Орган дознания (ст. 40 УПК РФ)

Наряду с органами предварительного следствия досудебное производство в нашем уголовном процессе осуществляют органы дознания.

Их процессуальная деятельность двояка. Во-первых, они возбуждают, расследуют в общем или сокращенном порядке дознания и направляют в суд уголовные дела, по которым не производится предварительное следствие (гл. 32, 32.1 УПК РФ). К подследственности органов дознания отнесены преступления, предусмотренные ч. 3 ст. 150 УПК РФ, – преступления небольшой и средней тяжести, наказание за которые не превышает пяти лет лишения свободы. Таким образом, в основе разграничения следствия и дознания как самостоятельных форм предварительного расследования лежит общественная опасность преступлений. Тяжкие и особо тяжкие расследуют следователи, а небольшой и средней тяжести ‒ дознаватели.

Во-вторых, органы дознания производят в порядке ст. 157 УПК РФ так называемые «неотложные следственные действия». Суть данного дознания следующая. Уголовные дела, подследственные следователю, возбуждает и расследует сам следователь. Но не всегда это возможно, например, следователь своевременно не может приступить к расследованию. В таком случае вместо следователя дело возбуждает орган дознания и в срок не более 10 суток выполняет те следственные действия, которые не допускают отлагательства. По истечении этого срока или ранее, если все действия произведены, дело передается в следственный орган. Следователь продолжает расследование и доводит его до завершения. Таким образом, неотложные следственные действия выступают в качестве варианта «подстраховки» следователя, когда он не может своевременно приступить к расследованию дела (п. 19 ст. 5, ст. 157 УПК РФ).

Условно первое дознание можно назвать полным (производимым в общем и сокращенном порядке), т. к. в нем дело расследуется от начала до конца, т. е. от возбуждения дела до направления его в суд. Неотложное дознание можно именовать неполным по причине ограничения действий и сроков их проведения.

Исчерпывающий перечень органов дознания дан в ч. 1 ст. 40 УПК РФ. К ним, в первую очередь, относятся государственные органы, правомочные осуществлять оперативно-разыскную деятельность (ОРД): органы внутренних дел (прежде всего полиция), органы ФСБ, таможенные органы РФ и др. (ст. 13 ФЗ от 12.08.1995 «Об оперативно-розыскной деятельности»). Благодаря своим оперативно-разыскным возможностям, эти органы более эффективно осуществляют расследование преступлений.

Кроме них, к органам дознания отнесены должностные лица федеральной службы судебных приставов, командиры воинских подразделений, органы государственного пожарного надзора. В некоторых случаях указанным органам дознания, а также следователю недоступно событие преступления в силу его отдаленности. Тогда вместо них возбуждают уголовное дело и выполняют неотложные следственные действия должностные лица, находящиеся в таких отдаленных местах: капитаны судов, руководители геологоразведочных партий и зимовок, главы дипломатических представительств (ч. 3 ст. 40 УПК РФ).

Для понимания места и роли органов дознания в системе органов досудебного производства надо также учитывать следующее. Органы предварительного следствия созданы и функционируют ради одной цели ‒ процессуальной, поэтому назначение следователя заключается в расследовании уголовных дел. Органы же дознания созданы не для уголовного процесса, а для иной, назовем ее производственной, цели. Так, назначение полиции – охранять общественный порядок, органов ФСБ – обеспечивать государственную безопасность и т. д. Но поскольку эти органы приближены к преступным проявлениям, то наряду с основной (производственной) функцией они наделяются дополнительной (процессуальной) ‒ расследованием уголовных дел в форме дознания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: