Наклонные и крутопадающие месторождения разрабатывают по транспортной системе с перемещением вскрышных пород на внешние отвалы.
Основными элементами системы являются:
- высота уступа;
- ширина рабочей и транспортной площадки; интенсивность отработки карьера.
Длина и ширина карьерного поля влияют на протяженность фронта горных работ и зависит от конфигурации месторождения. Наклонные и крутопадающие месторождения отрабатывают в основном при параллельном развитии фронта работ. При вскрытии спиральными траншеями месторождения отрабатываются с веерным перемещением фронта работ, в зависимости от способа вскрытия месторождения и направления его перемещения, варианты транспортной системы разработки можно классифицировать следующим образом:
1. С продольной подготовкой и параллельным перемещением фронта работ.
2. С поперечной подготовкой и продольным перемещением фронта работ.
3. С поперечной подготовкой и развитием работ от центра карьера к его флангам.
4. С продольной подготовкой и развитием работ от центра карьера к его бортам.
|
|
При этом первые два варианта характеризуются стационарным расположением вскрывающих выработок. Наиболее характерными для современных карьеров являются I и II варианты транспортной системы разработки.
Оценку и выбор эффективного варианта системы разработки производят на основе сравнения объемов горно-капитальных работ, величины внутрикарьерного расстояния транспортирования, объемов работ по подготовке горизонтов, величины рабочей зоны и протяженности фронта работ карьера.
Варианты подготовки и развития фронта