double arrow
Ассоциативно-рефлекторная теория обучения

В педагогической науке достаточно много теорий, раскрывающих и характеризующих основы обучения, воспитания и развития человека. Однако методологическое и теоретическое значение среди них имеют те, которые отражают психологические закономерности восприятия и осмысления педагогических воздействий и их результатов. К ним в первую очередь следует отнести ассоциативно-рефлекторную теорию обучения, которая опирается на основные закономерности условно-рефлекторной деятельности головного мозга.

Эта теория рассматривает процесс освоения как постепенное образование в сознании обучаемого новых связей, «ассоциаций» по признаку сходства или различия изучаемых свойств и сторон предметов, явлений. Она предполагает следующую логику процесса овладения знаниями: восприятие учебного материала, его осмысливание и запоминание, применение закрепившихся знаний на практике. Суть ассоциативно-рефлекторной теории заключается в следующем.

1. Усвоение знаний, навыков и умений, формирование и развитие качеств личности – результат образования в сознании различных систем ассоциаций.

2. Процесс образования ассоциативных систем включает в себя чувственное восприятие предметов и явлений; осмысливание, доведенное до понимания их внутренних связей и отношений; запоминание и применение полученных знаний на практике.

3. Центральное звено обучения – осмысливание как активная аналитико-синтетическая деятельность в ходе решения теоретических и практических задач.

4. Решающими условиями продуктивного обучения являются:

- формирование активного отношения к учебе;

- логическое изложение учебного материала;

- активизация познавательной деятельности обучаемых;

- демонстрация различных приемов умственной деятельности и их закрепление с помощью упражнений.

Ассоциативно-рефлекторная теория наиболее продуктивна при ов­ладении теоретическими знаниями.






Сейчас читают про: