Знания, навыки, умения и принципы обучения

Проверка знаний, навыков и умений является составной частью процесса обучения и осуществляется в виде постоянного и непрерывного контроля за ходом их формирования, функционирования и совершенствования. Основная ее дидактической функция – обеспечение обратной связи между учителем и учащимися, получение педагогом объективной информации о степени освоения учебного материала, своевременное выявление недостатков и пробелов в знаниях. Проверка имеет целью определение не только уровня и качества обученности учащегося, но и объема выполняемого им учебного труда.

Проверку знаний, навыков и умений учитель может выполнить лишь в том случае, если она осуществляется в соответствии с принципами обучения и обусловленными ими более конкретными следующими требованиями к проверке:

- систематичности, предполагающей ее постоянное и непрерывное осуществление;

- всесторонности, ориентирующей преподавателя на контроль как за всем процессом формирования знаний, навыков и умений, так и за всеми знаниями, навыками и умениями;

- объективность, требующей качественного контроля за формирующимися знаниями, навыками и умениями;

- индивидуальности в сочетании с коллективностью, нацеливающих учителя на оценку знаний, навыков и умений не только отдельных школьников, но и всего их коллектива;

- познавателъности, предполагающей важность и необходимость проверки как показателя эффективности процесса формирования знаний, навыков и умений;

- дифференцированности, ориентирующей, во-первых, на использование конкретных методов проверки для повышения качества формирования определенных знаний, навыков и умений, и, во-вторых, на их комплексное применение в интересах совершенствования всего процесса обучения;

- выявления новизны, требующей совершенствования форм и методов проверки знаний, навыков и умений с целью повышения эффективности самой проверки.

Проверка может быть:

- текущей, когда она осуществляется периодически в ходе всего процесса обучения;

- контрольной, когда ее проводят для того, чтобы определить степень сформированности знаний, навыков и умений;

- итоговой, если ее целью является оценка конечных результатов обучения за конкретный период обучения;

- инспекторской, если ее осуществляют представители вышестоящих органов образования.

В качестве методов проверки обычно используются:

- устный опрос, представляющий собой устную беседу преподавателя с обучающимися;

- текущее наблюдение, когда преподаватель постоянно следит за ходом и результатами процесса обучения;

- письменная проверка, осуществляемая в форме письменного опроса;

- практическая проверка, когда знания, навыки и умение оцениваются в ходе практической деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: