Принцип равенства перед законом (ст. 1.4 КоАП РФ). Лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.
Особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Принцип презумпции невиновности (ст. 1.5 КоАП РФ). Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном законом, и установлена вступившим в силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревшего дело. При этом указанное лицо не обязано доказывать свою невиновность. Следует отметить: Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 210-ФЗ установил, что данное положение не распространяется на административные правонарушения, предусмотренные гл. 12 КоАП РФ в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.
Обеспечение законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением (ст. 1.6 КоАП РФ. Лицо может быть привлечено к административной ответственности лишь на основании положений КоАП РФ, в случаях, прямо предусмотренных в нормах Особенной части; положений законов субъектов РФ об административных правонарушениях. При назначении административных наказаний, должны быть соблюдены общие правила его назначения в порядке, предусмотренном КоАП РФ.
Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении могут быть применены по основаниям и в порядке, предусмотренных в КоАП РФ или законах субъектов Российской Федерации. При этом следует учесть, что:
а) эти меры исчерпывающим образом (доставление, привод, арест товаров и т. п.) указаны в п. 1-9 ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ;
б) основаниями применения этих мер являются необходимость пресечь административное правонарушение, установить личность правонарушителя, составить протокол об административном правонарушении и другие обстоятельства, указанные в ст. 27.1 КоАП РФ.
При применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.