Тема 2.4. Внимание

Внимание как психический процесс. Неоднозначность определения внимания: внимание как самостоятельная познавательная деятельность; внимание как деятельность контроля; внимание как сторона любой деятельности. Значение внимания в жизни человека: контроль, обеспечение познавательных процессов, регуляция поведения. Функции внимания: отбор значимых воздействий; игнорирование несущественных воздействий; функция регуляции и контроля деятельности. Критерии внимания: ясное сознание; продуктивный критерий; мнемический критерий; внешние приспособительные движения.

Разные точки зрения на природу внимания: внимание как избирательная активность личности (школа Д. И. Узнадзе); рефлекторный характер внимания (И. М. Сеченов, И. П. Павлов — внимание как ориентировочный рефлекс, принцип «доминанты» А. А. Ухтомского).

Виды внимания. Внешнее и внутреннее внимание. Непроизвольное и произвольное, послепроизвольное внимание. Опосредованное и непосредственное внимание. Индивидуальное и коллективное внимание.

Непроизвольное (первичное внимание). Поисковый и исследовательский виды деятельности как процессы непроизвольного внимания. Факторы, обусловливающие непроизвольное внимание. Процессы предвнимания.

Произвольное (вторичное) внимание. Особенности, условия возникновения и поддержания произвольного внимания, опосредованный характер произвольного внимания. Развитие средств в организации произвольного внимания. Методика двойной стимуляции для исследования опосредованного произвольного внимания.

Послепроизвольное внимание, его практическое и педагогическое значение.

Свойства внимания. Объем внимания. Зависимость объема внимания от структуры материала, характера действия с объектами, индивидуальных особенностей. Концентрация, устойчивость и колебания внимания. Зависимость устойчивости внимания от характера материала, вида деятельности и установки личности. Факторы, способствующие отвлечению внимания.

Распределение и переключение внимания, их роль в трудовой деятельности.

Развитие внимания. Развитие произвольного, опосредствованного внимания (эксперименты Л. С. Выготского). Внимание как контроль — исследования П. Я. Гальперина по поэтапному формированию умственных действий. Способы управления вниманием. Развитие внимания.

Исследование нарушения внимания в клинике и его значение.

Литература

Основная:

1. Дормашев Ю. Б., Романов В. Я. Психология внимания.—М.: Тривола, 1995.— 352 c/

Дополнительная:

1. Гальперин П. Я. К проблеме внимания // Психология как объективная наука. — М.: Изд-во «Ин-т практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. — С. 415—424. — (Психологи отечества).

2. Гальперин П. Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1974. — С. 96—112.

3. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984. — С. 41—60.

4. Джемс У. Психология. — Пг.:Наука и школа, 1922. — 375 с.

5. Зинченко В. П. Живое знание. Психологическая педагогика: Материалы к курсу лекций. Ч. 1. — 2-е изд., испр. и доп. — Самара: Самарский дом печати, 1998. — С. 30—47, 133—148.

6. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. — М.: Смысл, 2000. — С. 231—277.

7. Нейрофизиологические механизмы внимания / Под ред. Е. Д. Хомской. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979 — 301 с.

8. Хрестоматия по общей психологии. Психология внимания / Под ред. А. Н. Леонтьева, А. А. Пузырея, В. Я. Романова. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. — 272 с.

9. Столяренко Л. Д. Основы психологии. — Ростов н/Д: Феникс, 1997. — С. 32—34.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: