Общее понятие о мышлении. Мышление как высшая форма познавательной деятельности. Отличие мышления от чувственного познания. Роль мышления в регуляции предметно-практической деятельности. Соотношение наук, изучающих мышление.
Разные психологические теории мышления. Мышление как ассоциация представлений. Мышление как действие, основные закономерности мышления, выявленные в вюрцбургской школе, представления о продуктивном мышлении в гештальтпсихологии. Мышление как поведение. Психоаналитический подход к проблемам мышления. Мышление как информационный подход и когнитивная психология. Культурологические исследования мышления.
Мышление как психический процесс. Свойства мышления (обобщенный характер, опосредованность, общественно-исторический характер мышления, проблемность).
Экспериментальные психологические исследования мышления как деятельности по решению творческих задач. Этапы этой деятельности: 1. Осознание задачи, появление мотивации. 2. Поиск решений. Фазы поиска: а) сознательная фаза — выдвижение и проверка гипотез; б) бессознательная фаза; в) фаза перехода бессознательного в сознание. 3. Реализация гипотезы и проверка правильности решения. Цикличность процесса решения задач: ориентировка — поиск — исполнение и контроль.
Виды мышления. Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Образное мышление и воображение. Основные направления исследования воображения.
Теоретическое и практическое мышление. Логическое и интуитивное мышление. Аутистическое, эгоцентрическое и реалистическое мышление. Репродуктивное и творческое мышление. Непроизвольные и произвольные мыслительные процессы.
Факторы, влияющие на продуктивность мышления — мотивация, эмоции, знания, подсказки со стороны. Качества мыслительной деятельности — глубина, широта, гибкость, критичность, самостоятельность. Зависимость качества ума от сочетания и уровня развития различных видов и типов мышления, от особенностей соотношения содержательных и операциональных структур мышления.
Мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация и пр.). Основные формы логического мышления (понятия, суждения, умозаключения).
Развитие мышления в онтогенезе. Дискуссия Ж. Пиаже и Л. С. Выготского по проблемам развития мышления в детском возрасте. Зона ближайшего развития. Поэтапное формирование умственных действий.
Мышление и речь. Генетические корни мышления и речи. Речевое мышление как единство мышления и речи. Функции речи. Речь как средство мышления. Эгоцентрическая речь. Дискуссия Ж. Пиаже и Л. С. Выготского по проблемам эгоцентрической речи. Внешняя и внутренняя речь. Виды внешней речи. Развитие речи в антропогенезе и в онтогенезе. Внутренне содержательные и внешне-вспомогательные характеристики речи. Способы развития устной и письменной речи.
Литература
Основная:
1. Выготский Л. С. Мышление и речь // Собр. соч: В 6 т. — М.: Педагогика, 1982. — Т. 2. — С. 5—362.
2. Выготский Л. С. Мышление и его развитие в детском возрасте // Там же. — С. 395—416.
3. Выготский Л. С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. — М.: Педагогика, 1983. — Т. 3 — С. 254— 273.
4. Гальперин П. Я. Психология как объективная наука. — М.: Изд-во «Ин-т практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. — С. 272—317, 333—350, 357—398, 425—441. — (Психологи отечества).
5. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. — М.: Смысл, 2000. — С. 327—406.
6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. — М.: Педагогика, 1989. — Т. 1. — С. 380—460.
Дополнительная:
1. Введение в психологию / Под общ. ред. А. В. Петровского. — М.: Аcademia, 1996. — С. 196—238.
2. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т.:Пер. с франц. — Изд. 2-е, стереотипное. — М.: Мир, 1996. — Т. 1. — С. 361—376, 389—397.
3. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984. — С. 113—140, 171—192.
4. Зинченко В. П. Живое знание. Психологическая педагогика: Материалы к курсу лекций. Ч. 1. — 2-е изд., испр. и доп. — Самара: Самарский дом печати, 1998. — С. 61—62, 72—120.
5. Пиаже Ж. Психология интеллекта // Избранные психолог. труды. — М.: Международн. пед. академия, 1994. — С. 51—236.
6. Общая психология: Курс лекций / Сост. Е. И. Рогов—М.: ВЛАДОС, 1995.—С.262—308.
7. Столяренко Л. Д. Основы психологии — Ростов н/Д: Феникс, 1997. — С. 43—54.
8. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. — 400 с.