Термины. Абсолютизм – методологический принцип

Абсолютизм – методологический принцип:

- противоположный релятивизму;

- применяемый в теории истины, этике и эстетике;

- признающий истину, добро, прекрасное объективными, неизменны-ми предметами познания.

Анализ – метод научного исследования явлений и процессов, в основе которого лежит изучение составных частей, элементов изучаемой системы. Анализ служит отправной точкой прогнозирования, планирования, управления объектами и протекающими в них процессами.

Верификация в неопозитивизме – принцип опытной проверки, согласно которому истинность всякого утверждения должна быть в конечном счете установлена путем его сопоставления с чувственными данными.

Гуманитарные науки – общественные науки, исследующие явления культуры в различных их проявлениях и развитии.

Естественные науки – совокупность наук о природе. Традиционно естественными науками считаются математика, физика, химия, биология, науки о Земле, науки о человеке как социально-биологическом существе.

Интуитивизм – направление в теории познания, рассматривающее интуицию как наиболее достоверный вид познания, охватывающий сущность явлений.

Информационный подход – метод научного познания объектов, процессов или явлений природы и общества, согласно которому в первую очередь выявляются и анализируются наиболее характерные информационные аспекты, определяющие функционирование и развитие изучаемых объектов.

Историзм – принцип научного познания объективной действитель-ности, в соответствии с которым объекты и явления должны рас-сматриваться:

- в их закономерном историческом развитии;

- в связи с конкретными условиями их существования.

Принцип историзма включает также предсказание развития изучаемых объектов и явлений в будущем.

Историческая наука – комплекс общественных наук, изучающий прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии.

Классификация наук – группировка наук на основе определенных принципов.

Науки подразделяют:

- по характеру предмета исследования: естественные, технические, гуманитарные, социальные, поведенческие и т. д.;

- по способу сбора данных и уровню их обобщения: эмпирические, теоретические, фундаментальные;

- по методу исследования: номотетические, идеографические;

- по степени практической применимости: чистые и прикладные.

Критический рационализм – философия социального действия, состоящая в решении конкретных проблем социальной жизни за счет реализации рациональных проектов производственного, культурного, политического развития.

Культурный релятивизм – концепция, согласно которой каждая культура может быть оценена только на основе ее собственных принципов, а не универсальных критериев.

Метанаука – универсальная наука, претендующая на обоснование и изучение различных наук на основе общего для них метаязыка.

Метод в широком смысле – способ познания явлений природы и общественной жизни в целях построения и обоснования системы знаний. Метод в узком смысле – регулятивная норма или правило, определенный путь, способ, прием решений задачи теоретического, практического, познавательного, управленческого, житейского характера.

Методология – система наиболее общих принципов, положений и методов, составляющих основу той или иной науки.

Наблюдение – общенаучный метод сбора первичной информации путем непосредственной регистрации исследователем событий, явлений и процессов, происходящих в определенных условиях.

Нативизм – философско-психологическая концепция, согласно которой человеку присущи не зависимые от опыта врожденные идеи (категории мышления), с помощью которых он познает мир.

Науковедение – научная дисциплина, изучающая:

- закономерности функционирования и развития науки как системы знаний и социальных институтов;

- структуру и динамику научной деятельности;

- взаимодействие науки с другими социальными институтами и сферами материальной и духовной жизни общества.

Научная дисциплина – область знания, характеризующаяся единством:

- года появления основополагающих публикаций;

- фундаментальных трудов;

- институтов исследования и обучения;

- национальных, региональных и международных научных сооб-ществ.

Научная школа – направление в науке, созданное на основе общих принципов, взглядов, традиций и т. п.

Научное знание – система знаний о законах природы, общества, мышления. Научное знание составляет основу научной картины мира и отражает законы его развития.

Научный закон – утверждение устойчивой взаимосвязи между определенными явлениями, неоднократно экспериментально подтвержденное и принятое в качестве истинного для данной сферы реальности.

Научный реализм – ряд течений аналитической философии, считающих научное исследование единственно надежным средством получения действительного знания о мире, когда данные наблюдений и экспериментов интерпретируются с помощью специально задаваемых научных теорий.

Обскурантизм – враждебное отношение к просвещению и науке.

Объективизм – методологическая позиция, согласно которой науке следует воздерживаться от оценочных суждений и идеологических выводов.

Общественные науки – совокупность наук, изучающих различные аспекты жизни человеческого общества.

Операционализм – направление в методологии и философии науки, сочетающее принципы логического позитивизма и прагматизма. В операционализме содержание научных понятий определяется совокупностью экспериментальных измерительных операций.

Пробабилизм в неопозитивистской социологии – характеристика вероятностной природы общественных явлений.

Релятивизм – методологический принцип анализа и инвентариза-ции познания, состоящий в абсолютизации качественной нестабильности явлений, их зависимости от различных условий и ситуаций.

Синтез – метод научного исследования, состоящий в познании объекта исследования в единстве и взаимосвязи его частей.

Систематика – единообразное распределение явлений и объектов по классам (отделам, разрядам) на основе их общих признаков, сходства и различий, отражающих связи между классами объектов в единой системе отрасли знаний.

Субъективизм – онтологическая и эпистемологическая установка, отрицающая существование объективных законов природы и общества и абсолютизирующая активную роль субъекта в процессе познания.

Сциентизм – мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире.

Теория когерентности – неопозитивистская теория, согласно которой истинность познания основана на согласованности предложений в определенной системе.

Физикализм – неопозитивистская концепция, согласно которой истинность утверждений любой науки зависит от возможности перевести их на язык физики в целях унификации всех наук на базе универсального языка.

Экспертные оценки – основанные на суждениях специалистов количественные или бальные оценки процессов или явлений, не поддающихся непосредственному измерению.

Эмпиризм – направление в теории познания, рассматривающее:

- чувственный опыт как важнейший источник и критерий познания, а

- формы мышления как исключительно субъективный способ систе-матизации представлений.

Эмпирическое и теоретическое – научные категории для обозначения двух взаимосвязанных уровней познания. Эмпирическое исследование опирается на эксперимент, наблюдение и направлено непосредственно на объект. Теоретическое исследование представляет собой логическую конструкцию действительности посредством идеализации. Теоретическое исследование направлено на построение теории.


Вопросы для самоконтроля

1. Назовите девять критериев, на основании которых можно различить научные и ненаучные теории?

2. Какие виды знания, помимо научного, Вы знаете?

3. Какие специфические черты отличают научное исследование от других видов деятельности?

Литература

1. Горелов, А. А. Философия: учеб. пособие / А. А. Горелов. – М.: Юрайт-Издат, 2003. – С. 285–292.

2. Кармин, А. С. Философия / А. С. Кармин, Г. Г. Бернацкий. – СПб.: Изд-во ДНК, 2001. – С. 398–416.

3. Миголатьев, А. А. Философия: адаптированный учебник. 20 ключевых тем. 80 основных вопросов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – С. 269–283.

4. Михайлова, И. Б. Методы и формы научного познания / И. Б. Михайлова. – М.: Мысль, 1968.

5. Основы современной философии. – 2-е изд., доп. – СПб.: Лань, 1999. – С. 192–197.

6. Сичивица, О. М. Методы и формы научного познания / О. М. Сичивица. – М.: Высш. шк., 1972. – С. 80–106.

7. Спиркин, А. Г. Философия: учебник / А. Г. Спиркин. – М.: Гардарика, 1998. – С. 496–520.

8. Философия. Ч. 2. Основные проблемы философии: учеб. пособие для вузов / под ред. проф. В. И. Кириллова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 1999. – С. 84–122.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: