Пенсия по старости устанавливается по достижении определенного возраста, но ряд обстоятельств может влиять на пенсионный возраст, снижая его.
К таким обстоятельствам могут относиться особые условия труда, связанные с опасностью, вредностью или тяжестью, медико-биологические и социальные факторы (материнство, воспитание ребенка-инвалида, состояние здоровья), а также климатические условия жизни и труда.
Льготное пенсионное обеспечение берет свое начало еще с 1932г. Последующее законодательство развивалось по принципу расширения оснований для снижения пенсионного возраста. Наряду со спецификой труда учитывались отраслевые, медико-биологические и региональные факторы. В 1956г. были утверждены Списки № 1 и № 2 льготных профессий и должностей, которые почти не менялись вплоть до 1991г. Количество рабочих мест, относимых в соответствии со Списками к неблагоприятным условиям труда, не сокращалось, но улучшение условий труда не отменяло пенсионные льготы.
|
|
Кабинет Министров СССР постановлением от 26 января 1991г. № 10 утвердил новые Списки № 1 и № 2. Эти списки были пролонгированы постановлением Совмина РСФСР от 2 октября 1991г. № 517 и действуют до настоящего времени в России. Одновременно за периоды работы до 1 января 2002г. применяются Списки № 1 и № 2 1956г. в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2003г № 239.
Помимо Списков № 1 и № 2, в нашей стране имеют силу еще более 20 различных списков и перечней производств, работ, профессий и должностей, а также определенных категорий работников, численность которых в целом в 2001г. составляла более 5 млн. человек. Ежегодно на пенсионное обеспечение в связи с досрочным выходом на пенсию этих категорий трудящихся расходуется до 14% бюджета Пенсионного фонда России.
Из получателей досрочных пенсий в связи с особыми условиями труда 66,7% трудились в промышленности; 16,3 — на транспорте; 8,6 — на строительстве и около 8% - в непроизводственных отраслях (здравоохранение, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения, конструкторские и научно-исследовательские учреждения).
В условиях сегодняшней экономики России, когда более 80% выпускаемой продукции и услуг не относится к государственному сектору экономики, применение ранее действовавшей системы льготного пенсионного обеспечения становится очень затруднительным. Требуется переход к системе, предусматривающей ответственность работодателя за условия труда работников, их улучшение либо компенсацию их опасности, тяжести и вредности.
В ранее действовавшем пенсионном законодательстве система предоставления пенсий работникам ряда отраслей, профессий и должностей при льготном исчислении трудового стажа или при снижении установленного законом возраста выхода на пенсию была формализована в качестве самостоятельного вида пенсии — пенсии за выслугу лет. Пенсии за выслугу лет назначались при наличии специального (профессионального) трудового стажа определенной продолжительности независимо от возраста получателя и фактического состояния трудоспособности, при оставлении работы, дающей право на данный вид пенсии. Некоторым категориям работников пенсии выплачивались и при условии продолжения работы по специальности.
|
|
Досрочные пенсии по старости назначаются за работу в течение определенного времени в неблагоприятных или опасных для человека условиях (специальный страховой стаж), со снижением пенсионного возраста в основном на 5-10, а иногда и более лет.
Таким образом, досрочные трудовые пенсии по старости классифицируются на пенсии по старости на льготных основаниях (подп. 1, 3 – 5 п. 1 ст. 28 ФЗ № 173) и пенсии по старости в связи с особыми условиями труда (п. 1 ст. 27, подп. 6, 13 п. 1 ст. 28 ФЗ № 173).
Помимо специального страхового стажа (стаж на соответствующих видах работ) необходим и трудовой (страховой) стаж определенной продолжительности.
Наибольшей льготой по снижению пенсионного возраста пользуются инвалиды по зрению, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности III степени (мужчины 50 лет, женщины 40 лет); лилипуты и диспропорциональные карлики (мужчины 45 лет, женщины 40 лет); спасатели аварийно-спасательных служб профессиональных аварийно-спасательных формирований Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (по достижении 40 лет всем независимо от пола).
Списки соответствующих работ (профессий, должностей), дающих право на пенсию при пониженном пенсионном возрасте, утверждаются в порядке, определяемом Правительством РФ по согласованию с Пенсионным фондом России.
Лицам, указанным в подп. 1 и 2 п. 1 ст. 27, пенсии по старости назначаются в том случае, если они были заняты на работах, указанных в Списке № 1 производств, работ, профессий, должностей на подземных работах, и на работах с особо вредными и тяжелыми условиями труда и в Списке № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда. Есть особенности при назначении пенсии в соответствии с абз. 2 подп. 1 п. 1 ст. 27, которыми допускается установление пенсии при пониженном возрасте и при неполном специальном стаже на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах. Условием для частичного снижения возраста при назна чении пенсии по подп. 1 п. 1 ст. 27 является наличие не менее половины страхового стажа на подземных работах или на работах с вредными условиями труда в горячих цехах (Список № 1), когда стаж на соответствующих видах работ составляет не менее 5 лет у мужчин и 3 года 9 месяцев у женщин (половина от 10 лет и половина от 7 лет 6 месяцев), а общий страховой стаж не менее 20 и 15 лет соответственно для мужчин и женщин. Таким лицам пенсия назначается с уменьшением возраста на 1 год за каждый полный год такой работы.
Принимая во внимание, что Закон № 173-ФЗ сохраняет право на досрочную пенсию за всеми прежними льготниками, которым пенсия устанавливалась Законом 1990г., формирование профессиональных пенсионных систем предполагается передать в сферу взаимодействий социальных партнеров. В соответствии с положениями коллективного договора профессиональная пенсионная система может быть создана с участием негосударственного пенсионного фонда либо Пенсионного фонда РФ.
Учитывая особенности и сложности при назначении досрочных пенсий по подп. 13 п. 1 ст. 27 и подп. 10-11 п. 1 ст. 28, рассмотрим более полное разъяснение порядка их назначения некоторым из приведенных категорий.