Альтруизм – направленность поведения и внимания человека на благополучие, интересы другого человека или группы людей.
Амбивалентность – двойственность переживания, когда один и тот же объект вызывает у человека одновременно противоположные чувства: удовольствие/неудовольствие; солидаризм/антагонизм; симпатию/анти-патию; эталитаризм/иерархизм и т. п.
Антропология – межотраслевая дисциплина, исследующая проис-хождение и эволюцию человека как особого социобиологического вида; образование человеческих рас; нормальные вариации физического строения человека внутри этих рас, в том числе в связи с особенностями окружающей людей среды.
Антропогенез – раздел антропологии, учение о происхождении человека.
Антропологизм – философская ориентация, усматривающая в понятии "человек" основную мировоззренческую категорию; представленная экзистенциализмом, философской антропологией и др.
Аллоцентризм – воззрение, которого придерживается индивид, склонный ставить себя на место других индивидов, чтобы лучше их понять.
Аффект – относительно кратковременное, сильно и бурно протекающее эмоциональное переживание: ярость, ужас, отчаяние.
Влечение – первичное эмоциональное проявление потребности человека; побуждение, еще не опосредованное сознательным целеполаганием.
Врожденный драйв – боль, жажда, голод, ориентировка и другие побудители, ассоциируемые с физиологическими состояниями внутри организма. Врожденными драйвами человек обладает с рождения.
Гуманизм – направление в философии, науке и искусстве, акцентирующее внимание на внутренних и внешних качествах человека и рассматривающее человека как "меру всех вещей".
Депривация – социальный процесс сокращения и/или лишения возможностей удовлетворения основных жизненных потребностей индивидов или групп.
Деятельность – специфическая для человека форма активности, направленная на целесообразное преобразование окружающего мира. Цель деятельности определяется потребностями личности или общества.
Желание – потребность, принявшая конкретную форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида и историческими, географическими и другими факторами страны или региона.
Иерархия потребностей (по мере усложнения) –1) витальные потребности, обусловленные биологическим происхождением человека; 2) социальные потребности; 3) потребности в творческой деятельности как высшее проявление социальных потребностей. По К. Альдерферу удовлетворение потребностей идет в обе стороны. По Мак-Клелланду потребности не исключают друг друга и не расположены иерархически.
Индивидуальность – неповторимая совокупность особенностей характера и психического склада, отличающая одну личность от другой.
Любовь – эмоционально окрашенное отношение к человеку, предмету, идее, Родине или иному объекту, выражающееся в потребности идентификации с ним.
Мечта – создаваемый воображением образ желаемого.
Модальная личность – совокупность относительно устойчивых характеристик личности, типичной в данной общности.
Мотивация – динамический процесс физиологического и психологического управления поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость.
Настроение – более или менее длительное эмоциональное состояние, придающее определенную окраску всем другим переживаниям человека и оказывающее влияние на его деятельность.
Ненависть – глубокое эмоциональное отрицательное отношение субъекта к индивиду, группе или иному объекту, характеризующееся чувством гнева, враждебностью, отвращением, желанием причинить ему боль или вред.
Нигилизм – отрицание общепринятых ценностей, идеалов, мораль-ных норм, культуры, форм общественной и государственной жизни.
Отношение – сложившаяся на основе имеющихся знаний устойчивая благоприятная или неблагоприятная оценка индивидом некоторого объекта или идеи. Отношения позволяют индивиду сравнительно стабильно вести себя по отношению к схожим друг с другом объектам.
Переживание – любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние; явление действительности, непосредственно представленное в сознании субъекта и выступающее для него как событие его собственной жизни.
Пол особи – совокупность генетических, морфологических и физиологических особенностей, обеспечивающих половое размножение организмов.
Потребность – внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо. Потребности по-разному проявляются в зависимости от ситуационных факторов.
Природа человека – совокупность передаваемых по наследству биологических и социальных черт человека.
Рессентимент – новое переживание прежнего чувства, благодаря которому прежнее чувство усиливается.
Саморазвитие – сознательная деятельность человека, направленная на возможно более полную реализацию себя как личности. Саморазвитие предполагает наличие ясно осознанных целей деятельности, идеалов и личностных установок.
Сопереживание – уподобление эмоционального состояния субъекта состоянию другой личности или социальной группы.
Спонтанность – самопроизвольность, самодвижение, вызванные внутренними импульсами.
Способности – индивидуально-психологические особенности личности, необходимые для освоения определенной деятельности и ее успешного осуществления.
Страх – эмоция:
- возникающая в случаях реальной или воображаемой угрозы существованию организма, его ценностям, идеалам и принципам и
- направленная на источник опасности.
Стремление – чувственное переживание потребности; тяготение к объекту. В зависимости от меры осознания стремление выражается в виде влечения или в виде желания.
Установка – готовность субъекта действовать тем или иным образом, формирующаяся на основе прошлого опыта, обеспечивающая устойчивый, целенаправленный характер протекания деятельности и регулирующая поведение в меняющейся среде. У человека установка является бессознательным психическим состоянием, а ее характеристики определяют направленность восприятия и сознательной обработки сенсорной информации. В зависимости от потребности, на основе которой формируется установка, различают элементарные, социальные, актуальные и фиксированные установки.
Утрата непрерывности сознания "Я" – прекращение осознания индивидом единства своей личности, идентичной в прошлом и настоящем.
Xapактep – структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Статику характера определяет тип нервной деятельности, а его динамику – окружающая среда.
Ценностная ориентация – разделяемые личностью социальные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств их достижения и являющиеся важнейшим фактором, регулирующим мотивацию личности и ее поведение.
В теории Парсонса различают пары ценностных ориентаций, регулирующих выбор альтернатив действия: аффективная либо аффективно-нейтральная; специфичная либо диффузная; универсальная либо партикулярная; коллективная либо индивидуальная; ориентация на предписание либо на достижение цели.
Человек – субъект общественно-исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на Земле, биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, но выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и сознанием, творческой активностью и нравственным самосознанием.
Человечество – вся совокупность людей, населяющих Землю. Человечество представляет собой единый биологический вид.
Человеческая раса – исторически сложившаяся группа людей, характеризующаяся общностью наследственных физических особенностей: цвет кожи, глаз и волос, разрез глаз, строение век, очертания головы и т. п.
Чувства – дифференцированные и устойчивые эмоции, возни-кающие на основе высших социальных потребностей человека.
Эгоизм – ценностная ориентация; морально-этический принцип, характеризующий поведение человека, стремящегося к удовлетворению лишь собственных потребностей и интересов;
- пренебрегающего интересами других;
- относящегося к другому человеку как к объекту и средству достижения своекорыстных целей.
Эмоции – реакции человека и животного на воздействие внутренних и внешних раздражителей:
- имеющие ярко выраженную субъективную окраску и
- охватывающие все виды чувственности и переживаний.
Эмоции являются одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей.
Различают положительные и отрицательные эмоции.
Экзальтация в физиологии – кратковременный период повышенной возбудимости нервной и мышечной тканей, сменяющийся затем фазой несколько сниженной возбудимости.
Экспрессивные отношения – социальные отношения, возникающие, когда человек принимает эмоциональное участие в проблемах других людей и берет на себя обязательства по отношению к ним.
Эмпатия – способность эмоционально отзываться на переживания других людей.
Этнос – исторически возникшая устойчивая социальная группи-ровка людей, представленная племенем, народностью, нацией. Основным условием возникновения этноса является общность самосознания – сознания своего единства и отличия от всех других подобных образований; территории; языка и культуры.
Дополнительными условиями могут быть общность религии и близость в расовом отношении. Нередко этнос складывается из разноязычных элементов. Для более устойчивого существования этносы стремятся к созданию своей социально-территориальной организации (государства, автономии).
Я-концепция – целостное представление человека о себе как о личности, биологическом организме, члене общества, работнике, профессионале и т. д. Я-концепция выступает как установка по отношению к самому себе и включает компоненты: когнитивную – образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т. д. (самосознание); эмоциональную – самоуважение, себялюбие, самоуни-чижение и т. д., оценочно-волевую – стремление повысить самооценку, завоевать уважение и т. д.
Вопросы для самоконтроля
1. Являются ли понятия «чувства» и «эмоции» синонимами?
2. Могут ли два человека принадлежать к одному этносу, но иметь разные национальности?
3. Перечислите основные антропологические признаки, обоснуйте свой выбор?
Литература
1. Агацци, Э. Моральное измерение науки и техники / Э. Агацци. – М.: Наука, 1998.
2. Вайнцевич, П. Десять заповедей творческой личности / П. Вайнцевич. – М.: Прогресс, 1990.
3. Введение в социологию науки: учеб. пособие: в 2 ч. – СПб.: Изд-во
СПбУЭФ, 1992. – Ч. I. – С. 60 – 72; Ч. II. – С. 22–27.
4. Лазар, М. Т. Этика науки / М. Т. Лазар. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1985.
5. Леглер, В. А. Наука, квазинаука, лженаука / В. А. Леглер // Вопросы философии. – 1993. – № 2. – С. 49–55.
6. Манько, Ю. В. Научное и вненаучное знания: сотрудничество
или конфронтация? / Ю. В. Манько // Академический журнал. – 2000. – № 1. – С.25–44.
7. Матер. Всерос. науч.-практ. конф. «Научное и вненаучное знания: сотрудничество или конфронтация?» 2–3 июля 2001 г. / науч. ред. Ю. В. Манько; ИПЦ СПГУТД. – СПб., 2001. – 108 с.
8. Философия. Культура. Цивилизация: учеб. пособие / под ред. проф. Ю. В. Манько. – СПб.: Петрополис, 2001.
9. Философские проблемы научного познания и творчества / СПб.: СПГУТД., 1996.
10. Фролов, И. Т. Этика науки. Проблемы и дискуссии / И. Т. Фролов, В. Т. Юдин. – М.: Политиздат, 1986. – 350 с.