Ad hoc-гипотеза — предположение, выдвинутое в целях решения стоящих перед испытываемой теорией проблем и оказавшееся в конечном итоге ошибочным вариантом ее развития.
Археология знания — метод историко-гуманитарного познания, провозглашенный Фуко в противовес «истории идей»; ее методологический каркас строится из элементов, почерпнутых из современных исторических исследований, прежде всего из количественной истории экономики, реконструирующей процессы той или иной эпохи в их специфичности и взаимосвязи.
Верификация — методологическое понятие, обозначающее процесс установления истинности научных утверждений в результате их эмпирической проверки.
Верифицируемости принцип – всякое научно осмысленное утверждение может быть сведено к совокупности протокольных предложений, фиксирующих данные «чистого опыта» и выступающих в качестве функций истинности элементарных утверждений.
Демаркация, проблема демаркации – проблема нахождения критерия разграничения научного знания и ненаучных (псевдонаучных) построений, а также эмпирической науки от формальных наук (логики и математики) и метафизики.
|
|
Джастификация – обоснование знания как оправданного адекватного убеждения, которое может строиться иначе, чем через подведение оснований.
Дюгэма - Куайна тезис объясняет особенности взаимоотношения научной теории и опыта, отвергая возможность как окончательной сепаратной верифицируемости научной гипотезы, так и ее окончательной сепаратной фальсифицируемости. Комплекс идей, содержащихся в данном тезисе, является одним из центральных в современной философии науки.
Инструментализм – одна из важнейших методологических установок прагматизма: сознание есть средство приспособления к действительности, а не отражения объективной реальности, т. е. понятия, идеи, гипотезы, научные теории являются интеллектуальными инструментами, служащими для решения задач и ориентации в проблемных ситуациях, возникающих в различных сферах опыта.
Интернализм – течение в историографии и философии науки, рассматривает в качестве основной движущей силы развития науки внутренние, связанные с природой знания факторы: объективную логику возникновения и решения проблем, эволюцию интеллектуальных традиций и исследовательских программ.
Историзм – методологический принцип, который заключается, во-первых, в индивидуализирующем рассмотрении духовных явлений и, во-вторых, во внедрении в мышление понятия развития.
Кумулятивизм – установка ряда направлений истории и философии науки, согласно которой историческое развитие знания происходит путем постепенного добавления новых положений к накопленной сумме истинных знаний. Такое понимание роста знания акцентирует его непрерывность, исключает возможность качественных изменений знания.
|
|
Наукав социологии – социальный институт, функцией которого является производство, накопление, распространение и использование новых знаний. Наука включает:
- методологию и методы исследования;
- систему категорий, теоретических знаний и эмпирических данных;
- систему кооперации и разделения труда;
- систему норм, ценностей и правил, определяющих научную деятельность;
- сообщество ученых;
специализированные учреждения: университеты, институты, лаборатории, оборудование и т. д.
Научное сообщество – одно из основных понятий современной философии и социологии науки; обозначает совокупность исследователей со специализированной и сходной научной подготовкой, единых в понимании целей науки и придерживающихся сходных нормативно-ценностных установок, синтез когнитивных и социальных аспектов науки.
Научно-исследовательская программа – серия сменяющих друг друга теорий, объединяемых определенной совокупностью базисных идей и принципов. Любая научная теория должна оцениваться вместе со своими вспомогательными гипотезами, начальными условиями и, главное, в ряду с предшествующими ей теориями.
Научный реализм – общее наименование ряда течений в русле аналитической философии, объединяемых антиинструменталистской и антиконвенционалистской направленностью в трактовке научного знания и его отношения к объективной реальности.
Неявное знание – эпистемологическое понятие, введенное Полани и обозначающее неартикулированный и не поддающийся полной рефлексии слой человеческого знания-умения.
Нормальная наука – понятие, введенное в философию науки Куном. Означает деятельность научного сообщества в соответствии с определенной нормой – парадигмой. Консенсус – согласие индивидов относительно норм и целей социальной общности, членами которой они являются, а также относительно распределения ролей и вознаграждений внутри этой общности.
Парадигма – исходная схема, модель, метод решения задачи, основополагающая теория. Парадигма жестко регламентирует как выбор проблем, так и методы их решения.
Релятивизм – принцип интерпретации мировоззренческих, культур-ных, познавательных систем, подчеркивающий моменты их исторической изменчивости, ситуативной обусловленности, их замкнутости и несоизмеримости друг с другом; обычно связан с историцизмом и социологизмом, с представлениями о существовании охватывающих и несоизмеримых мировоззрений, «концептуальных каркасов», структурирующих мышление людей определенных эпох и культур.
Социология науки – область социологии, исследующая взаимоотношение науки как социального института с социальной структурой, обусловленность познавательных форм, характерных для науки, социокультурными условиями, типы поведения ученых в различных социальных контекстах, виды научных сообществ, формы коммуникации в науке и т. п.
«Третий мир» – понятие Поппера, который различает три «мира»: мир физических объектов, или физических состояний; мир состояний сознания, ментальных состояний и диспозиций к действию; мир объективного содержания мышления, прежде всего содержания научных идей, поэтических мыслей и произведений искусства.
Фаллибилизм – тезис о том, что человеческое познание не может быть безошибочным, что его универсальный способ развития - метод проб и ошибок.
Фальсификация – методологическая процедура, позволяющая установить ложность гипотезы или теории в соответствии с правилом modus tollens классической логики.
Фальсифицируемости принцип предложен Поппером в качестве критерия демаркации науки от метафизики, как альтернатива принципу верифицируемости, принятому в неопозитивизме. Фальсифицируемой теории необходима альтернативная теория: лишь она, а не сами по себе результаты экспериментов в состоянии фальсифицировать испытываемую теорию. Таким образом, только в том случае, когда имеется новая теория, действительно обеспечивающая прогресс в познании, методологически оправдан отказ от предшествующей научной теории.
|
|
Финализация науки – концепция, объясняющая то, как социальные запросы и цели могут из «внешних» для науки становиться «внутренними» факторами развития знания.
Фундаментализм обозначает эпистемологическую позицию, которая утверждает, что существуют некоторые последние, далее неразложимые основания достоверного знания.
Экстернализм – течение в историографии и философии науки, утверждающее, что основной задачей изучения науки является реконструкция социокультурных условий и ориентиров научной деятельности, которые выступают в качестве фактора, непосредственно определяющего динамику науки – структуру получаемого знания, его характер и направление дальнейшего развития.
Эпистема в концепции Фуко – это общее пространство знания, способ фиксации «бытия порядка», скрытая от непосредственного наблюдения сеть отношений между «словами» и «вещами», на основе которой строятся свойственные той или иной эпохе коды восприятия, практики, познания, порождаются отдельные идеи и концепции.
Этос науки – понятие философии и социологии науки, обозна-чающее совокупность моральных императивов, принятых в научном сообществе и определяющих поведение ученого.
Вопросы для самоконтроля
1. Можно ли отнести концепцию научных революций к кумулятивизму?
2. В чем состоит основное различие между экстернализмом и интернализмом?
3. Являются ли понятия «эпистема» и «парадигма» синонимами?
4. Что общего у принципов фальсифицируемости и верификации?
Литература
1. Виргинский, В. С. Очерки истории науки и техники / В. С. Виргинский, В. Ф. Хотенков. – М., 1993. – 230 с.
|
|
2. Ильин, В. В. Критерии научности знания / В. В. Ильин. – М.: Высш. шк., 1989.
3. Кузнецов, Б. Г. Эволюция картины мира / Б. Г. Кузнецов. – М.: Наука, 1961.
4. Лапицкий, В. В. Наука в системе культуры / В. В. Лапицкий. – Псков: Изд-во ПОИУУ, 1994.
5. Лебедев, С. А. Философия науки: словарь основных терминов / С. А. Лебедев. – М.: Академический Проект, 2004.
6. Поппер, К. Логика и рост научного знания / К. Поппер. – М.: Act, 2004.
7. Пуанкаре, А. О науке / А. Пуанкаре. – М.: Прогресс, 1983.
8. Соломатин, В. А. История науки: учеб. пособие / В. А. Солома-тин. – М.: ПЕРСЭ, 2003.
9. Структура и развитие науки: сб. пер. – М.: Мысль, 1978.
10. Томпсон, М. Философия науки / Мел Томпсон. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003.
11. Фейерабенд, П. Избранные труды по методологии науки / П. Фейрабенд. – М.: РОССПЭН, 2002.
12. Философские проблемы научного познания и творчества: учеб. пособие / под ред. Ю. В. Манько. – СПб.: СПГУТД, 1996.
13. Философия и методология науки: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. В. И. Купцова. – М.: Аспект Пресс, 1996.
14. Эйнштейн, А. Эволюция физики / А. Эйнштейн, Л. Инфельд. – М.: Наука, 1965.
15. Яковлева, Е. Ю. Научное и вненаучное знание / Е. Ю. Яковлева. – СПб.: СПГУТД, 2000.