О добивании «недобитков»

Мы остановились лишь на основных принципах, на которых была основана Собором 1921 года организация, именовавшая себя Украинской Автокефальной Православной Церковью. Она действительно была «автокефальной» — не зависела ни от Русской Православной Церкви, ни от Православия вообще. Она создавалась в русле богоборческой политики атеистического режима и целей своих не скрывала: «Имея в виду, что современная духовная власть на Украине, которая являет собой представительство российского черносотенного воинствующего духовно-шовинистического национализма, стремится восстанавливать — укреплять свое предыдущее положение, разрушенное волнами великой русской революции и украинским церковно-освободительным движением, для чего старательно высвячивает в епископский сан сторонников старорежимного строя и размещает их на должности в Украине, Церковный собор Киевщины призывает украинскую православную люднисть всех епархий Украины смещать с должностей всех недобитков старорежимной духовной власти и их ставленников, чтобы тем самым лишить их возможности творить свою угнетательскую, вредную для украинской Церкви, работу». (Руководители собора — Мороз, Липкивский, Шараивский, Тарасенко)

Добивать «недобитков» дело, конечно, церковное. Вскоре для помощи автокефалистам будет создан знаменитый Союз безбожников Емельяна Ярославского, чья агитационная риторика будет мало чем отличаться от автокефальной. УАПЦ заявила о «строительстве Царства Божьего на земле», а всякий, кто будет стремится «восстановить господство имущих классов в обществе, должен быть отлучен от церкви». Власть поддерживала автокефалистов по полной программе: Киевский Губревком передавал им отнятые у Православной Церкви храмы, в том числе и Софиевский Собор. Им отводилась не последняя роль в деле разграбления православных церквей — власть передавала храмы автокефалистам, а уж те без бунтов отдавали находящиеся в них церковные ценности рабоче-крестьянской державе.

Из сводки ГПУ Украины №94,1922 г. Харьковская губерния: «За последние дни наблюдается сильное возбуждение части населения, вызванного постановлением Совнаркома об изъятии Харьковско-Николаевской церкви из ведения православного духовенства и передачи ее совету автокефалистов; перед церковью собираются большие толпы, в большинстве своем состоящие из женщин. Под влиянием агитации конрреволюционного характера озлобление против автокефалистов растет. Распространяются разного рода провокационные слухи о том, что якобы под видом помощи голодающим украинцы хотят захватить церковные ценности. Приняты решительные меры о недопущении сборищ и арест агитаторов».

Впрочем, к созданным и пестуемым расколам власть относилась, как и полагается относиться к доносчикам, без должного уважения. Секретные протоколы комиссий по «разложению» пестрят указаниями: «выделить финансирование», «субсидии прекратить, но доносы проверять»… И обновленцев, и автокефалистов нередко арестовывали и после «проработки» отправляли трудиться на ниве «разложения Церкви». К концу 20-х годов Православная Церковь, измученная репрессиями и расколами, уже не представляла особой опасности для атеистического режима. В 1925 году после заключения, находясь по домашним арестом, скончался Святейший Патриарх Тихон. В этом же году был арестован и сослан в ссылку местоблюститель патриаршего престола митрополит Петр (после 12 лет лагерей он был расстрелян). На 1 апреля 1927 года 117 епископов Русской Православной Церкви находились в различных местах заключения. Когда столицу перенесли из Харькова в Киев, в столице и губернии, как показывал митрополит Киевский Константин на допросе (во время которого он и был убит) в Лукьяновской тюрьме, действующими оставались лишь 16 приходов —прочие храмы были отобраны под народно-хозяйственные и «просветительские» нужды. Всего же в предвоенные годы от рук атеистической власти погибло более 250 епископов Русской Православной Церкви, десятки тысяч священнослужителей (ныне собраны материалы о 38 тысячах новомучеников). Часть вины за страдания и гибель этих православных христиан, безусловно, лежит и на пособниках атеистического режима и его карательных органов — обновленцах и автокефалистах.

«Историческая роль», отведенная УАПЦ атеистическим режимом, была выполнена: «гнезда» православной контрреволюции разгромлены, а сами реакционные «недобитки» в основном репрессированы. Необходимость в ней отпала. На втором соборе УАПЦ деятельность уже самого Василия Липкивского была признана «реакционной», за что он был низложен. А в 1930 году уже и вся УАПЦ заклеймила саму себя как «контрреволюционную националистическую» организацию и объявила о своем «самороспуске». Активисты, как водится, были арестованы, а после убийства Кирова, в волну самых страшных репрессий, были расстреляны уже на общих с иными верующими основаниях, как «класс». Та же участь постигла и другие расколы, обновленческие и автокефальные. Они пошли по тому же пути страданий, на который еще недавно обрекали других. Такова цена предательства: поднявшие меч клеветы от него и гибли.

Сегодня мы не вправе осуждать людей за их поступки, слабости и неправды, но, пожалуй, еще меньше мы имеем оснований гордиться деятельностью автокефалистов 80-тилетней давности. Это прекрасно понимают и некоторые современные деятели УАПЦ. Например, «архиепископ УАПЦ» Игорь Исиченко, отмечая некий «положительный заряд» Собора 1921 года, утверждает, что нынешняя УАПЦ своей предшественницей имеет УАПЦ 1942 года, созданную на оккупированной Украине немецко-фашисткой властью. Честь не менее сомнительная: кто поверит, что оккупанты, превратившие Украину в страну рабов и остарбайтеров, так искренне пеклись о духовном благополучии ее народа. Неслучайно самосвятская диаспорная иерархия эмигрировавшего в 20-х деятеля Собора УАПЦ-1921 Ивана Тодоровича без всяких проблем «воссоединилась» с аналогичной иерархией УАПЦ-1942 Мстислава Скрыпника.

Возрожденная в начале 90-х в Украине УАПЦ принесла тот же заряд предательства и борьбы с Православной Церковью в Украине. Это борьба стала особенно жестокой, когда в 1992 году автокефалами себя провозгласили отлученный от Церкви Михаил Денисенко (Филарет) и аксакал атеистической работы в Украине Леонид Кравчук. Появление Филарета, разоблаченного прессой агента КГБ, привело в ужас даже отцов-основателей автокефального движения в Украине. Мстислав Скрыпник назвал «филаретовщину» бедствием для Украины, а Дмитрий Ярема наименовал Филарета «Люцифером украинского народа». Даже Владимир Романюк пытался отправить Филарета на заслуженную чекисткую пенсию. Но тщетно. Филарет пережил всех и практически уже заглотил автокефалистов. Ныне он гордо несет знамя борьбы против все той же канонической Православной Церкви. Борьбы, для которой и созывался собор УАПЦ 1921 года.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: