Пенсии по старости на общих основаниях назначаются мужчинам по достижении возраста 60 лет, женщинам по достижении возраста 55 лет и наличии страхового стажа не менее 5 лет.
Круг лиц, имеющих право на трудовую пенсию по старости, определяется ст. 3 Закона № 173-ФЗ, а также ст. 7 Закона № 167-ФЗ. В соответствии с этими Законами право на трудовую пенсию имеют все граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, которые соответствующим образом застрахованы (лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование).
До 1 января 2002г., когда трудовой стаж являлся главнейшим параметром для назначения пенсии по старости, минимальным пороговым требованием считалось 25 и 20 лет общего трудового стажа (соответственно для мужчин и женщин). Однако имелась возможность установления пенсии по старости и при неполном общем трудовом стаже, если он составлял не менее 5 лет.
Общеустановленный пенсионный возраст для назначения пенсии по старости не изменился, но идут дискуссии о повышении пенсионного возраста. Эту необходимость обосновывают изменением соотношения числа лиц, занятых в народном хозяйстве, и лиц, получающих пенсии. Это соотношение отражает тяжелую нагрузку на работающее население, которое участвует в финансировании солидарной части пенсии, и составляет сегодня примерно 1,9 к 1. Безработица и теневая занятость существенно осложняют положение дел.
Законодатель учел низкую среднюю продолжительность жизни в РФ. По данным статистики, мужчины в России живут сегодня в среднем 58 лет, женщины — в среднем на 12 лет дольше, т. е. 70 лет. К тому же, в течение некоторого периода сравнительно меньшее количество людей будет достигать пенсионного возраста. Речь идет о поколении рожденных в годы Второй мировой войны, когда рождаемость резко сокращалась.
В Законе № 173-ФЗ сохранена также традиция, свойственная нашей стране, — это более низкий (на 5 лет) возраст выхода на пенсию женщин по сравнению с мужчинами. В России женщины социально менее защищены, чем в развитых странах. Имея в среднем более низкую заработную плату, чем у мужчин, и соответственно более низкую пенсию, женщины нуждаются в материальной поддержке общества.
По ныне существующему (новому) законодательству длительность трудового стажа, как одно из условий назначения пенсии по старости, теряет свое значение.
Для граждан, которым пенсия назначается после 1 января 2002г., важнейшее значение приобретает сумма внесенных страховых взносов. Чем больше сумма отраженных на лицевом счете уплаченных страховых взносов, тем пенсия выше.
Выбор этой модели расчета пенсии обосновывался разработчиками как фактор вывода заработной платы из тени. Однако эта забота о повышении доходности пенсионной системы в современных экономических условиях имеет и другую, негативную, сторону. Так, при наличии стажа в 35 лет, но при невысоком заработке пенсия может быть ниже, чем у гражданина, имеющего 7 или 10 лет стажа, но очень высокий заработок. В этой связи у многих возникает вопрос о правомочности называть рассчитываемые таким образом пенсии «трудовыми». Можно говорить о том, что существующая неправомочная и безнравственная дифференциация в оплате труда проецируется на обязательную пенсионную систему, закрепляя ее негативные социальные последствия на долгие годы!
Обратим внимание еще на одну особенность для будущего получателя пенсии по старости.
Согласно п. 2 ст. 14 Закона № 167-ФЗ, уплата страховых взносов возлагается на работодателя (страхователя), который обязан своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда и вести учет, связанный с начислением страховых взносов. Если по каким-либо причинам он не выполнил эту норму Закона, то он должен нести за это ответственность.
Однако же нет!
Другая норма этого же Закона (ч. 2 п. 1 ст. 15) говорит, что застрахованный сам должен осуществлять контроль за перечислением страховых взносов в Пенсионный фонд.
Справедливости ради надо сказать, что п. 1 ст. 25 этого же Закона возлагает контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на налоговые органы.
В настоящее время государство и его властные структуры не могут (или не хотят) найти эффективных рычагов воздействия на руководителей предприятий, которые не платят своевременно заработную плату либо не оформляют должным образом трудовых отношений с работниками. При этом согласно п. 2 ст. 7 Закона № 167-ФЗ право на обязательное пенсионное страхование реализуется только в случае уплаты страховых взносов. Невыполнение работодателем этой нормы лишает гражданина права на пенсионное обеспечение либо ущемляет его права.