| № | Критерии оценки развивающей среды | баллы | |
| Организация материальной среды: | |||
| 1. | Наличие центров речевой активности детей в группе: | ||
| -литературный центр (книжный уголок) | |||
| -Центр творческой художественно-речевой деятельности | |||
| 2. | Организация литературного центра: | ||
| - наличие условий для решения основных воспитательно-образовательных задач (обогащение литературного опыта детей; развитие эстетического восприятия художественного текста; воспитание интереса к художественной литературе: воспитание бережного отношения с книгами) | |||
| -внешняя привлекательность для детей | |||
| -соответствие содержания возрастным особенностям детей | |||
| -взаимосвязь содержания литературного центра с темой познавательного развития детей | |||
| -современность содержания и оформления литературного центра | |||
| -отражение праздников, сезона, текущих событий в группе и т.д. | |||
| -динамичность содержания и оформления литературного центра | |||
| -учёт половых и индивидуальных различий в литературных предпочтениях детей | |||
| -наличие библиотеки в старших группах, её функциональность | |||
| 3. | Организация центра творческой художественно-речевой деятельности | ||
| -внешняя привлекательность | |||
| -наличие условий для решения основных воспитательно-образовательных задач (развитие речевого творчества, индивидуальных литературных способностей детей, упражнение в освоенных речевых формах) | |||
| -наличие театров разных видов и их использование (в соответствии с возрастом) | |||
| -наличие атрибутов для игр-драматизаций, их использование | |||
| -наличие продуктов творческой речевой деятельности детей группы | |||
| -наличие специальных дидактических средств для развития речевого творчества детей (карты Проппа, серии сюжетных картин, игровые поля для игры фантазирования и км.) | |||
| Анализ духовного компонента развивающей среды | |||
| 4. | Качество речи воспитателей | ||
| -соответствие возрастным возможностям детей | |||
| -ориентированность речи на зону ближайшего развития ребёнка | |||
| -эмоциональность речи | |||
| -точность и чёткость формулировок | |||
| -включение литературных образцов в речь воспитателя (пословицы, поговорки, стихи) | |||
| -оптимальность режима громкости голоса | |||
| -оптимальность темпа речи | |||
| -доброжелательность тона | |||
| -безупречность грамматической и звуковой структуры речи | |||
| 5. | Влияние личностных особенностей воспитателей на речь и общение детей (положительное +1; нейтральное 0; отрицательное -1) | + 1 0 -1 | |
| 6. | Характер общения воспитателя с другими взрослыми людьми и его влияние на развитие речи детей | +1 0 -1 | |
| 7. | Анализ материально-духовного компонента среды | ||
| -эффективность использования произведений изобразительного искусства для развития речи детей | |||
| -эффективность использования произведений театрального искусства для развития речи детей | |||
| -эффективность использования произведений музыкального искусства для развития речи детей | |||
| 8. | Соблюдение основных общих требований организации развивающей среды |
Количественная оценка полученных результатов:
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ - старшие группы - 82-57 баллов
средняя, младшая группы - 79-54 балла
СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ - старшие группы - 56-26 баллов
средняя, младшая группы - 54-24 балла
НИЗКИЙ УРОВЕНЬ - старшие группы -23 балла и меньше
средняя, младшая -22 балла и меньше
Приложение 29