1. Культура – это:
а) совокупность материальных и духовных ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, способов и приемов человеческой деятельности;
б) умение вести себя за столом, знание приемов и правил вежливости, грамотность и способность выражать свое мнение;
в) способность индивида проявлять внутреннюю свободу, умение отстаивать свое мнение в любых ситуациях;
г) мягкость и терпимость в любых ситуациях, способность к компромиссам, альтруизм.
2. Общество – это:
а) группа людей, объединенных общими целями и разделяющих представления об их достижении;
б) совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей;
в) совокупность индивидов, которые проживают на одной терри-тории, говорят на одном языке и контактируют друг с другом;
г) функциональное единство исторически сложившихся групп индивидов.
Тема 13. Право, мораль, нравственность
Лекция 15. Понятие и виды социальных норм. Многообразие социальных норм. Понятие ценности. Возникновение ценностей и антиценностей. Социальная и нравственная детерминанта ценности. Добро и зло как ценности. Релятивизм, конвенционализм, абсолютизм в понимании ценностей.
Нормы права, морали и нравственности. Понятие правосознания. Противоречие добродетели и счастья, нравственного долга и выгоды, голоса совести и логики успеха. Философско-этические и религиозно-нравственные нормативные программы как попытки решения этого противоречия.
Смыслы свободы – воля, бунт, своеволие. Произвол, независимость. Философское понятие свободы. Свобода и ответственность. Мораль как система нормативной регуляции. Специфика моральной императивности. Учение И. Канта о категорическом императиве. Антитеза должного и сущего. Долг, совесть, вина, ответственность. Справедливость как этическая проблема. Моральные, правовые и социально-экономические аспекты проблемы. Аристотель о трех видах справедливости: восстановительной, уравнивающей, распределяющей. Справедливость как мера соотношения прав и обязанностей, деяния и воздаяния. Справедливость и правда. Справедливость и милосердие. Социально-политические концепции справедливости. Справедливость и проблема наказания.
Альтруизм – новоевропейский просветительский вариант секуляри-зованного милосердия. Этика ненасилия.
Таблица 15. Путь формирования нравственных норм
Подходы | Описание |
Абсолютизм | Безусловное признание абсолютной ценности и универсальности некоторого множества этических норм |
Конвенционализм | Подход к формированию этических норм с позиции статистической нормы для данного общества и данной эпохи |
Релятивизм | Подход к произвольно-ситуативному формированию норм взаимодействия индивидов. На практике означает приоритет естественного отбора (социальный дарвинизм) |
Таблица 16. Обоснование морального действия
Обоснование нравственного действия | Описание |
Моральный долг | Моральный поступок имеет в качестве основания понимание всеобщих принципов, применительно к данной конкретной ситуации. Позиция Канта. Восходит к Сократу, считавшему знание корнем всех добродетелей |
Стремление к счастью | Гедонизм в этике. Восходит к Эпикуру. Практически предполагается, что счастье и благо суть одно и то же, и стремление к достижению счастья необходимо и достаточно для формирования нравственного поступка. (Следует помнить что речь идет об античности, где принцип меры входит во все сферы бытия, в том числе определяет принцип удовольствия) |
Личные мотивы | Этическая наивность. Действие определяется отношением данного субъекта к именно этой ситуации нравственного выбора и участвующим в ней персонам |