Упражнение 2. Диагностика мотивационно-потребностной

Сферы

Под мотивацией понимают совокупность психологических образований и процессов, побуждающих и направляющих поведение человека на жизненно важные условия и предметы, определяющих пристрастность, избирательность и конечную целенаправленность психического отражения и регулируемой им активности. Другими словами, мотивация — это то, что лежит в основе причинной обусловленности поведения. Наиболее важными образованиями в мотивационной сфере являются потребности и мотивы. Потребность определяется как переживание нужды организма в чем-либо, а мотив — это предмет, который выступает в качестве средства удовлетворения потребности. Выделяют три основные группы потребностей и мотивов: материальные (потребности в еде, одежде, жилище, деньгах, в приобретении, сохранении, созидании материальных вещей и пр.), социальные (потребности в общении, принятии группой, в признании окружающими, в доминировании, в опеке, в защите, в противодействии, в уважении и т. д.), духовные (потребности в новых впечатлениях, в познании, в достижении, в самоуважении, в самосовершенствовании, в самореализации, в эстетических переживаниях, в труде, в творчестве и пр.).

Для диагностики мотивации можно воспользоваться специальными тестами на оценку мотива достижения, мотива аффилиации и др.

Кроме специальных тестов, можно в данном случае применить метод выбора, например, для определения мотивов обучения. Студент составляет перечень возможных мотивов обучения, в которых отразились бы как материальные, социальные, так и духовные потребности. Список мотивов должен включать в себя не менее 12 утверждений (по 4 на каждую группу потребностей). Например, к материальным относятся такие высказывания как «Стараюсь хорошо учиться, чтобы получать повышенную стипендию» или «Учусь, чтобы получить диплом (корочки)»; социальные мотивы отражаются в таких утверждениях как «С радостью иду в школу (университет), так как меня там всегда ждут мои друзья» (потребность в общении со сверстниками) или «Стараюсь учиться как можно лучше, чтобы меня за это уважали в классе» (потребность в принятии группой); духовные потребности проявляются в таких фразах как «Мне нравится учиться, так как я люблю узнавать новое» (познавательная потребность) или «Я стремлюсь получать как можно больше знаний, потому что, мне кажется, я от этого становлюсь умней и взрослее» (потребность в самосовершенствовании). Инструкция для испытуемого может звучать следующим образом: «Из приведенного перечня утверждений выбрать те (не более трех), которые в большей степени соответствуют вашим переживаниям. Можно дописать другие фразы, которых нет в списке, но которые в большей степени отражают ваше отношение к процессу учения».

Для выявления иерархии мотивов можно воспользоваться методом незаконченных предложений. Испытуемому предлагаются 10 незаконченных предложений мотивационного плана. Он должен закончить предложения так, как считает нужным. В качестве рабочего материала можно взять предложения из стандартного теста: «1. Я стараюсь... 2. То, о чем я думаю... 3. Я был бы рад... 4. Я надеюсь... 5. Я уверен... 6. Я мечтаю... 7. Я стремлюсь... 8. Я хочу... 9. Я не сомневаюсь... 10. Моя цель...». Для интерпретации полученных результатов следует воспользоваться качественным анализом:

— определить количество закрытых ответов, в которых испытуемый пытается закрыться от исследователя формальными или мало значащими фразами (например, «То, о чем я думаю, я никому не скажу»;

— выделить ситуативные мотивы, отражающие ближайшие и сиюминутные желания («Я мечтаю поспать»), и смыслообразующие, имеющие значение для построения жизненной стратегии испытуемого;

— ситуативные и смыслообразующие мотивы отнести к группам различных мотивационных тенденций (материальные, социальные, духовные);

— дать качественный анализ мотивационных тенденций, конкретизируя и раскрывая содержание материальных, социальных и духовных потребностей;

— определить широту представленных тенденций;

— выделить доминирующие тенденции;

— сделать вывод об эффективности мотивации в учебной и других видах деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: