Субсидии

В соответствии с правилами ВТО экспортные субсидии считаются нечестной конкуренцией и запрещены.

Если тариф на импорт улучшает условия торговли большой страны, то экспортная субсидия ухудшает ее условия торговли увеличивая предложение на экспорт и сокращая внутренний спрос на экспортируемые товары.

Оба инструмента торговой политики оказывают искажающее воздействие на внутренние цены и структуру потребления в стране. Экспортные субсидии используются только в политических целях, так как экономически не выгодны.

Демпинг – метод финансовой нетарифной торговой политики, предполагающий продвижение товара на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня, по цене, ниже, чем на внутреннем рынке.

Причины демпинга:

- различия в эластичности спроса на товар в разных странах. Спрос внутри страны менее эластичен по цене, чем за рубежом;

- следствие государственной внешнеторговой политики, когда экспортер получает субсидию;

- условия несовершенной конкуренции, позволяющие производителю устанавливать и диктовать цены;

- способность производителя отгородить внутренний рынок, где он продает товар по высоким ценам, от внешнего.

Рассмотрим возможность демпинга при разной эластичности спроса по цене (см. рис. 11.9).

Рис. 11.9. Демпинг

На рис. 11.9. дана кривая спроса и предельного дохода фирмы-монополиста. До выхода на внешний рынок фирма продавала продукцию на внутреннем рынке по цене Pm. Если спрос на внешнем рынке на данный товар более эластичен, его можно продавать по более низкой цене. Предположим, что спрос на мировом рынке на товар совершенно эластичен и представлен горизонтальной прямой Df = MRf. Мировая цена будет установлена на уровне Pw. Фирма может продать по мировой цене Qt единиц продукции, так как при таком объеме MC = MRf. Цена на внутреннем рынке вырастет до Pd, а объем экспорта составит Qt – Qd. Таким образом, фирма будет реализовывать товар на внешнем рынке по более низкой цене, то есть имеет место демпинг.

Продажа товара по низкой цене может рассматриваться как угроза подрыва национальной экономики. Для доказательства факта демпинга проводится специальное расследование. Так как демпинг запрещен ВТО и национальными законами многих стран, при доказательстве его наличия вводятся страной односторонние торговые ограничения в виде антидемпинговых пошлин. Пошлина определяется как разница между ценами продажи товара на внутреннем и внешнем рынках. Нередко антидемпинговые процессы ведутся с целью подорвать доверие к стране как торговому партнеру.

Картельные соглашения – монополистические объединения экспортеров, которые контролируют сбыт продукции обеспечивая необходимые для этого объемы производства. Такие соглашения создаются на рынках с низкой эластичностью спроса по цене. Как правило, это рынки сырья. Чем ниже эластичность спроса, тем выше надбавка к цене, которую может установить картель. Эластичность спроса по цене зависит от эластичности мирового спроса на продукт (d), эластичность поставок продукта из альтернативных картелю источников (S0) и доли продаж картеля на мировом рынке (С).

Высокоэластичный мировой спрос на продукт означает, что показатели будут платить за товар (если цена на него заметно возрастет) с трудом, поэтому возможности повышения цен ограничены. Поставки других стран зависят от возможностей добычи и продаж, и чем они хуже, тем более высокие прибыли получает картель. Наконец, чем выше доля картеля в мировых продажах, тем определеннее его виды на будущее.

Таким образом, оптимальная картельная накидка к цене (t*) может быть определена следующим образом:

Даже незначительная накидка к цене может принести продавцам ощутимое увеличение прибыли.

С течением времени картельные соглашения могут распадаться, так как сила их уменьшается. Падает спрос и меняется его эластичность, либо появляются новые конкурентные источники поставок, либо уменьшается доля на рынке – все эти факторы могут уменьшать силу картеля. Кроме того, члены картеля могут чести себя нечестно по отношению друг к другу. В состав картеля может быть введен новый участник с большой долей продаж. Наконец, чтобы поддерживать высокий уровень цен сам картель должен будет сокращать объем продаж и доля картеля на рынке неизбежно будет сокращаться и будет снижаться его монопольная власть.

Экономические санкции.

Примером может быть торговое эмбарго - запрет государством ввоза в страну или вывоза товаров. Страна вводит эмбарго на торговлю с другой страной, как правило, по политическим мотивам. Последствия такой меры предоставлены на рисунке 11.10.

На рисунке 11.10 Sw – экспортное предложение из страны, вводящей эмбарго; Sn – экспортное предложение из стран, не присоединившихся к эмбарго.

В условиях свободной торговли страна А поставляет в страну Б товар по цене Pd и равновесие в стране Б устанавливается в точке F. После введения эмбарго страной А предложение товара в стане Б устанавливается на уровне Sn, цена растет и объем импорта сокращается до М1. Потребители в стране Б теряют от повышения цены (b + c + d). Производители в странах-поставщиках товара выигрывают область (b).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: