Часть 2. Задания для самостоятельной работы студентов и методические рекомендации по их выполнению

Упражнение 1. Проективный рисунок

Цели:

— познакомить студентов с проективными тестами;

— освоение научных психологических понятий.

В психологическом исследовании для получения ориентировочной информации о человеке можно использовать интегральные методики проективного характера, с помощью которых можно оценить психические свойства, от формально-динамических (например, темперамент) до личностных (например, самооценка). К таким методикам относятся рисуночные тесты.

В данной работе студентам предлагается использовать тесты «Рисунок человека», «Рисунок фруктового дерева», «Рисунок несуществующего животного». На первом этапе студенты выступают как испытуемые, а на втором (выполняется самостоятельно дома) — как экспериментаторы, анализируя свои результаты.

Студентам предлагается нарисовать последовательно человека, фруктовое дерево и несуществующее животное. Каждое задание выдается по завершении выполнения предыдущего. Каждый рисунок должен выполняться на отдельном листке. После того, как испытуемый нарисовал несуществующее животное, его просят ответить на ряд вопросов, ответы на которые записываются здесь же: как называется животное? Где оно живет? С кем живет? Чем питается? Как размножается? Кто его друзья? Кто его враги?

Интерпретация рисунков (дается преподавателем, который по ходу объясняет значения новых психологических понятий):

1. Положение рисунков на листе говорит об уровне самооценки. Все рисунки находятся в верхней части листа — высокая самооценка. При рептилеобразной форме животного, а также в случае, если животное живет под землей, в норе, в пещере — ощущение недооценки со стороны окружающих (в данном случае есть вероятность неадекватно завышенной самооценки). Если рисунки расположены в середине листа, это говорит о средней самооценке, в нижней — о низкой. Если рисунки расположены по-разному, один наверху, другой в середине и т. д., есть смысл обратить внимание на степень дифференциации самооценки (по разным шкалам — разная самооценка) или на ее устойчивость.

2. Штрих, которым нарисованы рисунки, говорит о степени психической устойчивости: рисунок, нарисованный одной линией, свидетельствует о психической устойчивости, в том числе устойчивости (толерантности) к стрессам, прерывистый штрих говорит об обратном, чересчур сильный нажим — о неуверенности в себе, паутинный штрих (едва касается бумаги) встречается у людей с хроническими соматическими заболеваниями.

3. Затемнения в рисунках (заштриховки) — признак повышенной личностной тревоги: чем больше затемнений, тем выше тревожность.

4. Размер фигур является признаком психической и физической энергии: чем больше рисунок, тем выше общая активность.

5. Устойчивость рисунков, проявляющаяся в форме ног у человека и животного (устойчивая, крепкая, массивная), а также в прорисовке грунта и корней у дерева, говорит об ощущении жизненной стабильности и определенности. Присутствие этого признака только на одном рисунке и нарочитое его отсутствие на другом означает высокую потребность в такой стабильности и отсутствие ее в реальной жизни. Неустойчивость изображенных объектов — признак неуверенности в будущем, ощущения того, что человек находится в начале своего жизненного пути.

6. Схематичное изображение человека, а также животное в форме круга с малым количеством деталей говорят либо о желании закрыться от исследования, либо о существовании внутриличностных проблем, которые испытуемый пытается скрыть не только от исследователя, но и, возможно, от самого себя.

7. Пол нарисованного человека свидетельствует о степени идентификации себя с рисунком: совпадение пола говорит о склонности к эгоцентризму, несовпадение — возможность и умение жить интересами другого человека.

8. Прорисовки (подчеркивание, выделение) отдельных частей рисунка человека дают возможность судить о ценностных признаках собственного облика (что является наиболее значимым — лицо, фигура, голова, одежда, украшения и т. д.).

9. При интерпретации рисунка фруктового дерева важное значение имеет, какое дерево выбрано для рисования: яблоня — свидетельствует о подверженности социальным стереотипам и в какой-то мере о сниженном творческом потенциале, другие виды деревьев (косточковые и цитрусовые), наоборот, являются признаком креативности (повышенного творческого потенциала), оригинальности и самостоятельности мышления. Пальму рисуют люди с истероидными чертами характера (демонстративность поведения, стремление обратить на себя внимание окружающих, попытки показать себя с лучшей стороны, утвердить свою оригинальность и нетривиальность). Об истероидности также говорят прорисовка мордочки у животного (особенно глаз с ресницами и радужной оболочкой), а также различные украшения у животного — бантики, прическа, красивый хвост.

10. Обилие плодов на дереве говорит об эмоциональности (чем больше относительная величина плодов, тем выше эмоциональность, которая проявляется во впечатлительности, импульсивности и подвижности эмоциональных процессов. Если нарисованные плоды обводятся несколько раз, это означает склонность к «застреванию» на эмоции, если плоды представлены в форме незавершенных кругов — это показывает подвижность эмоциональных процессов, т. е. быструю смену настроения и эмоций.

11. Замкнутая крона дерева и плоды, помещенные внутрь кроны, свидетельствуют о тенденции скрывать свои эмоции, или переживать их внутри, без ярко выраженных внешних реакций. Наоборот, если плоды находятся вне кроны, то эмоции переживаются бурно и активно демонстрируются окружающим.

12. Форма ствола интерпретируется следующим образом: ствол в виде перевернутой морковки — возможность патологических пристрастий и склонность к образованию свехценных идей или идеи-fix; раздваивающийся ствол означает двойственность поведения (диаметрально противоположные роли, выбор которых зависит от того с кем человек общается); закругленный наверху ствол — фаллический символ — говорит о наличии нереализованной сексуальной энергии (о том же говорят все фаллические формы на других рисунках, сексуальные признаки у животных, удлиненные формы, например, жирафоподобные шеи, змееподобное туловище, а также экзотический способ размножения животного). Наличие отдельно отстоящих веток у дерева рассматривается как возможные межличностные проблемы испытуемого с родителями.

13. Животное может быть угрожающим, нейтральным и защищающимся — это показывает основные жизненные установки испытуемого. Наличие агрессивных символов (рога, зубы, клыки, оружие, а также указание на роль хищника) — признак агрессивных тенденций (желание причинять вред, боль другим, или, по крайней мере, стремление не обращать внимание на переживания окружающих при достижении собственных целей), на этом фоне могут формироваться жестокость и черствость как черты характера. При прорисовке рта с зубами, языком, агрессия носит вербальный (речевой) характер. Следует отличать спонтанную агрессию и агрессию защитного характера, когда последняя используется для защиты собственного Я. В этом случае к агрессивным символам добавляются защитные (панцирь, щиты, иглы, рога, копыта и пр.). При наличии только защитных символов жизненная установка расценивается как защита, от кого — следует смотреть при оценке врагов животного: если враги — более высокоразвитые существа, чем нарисованное животное (например, нарисовано птицеподобное, а враг описан как млекопитающее), то угроза исходит от людей, стоящих на более высокой позиции (по любым параметрам — по возрасту, социальному статусу, интеллекту, материальному положению и т. д.). Если враг — менее развитое существо (например, для птицеподобного — насекомое), то угроза идет от ниже стоящих индивидов.

14. Количество деталей в рисунке и степень непохожести нарисованного существа на известных животных и сказочных и мультипликационных героев (Чебурашку и пр.) говорит о творческом потенциале в сочетании с повышенной энергетикой и возможностью дальнейшего интеллектуального и личностного развития.

15. Человекоподобные животные, особенно при наличии человеческих атрибутов (одежды, украшений, сигареты и пр.), говорят об инфантильности.

16. Отдельные детали рисунка животного являются признаками некоторых черт характера: большие уши говорят о зависимости человека от общественного мнения и внушаемости; направление, в котором повернут хвост, означает привычный эмоциональный фон: наверх — склонность к оптимизму, вниз — к пессимизму; крылья в сочетании с таким местом обитания как небеса, облака, другие планеты и т. д. свидетельствуют о тенденции иллюзорного восприятия действительности («смотреть на мир сквозь розовые очки»), если при наличии крыльев животное живет на вершине горы — это стремление к доминированию (возможно, и пренебрежительное отношение к людям); аккуратное сочленение ног является признаком целеустремленности; наличие или отсутствие шерсти определяет степень чувственности: чем больше шерсти, тем она сильнее.

17. Сфера межличностных отношений определяется при ответе на вопрос, с кем живет животное: стадный образ жизни свидетельствует об обширных, но не очень глубоких контактах с окружающими; если животное живет в семье, это означает ограниченность общения семейными рамками; если животное живет одно, это является признаком замкнутости. В двух последних случаях следует смотреть на эмоциональную окраску всех рисунков, чтобы понять, достаточно ли испытуемому отмеченной сферы общения (при общем положительном фоне) или он испытывает дефицит его (при общем отрицательном фоне). С кем человек предпочитает общаться, можно выяснить из ответа на вопрос о друзьях животного (см. интерпретацию вопроса о врагах): либо человек стремится общаться с людьми, стоящими на более высоких позициях, когда друзьями являются более высокоразвитые животные, либо с людьми равными, либо с людьми, стоящими ниже, если нарисованное животное дружит с менее развитыми существами.

К разделу 2. Познавательные процессы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: