Задачи законодательства об административных правонарушениях

Задачами законодательства об административных правонарушениях являются:

а) защита гражданина, охрана его здоровья, прав и свобод;

б) охрана санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охрана окружающей среды, общественной нравственности;

в) охрана установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности;

г) защита собственности законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства;

д) предупреждение административных правонарушений (ст. 1.2 КоАП РФ).

В соответствии с требованиями п. «к» ст. 72 Конституции Российской Федерации произошло разграничение предметов ведения между Федерацией и ее субъектами в области законодательства об административных правонарушениях. К ведению федерации отнесено установление:

1) общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях;

2) перечня видов административных наказаний и правил их применения;

3) административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

4) порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;

5) порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний (ст. 1.3 КоАП РФ).

КоАП РФ определяет:

а) подсудность дел об административных правонарушениях судам в соответствии с законодательством о судебной системе[28];

б) подведомственность дел об административных правонарушениях комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав в соответствии с законодательством о защите прав несовершеннолетних[29];

в) подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, федеральным органам исполнительной власти в соответствии с установленной структурой федеральных органов исполнительной власти[30];

г) подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с задачами и функциями, возложенными на органы государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами[31].

В статье 5 Федерального закона от 6 октября 1999 г. (в ред. от 15 ноября 2010 г.) № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»[32] закреплено, что законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.

Более подробно полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации сформулированы в подп. 24.1 и 39 ст. 26.3 названного Закона. Это:

а) определение перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации;

б) создание комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и организации деятельности этих комиссий;

в) создание административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации;

г) установление административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления;

д) определение подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации;

е) организация производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации[33].

Предметы ведения субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях достаточно подробно были установлены Федеральным законом от 28 декабря 2009 г. № 380-ФЗ. Так, к ведению субъектов Российской Федерации в указанной области относится:

1) установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления;

2) организация производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации;

3) определение подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в соответствии с ч. 2 ст. 22.1 КоАП РФ;

4) создание комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;

5) создание административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации;

6) определение перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации;

7) регулирование законами субъектов Российской Федерации иных вопросов в соответствии с КоАП РФ.

Законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления:

а) могут наделяться отдельными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в п. 4–6 ч. 1 ст. 1.3.1 КоАП РФ, с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств[34]. В случае наделения органа местного самоуправления указанными полномочиями его должностные лица вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъекта Российской Федерации[35];

б) должностные лица органов местного самоуправления вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации, при осуществлении органами местного самоуправления полномочий по контролю (надзору), делегированных Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, а также при осуществлении муниципального контроля[36].

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах компетенции, установленной гл. 23 КоАП РФ, уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ.

Должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах компетенции соответствующего органа уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных в п. 87 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ:

– нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости – ст. 5.42;

– непредставление сведений (информации) – ст. 19.7.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: