Основания, определяющие право на пенсию по старости

Пенсии по старости на общих основаниях назначаются мужчи­нам по достижении возраста 60 лет, женщинам по достижении воз­раста 55 лет и наличии страхового стажа не менее 5 лет.

Круг лиц, имеющих право на трудовую пенсию по старости, определяется ст. 3 Закона № 173-ФЗ, а также ст. 7 Закона № 167-ФЗ. В соответствии с этими Законами право на трудовую пенсию имеют все граждане Российской Федерации, а также ино­странные граждане и лица без гражданства, которые соответствую­щим образом заст­ра­хованы (лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхо­ва­ние).

До 1 января 2002г., когда трудовой стаж являлся главнейшим параметром для назначения пенсии по старости, минимальным по­роговым требованием считалось 25 и 20 лет общего трудового стажа (соответственно для мужчин и женщин). Однако имелась возмож­ность установления пенсии по старости и при неполном общем тру­довом стаже, если он составлял не менее 5 лет.

Общеустановленный пенсионный возраст для назначения пен­сии по старости не изменился, но идут дискуссии о повышении пенсионного возраста. Эту необходи­мость обосновывают изменением соотношения числа лиц, занятых в народном хозяйстве, и лиц, получающих пенсии. Это со­отношение отражает тяжелую нагрузку на работающее население, которое участвует в финансировании солидарной части пенсии, и составляет сегодня примерно 1,9 к 1. Безработица и теневая занятость существенно осложняют положение дел.

Законодатель учел низкую среднюю продол­жительность жизни в РФ. По дан­ным статистики, мужчины в России живут сегодня в среднем 58 лет, женщины — в среднем на 12 лет дольше, т. е. 70 лет. К тому же, в течение некоторого периода сравнительно меньшее количество людей будет достигать пенсионного возраста. Речь идет о поколе­нии рожденных в годы Второй мировой войны, когда рождаемость резко сокращалась.

В Законе № 173-ФЗ сохранена также тради­ция, свойственная нашей стране, — это более низкий (на 5 лет) воз­раст выхода на пенсию женщин по сравнению с мужчинами. В России женщины социально менее защищены, чем в развитых странах. Имея в среднем более низкую зара­ботную плату, чем у мужчин, и соответственно более низкую пен­сию, женщины нуждаются в материальной поддержке общества.

По ныне существующему (новому) законодательству длительность трудового стажа, как одно из условий назначения пенсии по старости, теряет свое значение.

Для граждан, которым пенсия назначается по­сле 1 января 2002г., важнейшее значение приобретает сумма вне­сен­ных страховых взносов. Чем больше сумма отраженных на лице­вом счете уплаченных страховых взносов, тем пенсия выше.

Выбор этой модели расчета пенсии обосновы­вал­ся разработчиками как фактор вывода заработной платы из тени. Однако эта забо­та о повышении доходности пенсионной системы в современных эконо­мичес­ких условиях имеет и другую, негатив­ную, сторону. Так, при наличии стажа в 35 лет, но при невысоком заработке пенсия может быть ниже, чем у гражданина, имеющего 7 или 10 лет стажа, но очень высокий заработок. В этой связи у мно­гих возникает воп­рос о правомочности называть рассчитываемые таким образом пенсии «трудовыми». Можно говорить о том, что существующая неправо­моч­ная и безнравствен­ная диф­ференциация в оплате труда проецируется на обяза­тельную пенсионную систему, закрепляя ее негативные социальные послед­ствия на долгие годы!

Обратим внимание еще на одну особенность для буду­щего полу­чателя пенсии по старости.

Согласно п. 2 ст. 14 Закона № 167-ФЗ, уплата стра­хо­вых взносов возла­га­ется на работодателя (страхователя), который обязан своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда и вести учет, связанный с на­числением страховых взносов. Если по каким-либо причи­нам он не выполнил эту норму Закона, то он должен нести за это ответственность.

Однако же нет!

Другая норма этого же Закона (ч. 2 п. 1 ст. 15) говорит, что застра­хован­ный сам должен осуществлять контроль за перечислением страховых взносов в Пен­сионный фонд.

Справедливости ради надо сказать, что п. 1 ст. 25 этого же Закона возлагает контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное стра­хо­вание и на налоговые органы.

В настоящее время государство и его властные структуры не могут (или не хо­тят) найти эффективных рычагов воздей­ствия на руководителей предприятий, кото­рые не платят своевре­менно заработную плату либо не оформляют должным образом тру­довых отношений с работниками. При этом согласно п. 2 ст. 7 Зако­на № 167-ФЗ право на обязательное пенсионное страхование реализуется только в случае уплаты страховых взносов. Невыполне­ние работодателем этой нормы лишает гражданина права на пенси­онное обеспечение либо ущемляет его права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: