Свобода совести — свобода ереси

Истоки свои, конечно, религиоведы имеют и их даже не скрывают. Анатолий Колодный пишет: «История религиоведения начинается с древних времен, когда в Китае, Индии, Греции начали появляться (в большинстве в богословской форме) отдельные знания о религии. Уже тогда появляются вольнодумные формы религиоведения». Эти формы, как нетрудно догадаться, есть не что иное, как ереси, неканонические, богоборческие доктрины, которыми наше «религиоведение» и оперирует в своих трактовках религии. В средневековье ересиархи религиоведствовали в основном с костров, поэтому Колодный пишет: «Светское религиознание в эту эпоху не развивалось. С наступлением эпохи Возрождения религиоведческие концепции появляются в учениях разных философских течений. Поскольку они развивались на основе неприятия догматизма и конфессиональной зашоренности богословия, это придавало им вольнодумную ориентировку, которая вылилась в учении французских мыслителей 17–18 ст. в теоретическую концепцию религии как «сознательного заблуждения».

Затем религиоведение «обогатилось» философией Спинозы, Лейбница, Канта, Гегеля, Шеллинга, «развитие» религии стали рассматривать как единый закономерный процесс: «В ходе развития религии образ Бога очеловечивается, Бог приближается к человеку». Следующий этап становления самого религиоведения — это богоборческие концепции Фейербаха и марксизма. Они, собственно говоря, и просуществовали до горбачевской перестройки.

Таким образом, ереси и религиозное вольнодумие (свободомыслие) являются истоками нынешнего украинского религиоведения. Отсюда и гимны, которые поют им религиоведы: «Вольнодумство — идейное течение в духовной жизни общества. Признает право человека на свободу мышления, критическое отношение к существующим порядкам и взглядам. Формами проявления вольнодумства выступали ереси, богоборчество, религиозный нигилизм, деизм, пантеизм, антиклерикализм, скептицизм, антитеизм и др». «Ереси — религиозные учения, отличные от официальной доктрины и организации. Как правило, ереси выражали интересы угнетенных масс и очень часто становились идеологическим знаменем социально-политических движений». На ересях создавались секты, которые, в свою очередь, согласно учению религиоведов, были движущей силой религиозного развития: «Секта религиозная — исторически неминуемая ступень в существовании и развитии всякой религии, спутник всех организованных господствующих религий, форма протеста против тех порядков, которые используют ортодоксальные религии в своих целях».

Более того, они даже юридический принцип свободы совести трактуют как свободу ереси: «Свобода в религии — понятие, отображающее межу (меру) свободы, которую допускает любое вероисповедание, церковь, религиозная община для своих адептов в деле толкования основных положений религиозного учения. Свобода в религии встает как свобода мысли верующих по отношению к религиозным догмам, религиозным ценностям, нормам и установкам. Свобода в религии — это один из аспектов свободы совести»;

«В религиоведении свобода совести рассматривается как право, которое гарантирует неприкосновенность совести человека в вопросах отношения к религии, то есть право личности на свободу иметь, принимать и изменять религиозные верования по собственному выбору или придерживаться нерелигиозных убеждений; свободу индивидуально или вместе с другими, публично или частно исповедовать свою религию или верования, принимать участие в богослужениях, обрядах, ритуалах, свободно распространять свои религиозные или арелигиозные убеждения». Надо ли удивляться, что при подобной трактовке Украина усилиями тех же религиоведов неуклонно превращается в страну экзотических сект (их уже более 125), где всякая группа людей может превратиться в какую-нибудь «Церковь Христа Левобережья» (есть у нас и такая) или «православных лютеран» (такая тоже есть).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: