено 723 гидротехнических сооружения, в том числе 108 шлюзов. В структуре системы действует 131 речной порт, из которых 15 имеют международное значение. Речной транспорт сегодня не играет существенной роли в грузоперевозках России. Это объясняется следующими обстоятельствами:

1. большая часть крупных судоходных рек России расположена в суровых, малоосвоенных районах с редким населением;

2. ярко выражена сезонность перевозок;

3. направление течения большинства рек не совпадает с географией преобладающих в стране грузопотоков (основные реки России текут в меридиональном направлении, а преобладающие грузопотоки направлены с востока на запад);

4. в стране мало крупных, современных каналов и других гидротехнических сооружений, объединяющих различные речные бассейны в единую водную систему.

В целом удельный вес речного транспорта России невелик в общем объёме грузооборота. Однако во многих районах Севера и Востока, где отсутствуют другие виды транспорта, реки являются единственными надёжными наземными путями сообщения. От работы речного флота целиком зависит существование этих районов.

Количество судов речного флота составляет 31,5 тыс. единиц, из них 1/3 –грузовые. За последние 10-20 лет невостребованный флот морально и физически устарел, перегрузочные мощности речных портов используются на 30-60 %. Удельный вес новых речных судов – 4%, а в возрасте более 15 лет – 66%.

Среди перевозимых грузов преобладают минерально-строительные материалы (3/4 всех грузов), лесные грузы, нефтяные и сезонные грузы – зерно, овощи и бахчевые.

Ведущее место во внутренних речных перевозках занимает Волжско-Камская речная система. При помощи каналов Волга связана с морскими бассейнами страны. Волго-Камский бассейн соединен с соседними речными бассейнами. Через Волго-Балтийский водный путь – с Онежским и Ладожским озерами, реками Свирь и Нева, а также с Финским заливом Балтийского моря. Беломоро-Балтийский канал обеспечивает выход из Волго-Балта в Белое море. Верховья реки Сухоны соединены каналом с Волго-Балтом. Это дало прямой выход из Волжского бассейна в бассейн Северной Двины. Волго-Донской канал соединяет Волгу с бассейном Дона и открывает путь в Азовское и Чёрное моря. Крупные порты Волжской системы – Тверь, Ярославль, Кострома, Нижний Новгород, Казань, Самара, Саратов, Волгоград, Астрахань. На долю этой системы приходится более 2/3 грузооборота внутреннего водного транспорта страны. Наиболее грузонапряженный участок этого бассейна – отрезок Волги от Камского устья до Самары. В грузопотоках преобладают лес, строительные материалы, топливо, зерно.

Важное место в грузообороте внутренних речных перевозок занимают реки Севера и Северо-Запада европейской части страны – Северная Двина, Печора, Нева. Крупные порты: на Северной Двине – Архангельск, на Печоре – Нарьян-Мар, на Неве – Санкт-Петербург. Заметную роль в перевозках грузов и пассажиров этого региона играют Онежское и Ладожское озёра. В грузопотоках преобладают лес, строительные материалы.

Таким образом, в европейской части России сформировалась единая глубоководная внутренняя транспортная система, протяженностью 6,5 тыс. км. Она объединяет основные речные бассейны и крупнейшие озера в единое целое. Её участки входят в перечень европейского соглашения о важнейших внутренних водных путях международного значения, а также в состав международного транспортного коридора «Север - Юг». Единая глубоководная система России обеспечивает товарооборот с 44 странами мира. Объём экспорта через неё составляет 15 млн. т грузов в год, импорта – около 1 млн. т. К сожалению, многие гидротехнические сооружения системы изношены и устарели в техническом отношении. Требуется их серьёзная реконструкция.

Иное положение сложилось в Сибири и на Дальнем Востоке. Здесь находятся крупнейшие реки страны, но практически полностью отсутствуют каналы, объединяющие различные речные бассейны в единые транспортные системы. Интересно вспомнить, что ещё до революции в районе Екатеринбурга находилось мелководное гидротехническое сооружение, используемое для грузового речного сообщения между Волжским и Обским бассейнами. Существовал и канал, позволяющий маломерным судам проходить из Обского бассейна в Енисей.

Важные транспортные артерии Сибири: Обь, Иртыш; Енисей, Ангара; Лена. В грузопотоках преобладают лесные грузы, нефть и нефтепродукты, строительные материалы, продовольствие и промышленные товары. Крупные порты: на Оби – Барнаул, Новосибирск, Салехард, Сургут; на Иртыше – Омск, Тобольск.

Енисей судоходен на протяжении более 3800 км, от Минусинска до устья. По нему транспортируется лес, топливо, строительные материалы. Основные порты – Минусинск, Красноярск, Игарка, Дудинка.

По Лене в пределах Иркутской области судоходство идёт от пристани Качуг.

Основной транспортной артерией Дальнего Востока является Амур. Его грузооборот складывается из грузов, поступающих по подъездным путям, и из формирующихся на месте. Крупные порты – Благовещенск, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре. Наибольшее значение в грузообороте имеют уголь, нефть, лесные грузы.

Кроме грузовых операций, осуществляемых речным флотом в северных и восточных районах России, реки широко используются для лесосплава, главным образом в плотах. Нередко практикуется запрещенный молевой сплав древесины. Это приносит большой экологический ущерб и ухудшает условия судоходства.

Незначительны масштабы развития пассажирского речного транспорта, где преобладают круизные рейсы. Часть пассажирских речных судов используется в качестве плавучих гостиниц.

Большинство программ и проектов дальнейшего развития внутреннего водного транспорта России предусматривает реконструкцию существующих водных систем путем расчистки каналов и углубления фарватеров. На более отдаленную перспективу – формирование единой водно-транспортной системы России путём восстановления и строительства новых каналов. Последние объединят единую речную систему европейской части страны с бассейнами крупнейших рек Сибири и Дальнего Востока. Необходимо также пополнение речного флота страны современными специализированными судами, в том числе судами класса «река – море».

Определённые перспективы в развитии российского внутреннего водного транспорта (в условиях быстрого роста железнодорожных тарифов) связываются с более широким использованием Большого Европейского Кольца. Это позволит осуществлять перевозки грузов и пассажиров по единому замкнутому водному маршруту: Санкт-Петербург – Волго-Балт – Волга – Волго-Дон – Азовское море – Черное море – Дунай – Майн – Рейн – Северное море – Балтийское море – Санкт-Петербург. Недостатки речного транспорта (тихоходность, боязнь мелководья и морских просторов, неизбежность многократных перевалок там, где заканчиваются водные магистрали) могут быть устранены новейшим поколением судов класса «река – море». Эти суда способны развивать автомобильную скорость, близкую к 100 км/ч, не боятся мелководий, не создают разрушающих берега волн, «чисты» в экологическом отношении и расходуют меньше топлива, чем предшественники.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: