Процесс восприятия предметов окружающего мира всегда сопровождается как прямыми, так и побочными (нежелательными) ассоциациями. Для художественных произведений, как и для всего мира предметно-пространственных форм, крайне нежелательны эти побочные, параллельные, незапрограммированные ассоциации, которые мешают восприятию авторского художественно-образного замысла.
Цель работы - научиться создавать структурные построения, которые вызывают конкретные прямые ассоциации.
Задачи:
-развитие ассоциативно-образного мышления, умения выражать графически эмоции, настроения, состояния, ассоциации;
-формирование навыков использования различных художественно-графических материалов и фактур;
-формирование умения определять состав и тонко управлять активностью средств художественно-композиционной выразительности для реализации творческого замысла.
Методические указания к выполнению задания
Ассоциации делятся на физические и эмоциональные.
Физические ассоциации: весовые (легкие, тяжелые, воздушные, давящие); температурные (теплые, холодные, горячие, ледяные, жгучие); тактильные (мягкие, жесткие, гладкие, колючие, шершавые, скользкие); акустические (тихие, громкие, глухие, звонкие, музыкальные); пространственные (выступающие, отступающие, глубокие, поверхностные).
Эмоциональные ассоциации: позитивные (веселые, приятные, бодрые, оживленные, лирические); негативные (грустные, вялые, скучные, трагические, сентиментальные); нейтральные (спокойные, уравновешенные, безразличные).
При создании ассоциативных композиций не допускается введение предметных форм, ассоциирующихся с данным ощущением. Необходимо оперировать формальными графическими средствами: точкой, линией, пятном, фактурой, цветом.