К 66-летию сооснователя УПЦ-КП гражданина М.А. Денисенко (Филарета)

Филаретовцы не много времени отпускали Л. Кучме на «царствование». Шесть месяцев, не более. Новый Президент и впрямь не мало насолил отвергнутому мировым христианством самозваному религиозному объединению, именуемому УПЦ-Киевский патриархат. Он победил на выборах верховного покровителя антиправославной аферы в Украине Леонида Кравчука, упразднил главное орудие филаретовского произвола в стране — Совет по делам религий, строго порекомендовал Филарету воздержаться от разбойных захватов православных храмов и, наконец, оставил без обычной «работы» на УТ украинского Уолта Диснея и телелетописца УПЦ-КП Зиновия Кулика.

Казалось, не за горами тот день, когда Филарету придется вернуть «объединенным» церквям — УПЦ и УАПЦ — награбленное (финансы и захваченные унсовцами и казачками храмы), а самому публично признаться, кем он является на самом деле: расстриженным за преступления перед церковью монахом, над которым висит дамоклов меч анафемы.

Но испытание ложью, судя по всему, для православных Украины еще не закончилось. Снова всплыл на политическую авансцену Леонид Кравчук, следом — Зиновий Кулик. На рождественский банкет к гостеприимному монаху и «владычице киевской» Евгении Петровне на Пушкинскую, 36 пожаловали не только «тени минувшего» (Павлычко, Скорик, экс-президент), но и новая поросль филаретовцев — Курас, Косакивский, Стоян. Просто поразительно, как легко удается Филарету подобрать ключики к сердцам государственных мужей! И это при том, что Генпрокуратура уже полтора года как признала УПЦ-КП незаконно созданным объединением, а мировое православие отказывается признавать ее церковью христианской!

Не исключено, что 23 января на банкет в честь 66-летия зам. патриарха УПЦ-КП Филарета (который, по некоторым сведениям, должен состояться в Мариинском дворце), мы увидим все сливки столичной номенклатуры. Видимо, Филарет действительно жаждет показать «стране и миру», кто есть кто в Украине сегодня.

Любопытно, что при явном избытке средств (ни одна другая конфессия в Украине не может позволить себе организовать прием для сиятельных сановников и дипкорпусов) УПЦ-КП никак не хочет возвращать кредиты Христианскому банку, основанному в свое время патриархом УАПЦ Мстиславом. Действительно, стоит ли с такими покровителями отдавать долги, когда проще сам банк прибрать к рукам? Это, по мнению председателя учредителей Христианского банка Олега Заставского, филаретовцы не прочь сделать. Примечательно, что на последнем письме Филарета стоит номер 666. Как тут и впрямь не смутиться злокозненной магии цифр?

Впрочем, «представительская» активность Филарета в последнее время, судя по всему, имеет и другую цель. Речь идет о весьма щекотливом для УПЦ-КП вопросе о наемниках. Как известно, при Кравчуке власти в упор не видели создаваемые в Украине незаконные военизированные формирования, их факельные шествия, разбои в православных храмах. «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не вешало», — так определяла львовская журналистика отношение кравчуковской администрации к боевикам. Затем окрепшие соколы вылетели в окопы Приднестровья, заодно, уже за рубежом, прогоняя священников РПЦ из храмов и ставя филаретовцев. Они воевали в Грузии против абхазцев и «москалей». Гробы приходили в Киев, их встречали чины МВД, отпевал Филарет во Владимирском соборе. Но никто так и не понес ответственности за гибель несчастных ребят за пределами Украины.

В конце минувшего года ситуация поменялась: правоохранительные органы вплотную занялись проблемой наемничества. Столичная прокуратура арестовала людей, занимающихся вербовкой киевлян для войн в Закавказье. По делу проходят четыре человека, и начальник следственного отдела прокуратуры Виктор Литовченко уверен, что с вербовщиками каким-то образом (следственная тайна) связан некто Геннадий Друзенко, являющийся канцлером братства Святителя Илариона, что располагается у Филарета на Пушкинской, 36.

И хотя Друзенко проходит по делу лишь в качестве свидетеля, руководитель братства и патриах УПЦ-КП Владимир (Романюк), от греха подальше, без всяких оснований потребовал от Министерства по делам национальностей, миграции и культов снять с регистрации братство Святителя Илариона. Также своим распоряжением он приостановил деятельность этой организации и запретил ее членам занимать какие-либо административные должности в УПЦ-КП. Видимо, с целью погасить «иларионовский пожар» и были приглашены к Филарету на рождественский ковер вице-премьер Курас, мэр столицы Косакивский и буревестник «порозуміння» Кравчук. Их товарищеская помощь в этом деле не помешает. Ведь, как оказалось, «Чин святителя Илариона» — организация весьма любопытная. Основана она в 1993 году. Ее устав утвержден Филаретом и зарегистрирован Советом по делам религий, возглавляемым А. Зинченко. Примечательны программные цели и уставные задачи этого братства.

Как сказано в уставе, основоположником и пожизненным руководителем Чина является Владимир Романюк, а первым и тоже пожизненным генеральным фундатором — «украинский националист-державник казацкого рода и православного вероисповедания» Анатолий Лупынис, известный активист УНА-УНСО. Далее говорится, что программные цели братства отвечают задачам, которые стоят перед украинской православной церковью — Киевским патриархатом. Приведем некоторые из них:

— осуществление защиты религиозных и культурных интересов украинцев, которые проживают за границей (!) государства Украина, а в местах их компактного поселения в случае возникновения процесса распада (!) местных государственных образований, — содействие их национально-государственному (!) самоопределению;

— осуществление миссионерско-просветительской деятельности среди порабощенных московским империализмом народов православного вероисповедания на территории нынешней Российской Федерации с целью возвращения (!) их в лоно церкви-матери (УПЦ-КП);

— содействие переведению под юрисдикцию УПЦ-КП (!) православных общин, которые находятся на территории бывшего СССР, но за пределами этнического расселения россиян (московитян), и передаче (!) государственным чиновникам новообразованных национальных государств всего движимого и недвижимого имущества, которое было в пользовании РПЦ (Московский Патриархат), в пользование вышеуказанным общинам или прямой передаче имущества государственным чиновникам УПЦ-КП.

В уставе также указано на необходимость осуществлять социальную защиту членов братства «в случае плена» (!) и административных преследований. Иными словами, в лице УПЦ-КП и ее структурных подразделений мы имеем легальную экстремистскую организацию, которая ставит своей целью вмешательство во внутренние дела иных государств, что юные миссионеры и пытались сделать в Приднестровье и Абхазии.

В самой Украине цели УПЦ-КП не менее впечатляющи. В частности, они предусматривают «осуществление всестороннего, организованного, фактического, а главное — интеллектуального противодействия искусственному влиянию московского православия» (под этим подразумевается историческая Церковь Украины — УПЦ Владимира (Сабодана), приверженцы которой составляют подавляющее большинство народа Украины). А именно: «а) московской православной имперской идеологии, б) российским богословским и историко-философским школам, в) присутствию на канонической территории Киевского Патриархата Московской Патриархии в форме т. н. УПЦ в пределах, не соответствующих осуществлению представительских функций и душепасторской миссии среди иностранцев православного вероисповедания».

По мнению экспертов, и одного этого положения достаточно, чтобы признать двухгодовалую «матерь-церковь» УПЦ-КП организацией, нарушающей 66-ю статью Конституции и сеющей межнациональные и межконфессиональные распри в Украине. Но Иларионовское братство, как и сама УПЦ-КП, зарегистрированы (хоть и незаконно) и свои уставные требования выполняют в полной мере: начатые унсовцами, казачками, Червонием, Поровским, Гудымой захваты православных храмов продолжаются, и, несмотря на решение судов, ни один из храмов до сих пор не возвращен законным владельцам.

Ситуация же с наемничеством (идеологическое его обоснование, как видим, детально разработано филаретовцами) может больно ударить не только по УПЦ-КП, но и по украинской державе. Администрация же Л. Кучмы все никак не решится разрубить затянутый Филаретом узел и встать на сторону закона и права. И пока это будет продолжаться, Филарет будет править бал, и не только в Мариинском...

Василий Анисимов

«Независимость», 20 января 1995 г.

Отпусти мою душу на бойню!

Так, надо полагать, наемные убийцы взывают к своим вербовщикам в церковных рясах

Одним из самых мерзких «изобретений» цивилизации по праву считается наемничество. Это не что иное, кaк поставленная на конвейер организация заказных убийств. Люди лишают жизни себе подобных только за то, что кто-то им заплатил. Процветание наемничества — первейший признак моральной деградации как общества, так и государства.

В Украине за последние полтора года и только в одну страну — Азербайджан — завербовано и отправлено 120 человек (в основном ребят из Киевской и Черкасской областей). Однако самым поразительным в разгорающемся скандале является то, что причастными к преступному бизнесу оказались пастыри душ человеческих: деятели Украинской православной церкви Киевский патриархат (филаретовцы). Один из них — Фидель Комар (роль и значение его в иерархии УПЦ-КП сейчас устанавливаются) — арестован столичной прокуратурой и «проходит» как главный вербовщик. А второй — канцлер «Чина Святителя Илариона» УПЦ-КП священник Геннадий Друзенко — по версии следствия даже пребывал в Азербайджане, благославляя наших хлопцев на ратные подвиги. Причем на стороне азербайджанцев против единоверцев христиан (армян).

Как сообщил начальник следственного управления Киевской городской прокуратуры Виктор Литовченко, в ходе рассследования наемнического дела раскрыто одно убийство, совершенное наемниками в Украине. Словом, пожар, разгорающийся вокруг этого дела, вплотную подобрался к высшим иерархам УПЦ-КП и ее сановным покровителям.

Напомним, что задействованные в нем люди являются членами братства «Чин Святителя Илариона» — структурного подразделения УПЦ-КП. Юридический адрес братства — Пушкинская, 36. Устав его утвержден Филаретом, а основоположником и «пожизненным» главою является Владимир Романюк, нынешний патриарх филаретовской церкви. Надо ли говорить, что в любой уважающей себя державе руководители организаций (Филарет и Романюк), замешанной в столь преступном бизнесе, давно уже давали бы показания следственным органам, а не то и просто попрятались бы «за буграми»? У нас же, как водится, свой путь.

Когда 28 ноября 1994 года Друзенко вызвали в прокуратуру для дачи показаний, а 30-го был арестован Комар, УПЦ-Киевского патриархата охватила паника. 5 декабря патриарх УПЦ-КП Владимир Романюк в пожарном порядке и без всяких мотиваций приостанавливает деятельность братства и требует у государственных органов снятия его с регистрации. 6 декабря он складывает с себя полномочия основоположника Чина, что, разумеется, является ни чем иным, как попыткой убежать от ответственности за деятельность своего детища.

Далее. На Рождественский банкет к Филарету на Пушкинскую, 36 (где, кстати, находится «офис» Чина) сзываются «общественные» руководители и покровители УПЦ-КП (Скорик, Павлычко, Поровский, Червоний, Кравчук, Косакивский и т. д.), и... Романюк переводит дыхание. Действительно, с такой «крышей» в нашей стране можно без страха заниматься чем угодно, хоть продажей крови младенцев. Ведь до сих пор ни за одно из своих преступлений (незаконное присвоение финансов украинского православия, штурм храмов и т. д.) филаретовцы не понесли наказаний. Сейчас следствие выясняет, куда пошли вырученные от наемничества «зелененькие». Будем надеяться, что хоть не на эти средства содержится сановная «кормушка» на Пушкинской.

Но как бы то ни было, в середине января Романюк создает ликвидационную комиссию по роспуску братства (хоть в уставе последнего указывается, что Чин не может быть ликвидирован), а 26 января уже переходит в наступление. Просит Президента Украины «вернуть» своей двухгодовалой церкви ее «историческую» резиденцию — Софию Киевскую (где, заметим, можно дислоцировать целый полк наемников), Андреевскую церковь, пять храмов Лавры, а также предоставить жилье в Киеве своему сыну — гражданину Канады. В своем стремлении овладеть святынями православия отлученный от церкви патриархом УАПЦ Мстиславом (за «объединение» церквей и переосвящение у расстриженного монаха Филарета) Владимир Романюк, скажем прямо, не оригинален. До него, и тоже самозваный, «патриарх» Юрий Кривоногов (Юоанн Свами) считал Святую Софию своей законной резиденцией. Но на какую святыню в Киеве и впрямь может претендовать филарето-романюковская церковь — так это на здание ЦК КПУ, главный кабинет которого действительно является исторической родиной УПЦ-Киевский патриархат.

Все созданное на лжи не может существовать долго. И тем более — безболезненно. Именно поэтому за Киевским патриархатом тянется бесконечный шлейф скандалов, разоблачений, расколов. Загадочное самоубийство кассира Владимирского собора, покушение на «соучредителя» УПЦ-КП митрополита Антония (после чего он вообще сбежал с Украины), недавняя гибель в автокатастрофе бывшего первоиерарха УАПЦ митрополита Иоанна (Боднарчука)... Не позорно ли народу Украины иметь такую «церковь»?

Впрочем, он ее даже и не создавал: о ее возникновении верующие узнали лишь из газет и куликовского ТВ. Главы существующих в Украине православных конфессий УПЦ Владимира (Сабодана) и УАПЦ Мстислава (Скрипника) тоже о ней ни сном ни духом не ведали. УПЦ-КП создана путем заговора партийной номенклатуры и западноукраинских национал-радикалов методами насилия и попрания законов государства. Украинская правныча фундация и Генеральная прокуратура квалифицировали УПЦ-КП как незаконно созданную организацию, нарушающую права и свободы граждан. Мировое православие отказалось признать ее христианской церковью из-за бесчисленных нарушений канонов и правил церковной жизни.

Тем не менее, в державе, где закон что дышло, УПЦ-КП не только существует в самовольно присвоенном статусе «правопреемницы» имущества и финансов православных церквей Украины, но и проявляет себя как воинствующая экстремистская организация, постоянно колеблющая хрупкий межконфессионный мир в стране. Чего стоят хотя бы бесконечные штурмы православных храмов, провокационная риторика филаретовских защитников, да и тот же устав «Чина Святителя Илариона», который мы обильно цитировали в своих публикациях (см. «НЗ» от 20 января с. г.). Недаром всевозможные военизированные формирования (УНСО, казачки и т. д.) непременно «кучкуются» вокруг УПЦ-КП. И все сходит с рук — от разбоев, вооруженных походов по СНГ до вербовки наемников! Везде и всюду находятся друзья и покровители. Даже в СБУ «курирует» церковные проблемы один из организаторов УПЦ-КП филаретовец Бурлаков.

Любопытно, что и в своей версии скандала вокруг филаретовского чина (которую мы публикуем) Зинаида Вознюк даже не ставит вопрос об ответственности УПЦ-КП за содеянное! Считать, что структурное подразделение УПЦ-КП «Чин Святителя Илариона» попал под опалу не потому, что его «фундатор» и трое сподручных арестованы по подозрению в тягчайшем преступлении, а из-за каких-то внутренних интриг патриархата — и впрямь наивно (к тому же, по нашим сведениям, никаких планов смещения Филарета при обыске квартиры Комара обнаружено не было). Борьба между Филаретом и Романюком за реальную власть в Киевском Пaтриархате — возня под одеялом, не более. Оба иерарха, право же, стоят друг друга. Конечно, в случае анафемы Филарету (после которой даже филаретовцы вряд ли осмелятся сослужить и общаться с ним) непременно разгорится драка за филаретовское наследство (финансы, здание на Пушкинской, Владимирский собор), экспроприированное расстриженным монахом и боевиками у Украинской Православной Церкви Владимира (Сабодана). Но, право же, так ли уж нам важно, какая группировка боевиков кого и как (Филарета или Романюка) поддерживала и поддерживает в бесконечных склоках? Убийство Владислава Листьева опять поставило перед всеми государствами СНГ острейший вопрос эффективного противодействия любым незаконным вооруженным силовым структурам, где бы они ни свили себе гнездо — даже в церкви, именуемой себя христианской. Только способны ли они, в том числе и Украина, на это?

Василий Анисимов.

«Независимость», 3 марта 1995 г.

Антифиларетовский заговор в УПЦ-КП?

Немногим более месяца назад «Независимость» напечатала статью, посвященную деятельности православного братства «Чин Святителя Илариона» — одного из структурных подразделений УПЦ-КП. Нас заинтересовала судьба этой огранизации. Месяц кропотливого собирания материалов, позволивших приоткрыть завесу таинственности, которая долгое время скрывала жизнь ЧСИ, заставила нас иначе, не по-анисимовски, взглянуть на иларионовский Чин.

У его истоков стояло четыре человека: будущий патриарх УПЦ-КП Владимир Романюк (тогда еще архиепископ), глава политреферентуры УНА-УНСО Анатолий Лупынос, будущий священник Петр Зуев и упоминавшийся в статье Анисимова Друзенко Г. В. Подчеркнуто антидемократическое, ультранационалистическое и воинственное братство заявило о своих амбициях уже в день появления на свет. Церемония его основания, кульминацией которого была присяга на Кресте и Евангелии четырех вышеозначенных лиц на верность украинской церкви, украинской идее и друг другу, проходила не где-нибудь, а в Святой Софии, чьи врата до сих пор остаются закрытыми для УПЦ, УГКЦ, УАПЦ, а в последнее время и для самого Киевского патриархата.

Через несколько месяцев Чин мог праздновать свою первую побeду: сразу после смерти Мстислава (Скрипника) его основоположник получил белый митрополичий клобук и стал местоблюстителем патриаршего престола УПЦ-КП. Говорят, к этому событию приложило руку не только новосозданное братство, не только бывший митрополит Антоний (Масендич), но и руководство УНА-УНСО, тогда еще окончательно не выбравшее между Филаретом и Романюком. Два молодых «засновника» Чина не замедлили появиться в штате патриархии в качестве, кажется, единственных подчиненных местоблюстителя. Оба заняли должности секретарей-референтов Романюка. Вскоре без особых усилий братство Св. Илариона стало восприниматься на Пушкинской, 36 как «церковная референтура УНСО». Герои Лавры и Приднестровья пособляли иларионовцам, оказывая в случае необходимости давление на Филарета (благо, тот был их давний должник), те же в свою очередь принимали участие в идеологических разработках не блещущего глубиной интеллекта «провода» УНА. Есть сведения, что единственно верную сегодня в Национальной асcамблее имперскую идею внедрили в головы Корчинского и Лупыноса именно молодые «богословы» с Пушкинской, 36. Известно также, что в Абхазии украинских стрельцов благославлял на подвиги, впрочем, как и отпевал, член, или, как говорится в уставе, «верный Чина» священник Роман Барановский. Казалось бы, ничто не предвещало диссонанс в симфонии националистов от мира и не от мира сего. Однако...

В октябре 93-го года Владимира Романюка выбирают патриархом УПЦ-КП. И буквально за несколько месяцев вчерашние друзья оказываются по разные стороны баррикад. О том, что стало тому причиной, узнать наверняка нам так и не удалось: то ли иларионовцы нашли влиятельных покровителей «на стороне», то ли унсовцы вполне усвоили имперскую доктрину, то ли еще что-нибудь... Однако последствия не замедлили сказаться: Корчинский стал все реже и реже заглядывать в патриаршие покои, идеологи из Чина больше не выступали на теоретических конференциях УНА, из устава братства исчезают слова «Генеральный фундатор» (должность, сделанная специально для Лупыноса), да и сам Лупынос больше не ходит к Филарету заступаться за Чин. С тех пор квартет постепенно распадался на две находящиеся в скрытом противоборстве пары: Чин — Романюк и УНСО — Филарет.

Приблизительно тогда же в патриархии впервые появляется некто Олег Васильевич Комар (как он себя называет, на самом деле — Фидель Леонидович), сыгравший в дальнейшей судьбе Чина одну из главных и самых загадочных ролей. По иронии судьбы привел его на Пушкинскую именно Лупынос. Он же познакомил Олега Васильевича с Романюком.

Через некоторое время по филаретовской резиденции поползли слухи, что СБУ по каким-то, как всегда ей одной известным, мотивам в скрытом противостоянии Филарет — патриарх взяло сторону последнего. (Тех читателей, которые наивно думают, что с развалом СССР органы госбезопасности утратили интерес к церковной жизни, должны разочаровать: интерес сохранился — и самый пристальный). Причиной слухов стал новый фундатор Чина, которым вскоре после знакомства с первоиерархом УПЦ-КП стал господин Комар. Ореол таинственности и уважения главы церкви, почти сразу окутавший его, служил лишь косвенным подтверждением неизвестно каким ветром занесенной в филаретовскую резиденцию информации о том, что новый братчик — офицер СБУ. И хотя внешне почти ничего не изменилось: Чин занимал все ту же скромную комнатку возле патриарших покоев, а о членстве его было точно известно лишь то, что в организации состояли «патриарх, отец Петр Зуев и Друзенко Г.В.», однако мало-помалу иларионовское братство приобрело репутацию структуры, с которой лучше не конфликтовать. Рассказывают, как-то сам Филарет, высказав в разговоре с патриархом недовольство Чином по какому-то поводу, услышал в ответ: «У них, Ваше Блаженство, такие покровители, что я лично портить с ними отношения не хочу. Да и Вам ввязываться не советую». Братчиков, в отличие от многих других, Романюк любил и в обиду не давал. И любовь его не была безответной. Время от времени Чин позволял себе сделать своему основоположнику приятный сюрприз: то выставит охрану, то бланки напечатает, то машину подгонит, поговаривают даже, что последнее свое турне по Франции почетный глава Чина совершал за братский счет.

Создав себе необходимый имидж, иларионовцы решили перейти в открытое наступление. 9 октября, на Иоанна Богослова, патриарх во время службы в Выдубицком монастыре зачитал неожиданный для многих указ: монастырь входит в структуру Чина и как часть ставропигиального братства выходит из подчинения Филарету. Напомним нашим читателям, что Свято-Михайловская обитель — это ровно половина из всех реально (а не только на бумаге) существующих в Киеве монастырей УПЦ-КП. Это был уже прямой вызов киевскому митрополиту: оуновские игры Романюка (свой первый десятилетний срок будущий патриарх отбывал в сталинских лагерях как «бандеровец») выходили за рамки ностальгии по давно ушедшим годам...

Через три месяца патриарх вынужден был собственноручно подписать указ о ликвидации Чина. Думаем, что не небесные силы помогли Филарету избавиться от непокорного братства. Насколько нам известно, непотопляемый киевский митрополит при устранении со своей дороги строптивых гораздо более привык полагаться на силы вполне земные да на огромный опыт церковных (и не только церковных) интриг. Однако, чтобы избежать упреков в тенденциозности, приведем лишь хронологическую канву событий, последовавших за дарованием права ставропигии Выдубицкому монастырю.

С 31 октября по 18 ноября — глава УПЦ-КП находится во Франции, знакомясь с жизнью православных в этой стране. В составе сопровождавших его лиц — один из основателей «ЧСИ».

28 ноября в патриархию приходит повестка на имя Друзенко Г.В. с требованием явиться в прокуратуру г. Киева «по вопросу привлечения к уголовной ответственности». Оказалось, это ошибка (?!) — нужно было дать свидетельские показания.

29 ноября — арестован Олег Васильевич Комар, которому предъявлено обвинение по статье 63*. В тот же день при обыске на его квартире изъят детально разработанный план отправки на покой Филарета, а также рукопись статьи, в которой исследуются причины гибели в автокатастрофе митрополита Иоанна (Боднарчука), у котоpого незадолго до смерти резко ухудшились отношения с хозяином особняка на Пушкинской, 36.

До 5 декабря — Филарету становятся известны результаты обыска на квартире Комара.

5 декабря — патриарх УПЦ-КП подписывает указ, которым останавливает деятельность Чина «во всех без исключения единицах УПЦ-КП», а также запрещает братчикам «занимать какие-либо должности в УПЦ-КП».

6 декабря — Романюк издает уведомление: «Этим объявляю, что с 5 декабря 1994 г. я складываю с себя звание и полномочия основоположника «ЧСИ». И распоряжение, в котором расписывает конкретные меры по исполнению указа, подписанного накануне.

17 января 1995 г.— за подписью главы УПЦ-КП увидели свет указы № 9 и № 10. Первый гласил о том, что православное братство «Чин Святителя Илариона» ликвидируется, вторым — были определены состав и полномочия ликвидационной комиссии.

Комментарии излишни. Факты говорят сами за себя. И остается только последний вопрос: как расценивать действия Романюка? Испугался ли старый, больной, проведший 19 лет в тюрьмах, лагерях и ссылках, перенесший два инфаркта первоиерарх УПЦ-КП неприятных объяснений с властями о характере своих отношений с господином Комаром, обвиняемым в преступлении, которое квалифицируется как «особо опасное против государства», и в доказательство своей непричастности к деятельности фундатора Чина распустил сам Чин? Или, может, оуновская школа, пройденная патриархом в молодости, подсказала ему распустить Чин, чтобы... снова создать. В пункте 9 иларионовского устава прямо сказано: «Чин не может быть ликвидирован. Возможно лишь прекращение деятельности Чина в качестве юридического лица» (то есть предусмотрен вариант ухода в подполье).

Если на неделе Торжества православия Филарета, как ходят слухи, предадут анафеме в РПЦ, ответ на наш вопрос не заставит себя ждать. Случись такое в самом Киевском патриархате, активизируется антифиларетовское движение, и иларионовское братство (в случае роспуска его для отвода глаз) непременно проявит себя. Как? Под каким именем? Осталось не так долго ждать...

Зинаида Возняк, независимый журналист

«Независимость», 3 марта 1995 г.

Это бред или не бред:
императоров куратор — Фи-ла-рет?!

Сногсшибательную весть о том, что в подмосковном Ногинске, в Богоявленском соборе Украинской православной церкви Киевский патриархат, по благословению святейшего патриарха УПЦ-КП Филарета был возведен на российский престол самодержец Великия, Малыя, Белыя Руси и прочая и прочая Николай III, поначалу все посчитали нелепой шуткой. Однако 18 января в интервью радио «Свобода» сам Филарет подтвердил факт коронации в Ногинске императора «Николая Алексеевича». Украинское телевидение хоть и живет под девизом «Ни дня без Филарета», на этот раз не удосужилось организовать прямую трансляцию со столь знаменательного события. Но, думается, не за горами тот день, когда монарх и его духовный патрон встретятся в Киеве, на Пушкинской, и мы услышим забытое «Боже, царя храни!» в исполнении Мулявы, Мовчана, Червония, Поровского и прочих филаретовских херувимов.

Нет слов, великая честь для Украины, что именно под омофором ее так называемой национальной церкви возведен на престол «Помазанник Божий». Уж сколько и впрямь народов бывшей империи натерпелись от всех этих тягостных разделений: республик, президентов, парламентов и свобод! Не жизнь, а сплошные выборы и нервотрепка. А тут — «помазали» на царствие одного на всех — и до скончания века. Да и какая империя без императора?

Правда, скептики уверяют, что действо филаретовцев в Ногинске незаконно ни с гражданской, ни с церковной точек зрения. Хотя УПЦ-КП официально является четвертой по количеству приходов (после Украинской Православной Церкви, греко-католиков и баптистов) конфессией в Украине, объединяющей около 6 процентов верующих, но с точки зрения христианства православной церковью не является, поскольку создана в нарушение всех канонов расстриженным за преступления перед церковью монахом Михаилом Денисенко (Филаретом). По этой причине иерархи УПЦ и УАПЦ отказываются вести диалог с УПЦ-КП до тех пор, пока ее возглавляет этот человек. Таинства филаретовцев не признаются не только ни одной из 15 Поместных Церквей Мирового Православия, но даже католиками. Богословы считают, что филаретовщина — это даже не схизма (раскол), а полупротестантская религия, поскольку она отрицает православные каноны и в ней нет апостольского благодатного священства.

Филаретовский ногинский архиепископ Андриан тоже является ни кем иным, как запрещенным в священнослужении бывшим архимандритом. Не исключено, что и новоиспеченный государь-император — тоже какой-нибудь бывший депутат или чекист. Так что, скорее всего, он является самодержцем лишь для филаретовцев и ни для кого более.

Поражает другое. Ныне Филарет начал новую злобную кампанию травли крупнейшей религиозной конфессии страны — УПЦ, обвиняя ее в том, что она «защищает имперские интересы России». И в это же время сами филаретовцы коронуют человека на трон российской империи, в которой Украина ни как государство, ни как республика вовсе не предусмотрены! В интервью «Свободе» Филарет так и не смог толком объяснить парадокс. «Богоявленский приход находится в юрисдикции Киевского патриархата, но делали это (короновали) граждане России, духовенство российское», — говорит он. Более нелепого объяснения и представить трудно. Богородская (Москва и Московская область) епархия УПЦ-КП, как и ее ногинский приход, не являются автономными и находятся под непосредственным управлением Филарета. Церковь не имеет государственных границ, а потому ногинская община, как и ее духовные руководители, верна Киевскому патриархату, и без благословения патриарха Филарета эта акция просто не могла состояться.

Словом, филаретовцы опять вляпались в историю. И удивляться здесь нечему. В прошлом году Генпрокурор Украины охарактеризовал УПЦ-КП как главный дестабилизирующий фактор в стране. Если бы только в нашей! Видимо, в мире уже не осталось ни одной воинственной раскольничьей группировки, с которой бы Филарет не завязал контакты или не взял под свой омофор. В Итaлии некий Евлогий, как масон, запрещен в служении и Папой Римским, и Вселенским Патриархом, но филаретовцы подобрали его. Ныне он митрополит УПЦ-КП. В Болгарии часть духовенства ушла в раскол и избрала своего незаконного патриарха. Филарет пригласил его в Киев и пытался организовать встречи на высшем уровне. Но безуспешно (практически самозванцев никто не принял). В Белгородской области, в Сибири Филарет взял под свой омофор раскольничьи приходы и назначил туда аж трех епископов. Есть у него общины в Пакистане. Уж не шиитские ли?

А сколько личин поменял Филарет в Украине за последние шесть лет — голова идет кругом. От «лучшего секретаря обкома» (определение В. Яворивского), «гэбиста» до лидера национально-освободительного движения Украины! Завидное восхождение, не так ли? Чтобы бороться с православием в Украине, Филарет надевает тогу завзятого националиста и берет в союзники униатов, обещая пол-Лавры, а вот в России для этих целей подходит двуглавый орел и монархисты. Коронация в Ногинске императора, видимо, есть не что иное, как стремление филаретовцев заручиться симпатиями православных монархических группировок, борющихся с Русской Православной Церковью, а при случае даже их возглавить. Ведь самодержец российский, как ни крути,— филаретовец!

Василий Анисимов

«Независимость», 24 января 1997 г.

Для чего УПЦ-КП московские монархисты?

Думал ли кто-нибудь, что наши замечательные (ныне «офилареченные» национал-демократы, начавшие свой политический путь с борьбы против московской империи, вдруг перевоплотятся в защитников московских монархистов? Но чего ни случается в подлунном! И вот уже выведены на митинги люди, скандирующие: «Руки прочь от Ногинска!».

Этот ничем не примечательный городок в Подмосковье прославился лишь тем, что 19 декабря 1996 года в Богоявленском соборе, где размещается община УПЦ Киевского патриархата, филаретовцы короновали на трон Российской империи самодержца Великой Малой и Белой Руси Николая III (Дальского) и государыню-императрицу Наталию. На коронации присутствовало около тысячи людей (газеты сообщили даже о машинах с кремлевскими номерами), а церемония проходила под руководством филаретовских «архиепископов Андриана, Рафаэла и Сергия». Николай Дальский считает себя законным наследником царского трона, поскольку якобы является внуком царевича Алексея, которого во время расстрела царской семьи сумели подменить племянником царского повара Седнева.

Разумеется, разразился скандал, завершившийся в феврале сего года преданием Русской Православной Церковью анафеме Филарета, его ногинского клирика Глеба Якунина, расстрижением Андриана и т. д. Возведя на вдовствующий престол раздробленной империи монарха, филаретовцы, естественно, упраздняли все расплодившиеся независимые государства, президентов и парламенты.

В России проживает более 10 миллионов украинцев, которые в разных регионах страны имеют свои центры. Но почему-то ногинскую монархическую организацию уже целую неделю в филаретовских газетах и по всем каналам телевидения именуют «единственным центром украинства в России» или хуже того — «единственным центром украинского православия»!

История ногинской общины действительно любопытна. Ее руководитель Андриан (Старина), в 1992 году ушел в раскол и был запрещен в священнослужении. Однако община поддержала своего настоятеля. Сначала они направили свои стопы в русскую зарубежную церковь. Но остались проблемы с собственностью. По закону храм должен быть возвращен владельцу — Московской епархии.

В 1993 году об Андриановом горе узнал всемирный собиратель отлученных от церкви многомудрый Михаил Антонович Денисенко (Филарет). Он сразу сообразил, что собор Андриану придется вернуть. Но одно дело, когда росcияне будут забирать друг у друга храм, другое — если россияне заберут его у «украинцев». Какую можно поднять в Украине бучу! Андриан был принят под филаретовскую крышу «архиепископом», а община стала именоваться «епархией» УПЦ-КП.

Как и ожидал терпеливый Филарет, после пятилетних судебных тяжб милиция, выполняя решение суда, забрала у ногинских монархистов собор. На Пушкинскую сразу же слетелось все Филаретово воинство: депутаты, Глеб Якунин (не было только самого государя-императора), которые заявили о «втором черном вторнике» в Ногинске, организованном против Украины. Цель — разжечь антиправославную истерию в Украине: в Ногинске москали побили «наших». Чем не повод — побить в Украине «их». Дестабилизация рождает героев. И накануне выборов соискатели депутатских мандатов потянулись поближе к разгорающейся спровоцированной межконфессиональной драке. Что й то будет?

Василий Анисимов

«Независимость», 19 декабря 1996 г.

Борьба с православной диаспорой

«Действия Филарета, УПЦ-КП наносят вред нашей Церкви за пределами Украины», — так заявили иерархи диаспоры

Как все-таки прозорлив был покойный патриарх УАПЦ Мстислав, утверждавший, что наибольшим бедствием для православия Украины является «филаретовщина». Действительно, отлученный от Православной Церкви, преданный анафеме Михаил Антонович Денисенко (Филарет) сумел под патронажем бывшего руководства и спецслужб создать лжеправославную секту, именующую себя УПЦ-Киевский патриархат, ставшую приютом не только для беглых и расстриженных священников и иерархов со всего света, но и аферистов и даже организаторов наемничества. Воистину обитель скандалов и склок!

Устроив бедлам в Украине, «товарищ Антонов», судя по всему, вплотную занялся украинской православной диаспорой, сея и там раздоры и скандалы. Православная диаспора в США и Канаде, как известно, никогда не питала иллюзий в отношении Филарета.

Вместе с тем она с первых же дней возрождения православия в Украине приняла самое деятельное участие в финансировании и оказании всевозможной помощи верующим соплеменникам, отстаивала независимость Православной Церкви в Украине. Впрочем, вскоре оказалось, что пока православная диаспора собирала гигантские суммы, филаретовцы в благодарность начали отвоевывать у них приходы, принимая их под свою юрисдикцию. Это переполнило чашу терпения. 20 января и 20 февраля православные архиепископы США Всеволод и Антоний запретили в священнослужении пятерых священников и одного дьякона за попытки «офиларетить» украинские православные общины в США. В отместку филаретовцы 29 мая 1998 года на синоде УПЦ-КП приняли решение не только принять этих запрещенных священников под свой омофор, но и постановили принимать любые парафии в США и диаспоре, которые возжелают войти в УПЦ-КП!

Чтобы предотвратить смуту, «Постійна конференція українських православних єпископів поза межами України» срочно собралась в Виннипеге на свое собрание, на котором осудила действия УПЦ-Киевского патриархата, обвинив его в экспорте раскола, и выступила с грозным открытым письмом Филарету и священному синоду УПЦ-КП. Его подписали: митрополит Украинской Православной Церкви Канады Василий, митрополит Украинской Православной Церкви США и диаспоры Константин, архиепископ Украинской Православной Церкви Канады Иван, архиепископ Украинской Православной Церкви США Антоний, архиепископ Украинской Православной Церкви США Всеволод, епископ Украинской Православной Церкви Канады Юрий, епископ Украинской Православной Церкви в диаспоре Иоанн, епископ Украинской Православной Церкви в Южной Америке Еремия.

«Ми не відмовлялись, — говорится в письме, — допомагати нашим братам і сестрам в Україні і матеріально. Українська Православна Церква США, Канади, Європи, Австралії, Нової Зеландії та Південної Америки переслали великі суми грошей на допомогу УП Церкві і духовним семінаріям в Україні. Православні українці і парафії нашої юрисдикції подарували сотні тисяч, якщо не мільйони долярів індивідуально на відбудову в Україні Церкви і її парафій.

За це все, якщо ходить про вдячність, ми отримали дуже мало. Навпаки, ми не раз мусили оправдувати наших братів в Україні перед своїми вірними, що ті не підтверджували їм отримане, не цінили їхньої щедрости. Ми відмовлялись обговорювати дії УПЦ-КП з нашими вірними тому, що не бажали вразити їх сумною дійсністю про життя Церкви в Україні. Однак ми довше не можемо ігнорувати дії УПЦ-КП, які шкодять нашій Церкві поза Україною».

Православные епископы выдвинули против филаретовцев обвинения в действиях, направленных против Православной Церкви. Они сформулированы в следующих пунктах:

«— Прийняття до УПЦ-КП церковних юрисдикцій, відокремлених від православного світу.

— Спроба, а згодом довершення висвяти так званих українських православних ієрархів для Церкви в діяспорі; одна з цих юрисдикцій очолена таким митрополитом Євголієм в Італії.

— Поява в місцевих парафіях УП Церкви США ієрарха УП Церкви-КП і рукоположення ним духовенства.

— Прийняття до Київської Патріярхії окремих українських угрупувань в діяспорі, які ніколи не були частиною юрисдикцій, очолених членами Постійної Конференції єпископів поза межами України. На протязі десятиліть ці одиниці намагалися підривати життя нашої Церкви. Це ті самі індивідууми, які знеславлювали Патріярха Мстислава все його життя, а тепер прикриваються його іменем для підтримки своїх фальшивих аргументів проти нашої Церкви і настроюють вірних проти їхніх ієрархів.

— Діяння Київської Патріярхії по відношенню до розбрату в Церквах Болгарії, Сербії, Македонії, Індії й інших.

— Недавнє заснування в м.Клівленді, шт.Огайо, США, Томосом одного з митрополитів УПЦ-КП так званої Української Автокефальної Православної Церкви — Львів.

— Публічна заява Глави Київської Патріярхії, передана по Інтернет, про те, що до кінця цього другого тисячоліття він створить світову схизму у православ’ї, «творячи дві самостійні родини Православних Церков».

— Публічне нагородження грамотами окремих членів Церкви діяспори «за їх служіння Церкві» — за те, що вони спричинялися до розділу Тіла Христового тим, що зводили на своїх ієрархів злобні і неправдиві наклепи.

— Лист Глави УПЦ-КП одній особі в Австралії, в якому висказано готовність приймати пiд свою юрисдикцію парафії УП Церкви діяспори в Австралії й Новій Зеландії.

— Підтримка публікацій «ієрархів», які твердять, що вони члени Синоду єпископів УПЦ-КП, в яких поміщено неправдиві и перекручені факти про життя українських православних юрисдикцій в діяспорі та наклепи на їхніх ієрархів.

— Відвідини ієрархами УПЦ-КП так званих Українських Православних Церков та ієрархів на заході, що не залишають сумніву про бажання створити розбрат у Церкві поза Україною.

— Прийняття до юрисдикції УПЦ-КП духовенства, яке знаходиться під єпископською забороною служіння за свої повторні зневажання канонічних законів та вказівок їхніх ієрархів.

— Прийняття до юрисдикції УПЦ-КП парафій УП Церкви США без відпускних документів, як вимагають канони».

Василий Анисимов.

«Независимость», 21 июля 1998 г.

Без алиментов и сантиментов

В старушке-Европе, куда мы стремимся и душой, и телом, есть некоторые неискоренимые суеверия. Среди них — понятие о государстве как воплощении некой моральной идеи. Это, кроме всего прочего, предполагает, что держава, власть должны блюсти некоторые этнические нормы: не лгать, не поощрять насилие и разбои, не кощунствовать, не святотатствовать и не делать многих прочих обычных для нас поступков. Даже если на пороге — предвыборный хаос, а, следовательно, — драка за власть без правил, норм и приличий.

В такой ситуации действующая власть всегда находится в сложном положении. Всякая дестабилизация — козырь в руках оппозиции. А потому волей — неволей приходится закрывать не только глаза, но и уши, только бы не отвечать на провокации. Это, разумеется, только на руку «дестабилизаторам». Скажем, той же филаретовской УПЦ-КП, которую Генеральная прокуратура совершенно справедливо охарактеризовала как главный дестабилизирующий фактор в Украине.

Несмотря на Великий пост, время покаяния и молитвы, недавно филаретовские семинаристы захватили канцелярию Украинской автокефальной православной церкви в Киеве, что у Софийской площади, под боком у СБУ и МВД. Будущие духовные отцы вполне по-христиански вытолкали 80-летнего патриарха Димитрия из здания. Дабы не превращать всё в очередное побоище, власти решили в который раз отступить перед экстремистами и выперли из соседнего здания какое-то научное учреждение, дабы предложить освободившуюся площадь оскорблённому патриарху. В УАПЦ общин не намного меньше, чем в УПЦ-КП, но все они далече — в основном в Галиции, а среди столичного профиларетовского киевского чиновничества правды действительно не найдёшь, и автокефалисты согласились на замену помещений.

Воодушевлённые нежданной победой, филаретовцы совершили вылазку в провинцию и захватили православный храм в селе Григоровка Обуховского района на Киевщине. На этот раз Украинской Православной Церкви. Легенда многочисленных захватов отец Борис Табачек, настоятель филаретовского Владимирского собора, а также некий нардеп Кулинич пожаловали в Григоровку, где организовали «сход села». На нём вместе с прочими вопросами решили (большинством голосов) и вопрос о передаче филаретовцам местного православного храма.

Община (39 человек) голосовала против и тщетно доказывала, что храм она построила в 1989 году, добившись разрешения аж в Москве, и он передан им в собственность. А потому его судьбу могут решать лишь верующие, а не правление колхоза, парт- или профорганизации села. Прокуратура вынесла протест, дело передано в суд. Но Филарет тут же прислал своего священника, в церкви срезали замки и «офиларетили». Вот вам и уважение к защищённому Конституцией праву собственности!

Масла в огонь подлила и история вокруг Выдубицкого монастыря УПЦ-КП. В нём три монаха во главе с 26-летним игуменом Севастианом (Возняком), который судится со своей, разумеется, невенчаной женой за алименты на их годовалого ребёнка. По сведениям, прозвучавшим на суде, супружескую жизнь с истицей монах начал в 1993 году, а завершил её тем, что обзавёлся новой возлюбленной, уже родившей ему ребёнка. Затем игумен умыкнул годовалого сына от истицы и, несмотря на то, что последняя опять носит под сердцем его ребенка (на восьмом месяце), дважды избил её (о чём есть акт судмедэкспертизы). История, надо признать, поразительная. Районный суд в алиментах истице отказал, поскольку игумен предоставил справку Белогородского сельсовета и двух свидетелей, показавших, что он сам содержит и воспитывает своего ребёнка.

Публикация в «НЗ» вызвала любопытные отклики. Председатель Белогородского сельсовета Василий Косарицкий категорически заявил, что никакой справки его сельсовет М. Возняку не выдавал и что монах возвёл свой особняк незаконно, в запрещённой исторической зоне — на территории храма двенадцати апостолов Петра Милонега (12 век). Другой читатель стал уверять, что Возняк был монахом в 94-м не только в Выдубицком, но и в Богуславском монастыре УПЦ-КП. Бывший работник администрации президента Л. Кравчука предложил не ломать напрасно голову: из-за дефицита монахов у Филарета он мог числиться в разных местах.

Начальник управления по делам религий Киевской обладминистрации Эдуард Александрович Файницкий по нашему запросу объяснил: в Киевской области зарегистрировано ещё при Кравчуке три монастыря УПЦ-КП. В Богуславе таковой действительно существует, и в нём проживают два монаха. А вот мужской монастырь в Пархомовке Володарского района и женский в селе Ташань Переяслав-Хмельницкого района надо снимать с регистрации, поскольку ни монахов, ни монахинь в них нет и никогда не было.

Иными словами, монастыри, которыми так любит похваляться Филарет,—бумажные. Зарегистрированы незаконно и за столько лет их не смогли заселить. Надо полагать, что и в других 12 филаретовских монастырях в Украине дела обстоят не лучше. А потому, как гром среди ясного неба, стало обнародованное недавно известие о передаче тому же игумену М. Возняку и трём его монахам всего (!) комплекса зданий Выдубицкого монастыря в Киеве.

На каком основании? Ведь УПЦ-КП всего лишь пять лет. И, естественно, ни на какое экспроприированное атеистами у церкви имущество она претендовать не может. Л. Кравчук, крёстный отец этой организации, в своём знаменитом послании после «чёрного вторника» утверждал, что УПЦ-КП была создана не на базе УПЦ, а на базе УАПЦ». И то с большими натяжками, поскольку вся «база УАПЦ» —автокефальные епископы — давно уже от Филарета вернулись в свою родную церковь.

Для чего крошечной «монашеской обители» в Выдубицком тысячи квадратных метров, с которых выселили целый археологический институт Академии наук Петра Толочко? Ведь даже если закрыть все филаретовские монастыри и всех числящихся в них 45 монахов во главе с Филаретом, с их детьми и невенчаными женами, переселить в Выдубичи, то и половины площадей с головой хватит!

После суда игумен Возняк заявил, что ни своё сожительство с женщиной, ни рождение монахом ребёнка грехом не считает. Об этом осведомлены, и давно, как сослуживцы, так и руководство УПЦ-КП. И это справедливо. Ведь и главный монах УПЦ-КП Филарет отверг все застарелые христианские догмы о безбрачии, целибате и прочих монашеских выдумках. По свидетельству в 1992 году его дочери Веры Филарет так объяснял своё двойственное положение: «В КГБ всё знают. Для них я женатый. А для верующих — неженатый». Но ведь церковь существует не только для КГБ, но и для народа, для Бога. Это его храм. Божий. Если чин монашества в УПЦ-КП в принципе упразднён, то передача знаменитого монастыря (!) под семейное общежитие или каких-то других культурно-просветительских или коммерческих целей — святотатство. Это мы уже проходили. При атеистах.

Ситуация вокруг Выдубицкого не на шутку растревожила православных. Руководители из православных братств пригрозили собрать в Киеве крестный ход из 33 епархий, «какого ещё не видели». И действительно, Филарет своей деятельностью доказывал и доказывает, что в нашей стране можно всего добиваться лишь насилием и обманом. А чем православные хуже? Ведь в Киево-Печерской Лавре, где ютятся сто монахов и около тысячи учащихся семинарии и академии, уже почти десять лет не могут выполнить постановление о передаче монастырю зданий и сооружений, несмотря на указы и распоряжения и бывшего президента Кравчука и нынешнего Президента Кучмы. Количество созданных за это время комиссий «по передаче» уже никто не может сосчитать. Но воз и ныне там. Здания пустуют и ждут, видимо,... захватов. Без алиментов и сантиментов. По-филаретовски...

Василий Анисимов

«Независимость», 9 апреля 1997 г.

Бог шельму метит?

Филарет и его ближайшее окружение не знают дату Пасхи

Казалось, после Марии Дэви Христос и организованных ею светопреставлений мода на самозваных мессий, «светильников» и пророков в Украине вернется не скоро. Но, увы... В только что появившемся на прилавках «Православном церковном календаре» на 1998 год УПЦ-Киевского патриархата читаем: «Сьогоднi долю України, долю її незалежностi персонiфiкує її Патрiарх (Фiларет). Не жовкла фiгура Президента iз невиразним минулим, а iстинний лiдер Української Православної Церкви всi останнi 30 лiт включно роки за обох попередникiв-патрiархiв». Эта мысль, что называется, красной нитью проходит в настольной книге филаретовцев.

Вот так. Живешь себе и не ведаешь, в чьих руках судьба твоя и державы. То казалось, что ее вершит КГБ, то поверилось как-то на миг — что народ, то — Президент, парламент и правительство. А она, оказывается, — за пазухой у смиренного монаха-молитвенника с Пушкинской, 36, сотрудника КГБ, и «лучшего секретаря обкома» (определение В.Яворивского). Вот он в патриаршем куколе смотрит на тебя с обложки журнала с печалью и упреком, как Гришка Распутин!

Правда, ныне в его «обкоме» не только бывшие секретари ЦК КПУ, но и правозащитники, и демократы. Мелкие политические деятели эпохи Филарета! В современной Украине нет ему равновеликой личности. А потому центральный материал журнала называется «Мазепа и Филарет». Впрочем, как мне показалось, в этом сравнительно-сопоставительном анализе жертвенной деятельности двух гигантов нашей истории (кстати, когда изображение Филарета появится на гривне?) гетман явно проигрывает. И мучился, и каялся, и объявить себя патриархом не решился. Поэтому в последующих выпусках, думается, появятся более обоснованные изыскания типа «Филарет и св. Владимир», «Филарет и Андрей Первозванный» и, как водится, «Филарет и (сами знаете Кто)».

Несомненно, в историю украинского графоманства имя Филарета по праву должно быть вписано золотыми буквами вслед за Мариной Цвигун и Юрием Кривоноговым. Марина, помнится, тоже начинала с малого. Была и депутатом, ходила в «замах» у патриарха Киевского Юоанна Свами, пока не осознала себя сначала «монадой», затем княгиней Ольгой, Богородицей и, наконец, Христом. Причем даже суд не смог разуверить ее в присвоенном статусе «Спасителя»!

То же с Филаретом. Он действительно считает себя «данным Богом» (!) украинскому православию и Украине. И несмотря на то, что уже сто раз вдоль и поперек разоблачен и детьми, и соратниками, и самой Церковью (отлучен и предан анафеме), все равно с сектантской самовлюбленностью твердит: «Я — святейший!»

Впрочем, как говорится, Бог шельму метит. На первых же страницах филаретовского календаря не без удивления читаем, что Пасха филаретовцами в нынешнем году назначена на 13 апреля. Что за любовь к чертовой дюжине? На самом деле православные отмечают ее 19-го. Не без оторопи открываем опубликованную там же Пасхалию на 20 лет и узнаем, что в будущем году Вербное воскресенье назначено за два дня до Пасхи, а в последующих годах Пасха иногда случается через месяц и более после него. Разумеется, даже любой школьник, не имеющий образования «богослова» с Пушкинской, назовет это бредом. Допустим, в отличие от всех христиан, отнюдь не Воскресение Христово является главным событием в истории человечества и мироздания, а дни интронизации и тезоименитства «святейшего Филарета» (здесь даты указаны точно), но неужели при таких ошибках возможно вообще выпускать издание в свет?

То же самое с панегириками Филарету и УПЦ-КП, помещенными в конце номера, где мифотворчество и филаретомания переходят все пределы. В одном месте указывается, что УПЦ-КП является одной из 17 «мировых» «поместных» православных церквей. Если «мировая», то почему «поместная»? И почему 17-я, а не, скажем, 49-я? Ведь ни одна из 15 Поместных Церквей не приняла филаретовцев в общение. Даже «великое белое братство», являющееся, видимо, 16-й апостольской церковью, от них отказалось.

В другом месте читаем, что в 1990 году Патриарх Московский и архиерейский собор РПЦ даровали «Киевской Митрополии автокефалию». Если автокефалия дарована, то спрашивается, из-за чего этот раскольнический сыр-бор? Далее утверждается, что УПЦ-КП объединяет три тысячи парафий (на самом деле — полторы). И публикуются данные некоего опроса общественного мнения, где указывается, что 48 процентов опрошенных — приверженцы УПЦ-КП, а за УПЦ лишь 5 процентов. Если у филаретовцев так много поклонников, то почему эта религиозная организация объединяет лишь 7 процентов религиозных общин Украины? И т.д. и т.п. Словом, видимо, провидению не зря было угодно «переместить» филаретовскую Пасху подальше от православной.

Наконец, недавно появились слухи, что на Крещение на филаретовское освящение днепровских вод приглашен, выражаясь филаретовской терминологией, «глава малороссийской администрации в Украине» Л.Кучма со своим «невыразительным прошлым и блеклым настоящим». Президент, видимо, и впрямь уже не знает, как поболее угодить обиженному расколоучителю. И Выдубицкий передал УПЦ-КП (хотя у филаретовцев нет никакого на него права), и за средства налогоплательщиков отстраивает им новые филаретовские «приюты» — церковь Богородицы Пирогощи и Михайловский Златоверхий (о чем сообщает календарь). А тому все неймется. Не в коня, что называется, корм.

Василий Анисимов

Месть княгини Ольги


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: