Проблемы соотношения обучения и развития детей

Разработка проблем соотношения обучения и развития детей является важной предпосылкой совершенствования содержания педагогического процесса и повышения его эффективности. Основными направлениями этой деятельности являются: выявление условий, при которых обучение становится развивающим; определение конкретных форм обучения, обеспечивающих более высокое умственное развитие детей различного возраста.

Реализация этих направлений может достигаться за счет:

- изменения содержания обучения;

- совершенствования процесса развития детей;

- изменения способов умственной деятельности;

- совершенствования процесса влияния умственных действий на интеллектуальное развитие ребенка;

- повышения действенности разных методов обучения;

- повышения роли проблемного обучения.

Ученые нашей страны по-разному исследовали и подходили к ре­шению проблемы соотношения обучения и развития детей.

Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов считали, что решающее значение должно придаваться изменению содержания обучения.

Н.А. Менчинская, Д.И. Богоявленская, Е.И. Кабанова-Меллер доказывали, что эффективность усвоения знаний, навыков и умений повышается с помощью изменения или совершенствования способов умственной деятельности.

Б.Г. Ананьев, А.А. Люблинская придавали особое значение изучению повышения действенности разных методов обучения.

Л.В. Занков пришел к выводу, что развивающий эффект обучения достигается главным образом посредством совершенствования самого процесса обучения.

П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина исследовали влияние поэтапного формирования умственных действий на интеллектуальное развитие детей.

Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкии доказывали, что развивающий эффект обучения повышается при усилении роли проблемного обучения в содержании педагогической деятельности.

Вместе с тем многие отечественные педагоги опираются на закономерность выявленную Л.С. Выготским, согласно которой цели и методы обучения должны соответствовать, во-первых, уровню актуального развития, уже достигнутому ребенком, и, во-вторых, зоне его ближайшего развития. На первом этапе ребенок выполняет задания самостоятельно, на втором – не может с ними справиться, а поэтому разрешает проблему с помощью взрослых. Только то обучение признается хорошим, которое идет впереди развития. Задача обучения состоит в том, чтобы создать зону ближайшего развития, которая в дальнейшем перешла бы в «зону актуального развития». Формирует личность обучение, ведущее за собой развитие, которое ориентируется на процессы, еще не созревшие, находящиеся в стадии становления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: