► Изготовление ЛС осуществляется в аптеке, имеющей лицензию на фармацевтическую деятельность, по правилам изготовления, утвержденным федеральным органом контроля качества ЛС. Изготовление ЛС для новорожденных требует асептических условий изготовления. Для соблюдения этих условий оборудуется асептический блок (АБ) в соответствии с приказом Минздрава России от 21.10.97 №309. АБ состоит из шлюза, ассистентской (асептической комнаты), стерилизационной комнаты, дистилляционной. АБ - территория аптеки, оборудованная и используемая таким образом, чтобы снизить проникновение, образование и задержку в ней микробиологических и других загрязнений.
Помещения АБ должны иметь отдельный вход или отделяться от других помещений производства шлюзами, размещаться в изолированном отсеке и исключать перекрещивание «чистых» и «грязных» потоков. Шлюз должен быть оборудован скамейкой для переобувания, шкафом для халатов и биксов со стерильной одеждой, раковиной с локтевым или ножным приводом. Для дезинфекции воздуха устанавливают бактерицидные лампы. В АБ не допускается подвод водопроводной воды и канализации. Трубопроводы прокладывают таким образом, чтобы был доступ к его уборке. Должна быть предусмотрена приточно-вытяжная вентиляция, причем движение потоков воздуха обязательно из АБ преобладает над вытяжкой. Рекомендуется создание горизонтальных или вертикальных ламинарных потоков чистого воздуха во всем помещении. Для дезинфекции воздуха и различных поверхностей АБ устанавливают бактерицидные лампы.
|
|
Запрещается одновременное изготовление на одном рабочем месте нескольких стерильных растворов, содержащих лекарственные вещества (ЛВ) с различными наименованиями или одного наименования, но в разных концентрациях. Флаконы после укупорки маркируются с указанием концентрации и наименования. Стерилизация производится не позднее 3-х часов от начала изготовления.
Внутриаптечный контроль качества лекарств является неотъемлемой частью контрольно-разрешительной системы. Он осуществляется в соответствии сутвержденным Приказом МЗ РФ от 16.07.97 №214.
ЛС для новорожденных подвергаются всем видам контроля
Опросный контроль применяется выборочно после изготовления фармацевтом не более пяти ЛФ. При контроле провизор-технолог называет первое, входящее в ЛФ вещество, а фармацевт указывает все взятые ингредиенты и их количества.
Органолептический контроль - проверка ЛФ по показателям внешний вид, запах, однородность, отсутствие механических включений, (ЛФ для детей выборочно проверяются на вкус).
Физический контроль заключается в проверке общего объема или массы, количества доз и масса отдельных доз, входящих в данную ЛФ.
|
|
Химическому контролю (качественному и полному химическому) подвергаются ЛС по перечню. Микстура не входит в их число. Исключение составляет возможность выборочного качественного и полного химического контроля. Не менее 10% общего количества изготовленных фармацевтом ЛФ в течение рабочего дня (смены) с учетом всех видов ЛФ — для качественного анализа, или не менее трех ЛФ изготовленных фармацевтом за рабочий день (смену) с учетом всех видов ЛФ - для полного химического анализа.
Контролю при отпуске подвергаются все изготовленные в аптеке лекарства. При этом проверяется соответствие:
-упаковки ЛС с физико-химическим свойствам входящих ингредиентов;
-указанных доз (ядовитых, сильнодействующих, наркотических) возрасту больного;
- № на рецепте и № на квитанции;
- ФИО больного на квитанции, этикетке и рецепте (или копии рецепта);
-соответствие оформления этикетке действующим требованиям. Лицо, отпустившее ЛС, ставит свою подпись на обратной стороне рецепта.
ЖЛФ (растворы) подвергаются контролю на механически е включения -первичному и вторичному. Первичный контроль осуществляется после фильтрования и фасовки раствора. При обнаружении механических включений раствор повторно фильтруют, пересматривают, укупоривают, маркируют и стерилизуют. Вторичный контроль производят после стерилизации перед оформлением к упаковке. Просмотр флаконов производят в устройстве КУ-2 на черном и белом фонах. Забракованные флаконы укладывают отдельно в тару с пометкой «брак».
► Приемка товаров в аптеке осуществляется в соответствии с действующими инструкциями и положениями о поставках
- по количеству мест и массе брутто,
- по количеству товарных единиц (массе нетто), качеству товаров и комплектности изделий.
Документальное оформление приема товара зависит от условий поступления и имеет особенности. В зависимости от условий поставки, степени удаленности аптеки от баз снабжения, наличия транспорта и особенностей доставки, прием товара осуществляется:
- на аптечном складе (поставщика) заведующим аптеки или МОЛ;
- в аптеке (при доставке товара транспортом поставщика);
-на железнодорожной станции, водной подстанции или аэропорту при доставке товара транспортной организацией.
Прием товара на аптечном складе производится МОЛ при наличии доверенности и паспорта. Проверяется соответствие наименования, вида товара, цены и качества данным сопроводительным документам. МОЛ принимает товар, заверяет сопроводительные документы подписью и с этого момента несет полную материальную ответственность за товар до его передачи в аптеке.
Прием товара в аптеке производится в присутствии приемной комиссии, утвержденной приказом по аптеке, по количеству мест и массе брутто на основании товарных и сопроводительных документов. Соответствие количества товарных единиц, массе брутто и количества мест товара проверяется при окончательной приемке.
Прием товара, доставленного транспортной организацией, производится по количеству мест (массе брутто), прием по количеству товарных единиц (массе брутто), комплектности и качеству - в аптеке. Если товар имеет признаки порчи, намокания, представитель аптеки вправе потребовать вскрытия товара. При этом составляется Коммерческий акт - основание для предъявления претензий. Если порча произошла по вине транспортной организации, аптека может отказаться от товара.
Окончательную приемку товара с момента получения производят в соответствии с требованиями НТД в 10-дневный срок при одногородней поставке, и в 20-дневный – при иногородней поставке, а скоропортящейся продукции - в течение 24 часов; приемку импортных медикаментов осуществляют в 7-дневный срок со дня прибытия товаров на склад получателя
|
|
Товар считается принятым, если прием товара произошел в установленные сроки.
► Поступившие товары регистрируются в «Журнале регистрации поступления товаров по группам». По товарно-транспортным накладным определяются учетные группы товаров, поступивших с аптечного склада и их суммы по розничным и оптовым ценам. Отпуск товаров из отдела запасов в отделы аптеки и в аптечные пункты (прикрепленная мелкорозничная сеть) производится по требованиям-накладным.
Учет поступления товара п о цене приобретения: Д41 (товары) - К60 (расчеты с поставщиками и подрядчиками);
по цене реализации Д41 (товары) - К42 (торговая наценка);
Учет реализации товара по договору розничной купли-продажи за на личный расчет Д50 (касса) - К90-1 (выручка);
списаны проданные товары Д90-2 (себестоимость продаж) - К41-2 (товары в розничной торговле)
списана торговая наценка Д90-2 (себестоимость продаж) - К42 (торговая наценка).
► Оперативный учет, принятых товаров в аптеке, осуществляется в «Журнале регистрации поступления товаров по группам» по розничным и оптовым ценам на основе товарно-транспортных накладных (накладных-требований).
Движение товаров в аптеке отражается в отчетеаптеки.
Формула материального баланса:Он+П=Р+В+Ок,