Практическое занятие №2

Лабораторное занятие №1

Тема: Методы социальной психологии.

Цель занятия: сформировать знания студентов об основных и дополнительных методах социально-психологического исследования, формирование умения использовать социометрию в изучении межличностных отношений учащихся.

Теоретические вопросы:

  1. Классические социально-психологические методы – наблюдение, эксперимент, тестирование.

2. Социометрический метод в изучении межличностных отношений в группе.

3. Активные социально-психологические методы (социально-психологический тренинг, деловые игры, групповая дискуссия, мозговой штурм)

Литература

Основная:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – 5-е испр. и доп. – М.: Аспект-Пресс, 2007.

2. Быков, Анатолий Карпович. Методы активного социально-психологического обучения: учебное пособие для вузов / А. К. Быков. - М.: Сфера, 2005. - 160 с. - (Учебное пособие). - 5000 экз. - ISBN 5-89144-643-X

3. Крысько В.Г. Социальная психология. – 2-е. – СПб: Питер, 2006.

4. Социальная психология / Под ред. С. Москович. –7-е. – СПб: Питер-Пресс, 2007.

5. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебник для вузов / Т.Г. Стефаненко. – 4-е изд., испр. И доп. – М.: Аспект Пресс, 2008.

Дополнительная:

  1. Волков И. П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1970.
  2. Донцов А. И. Психология коллектива. - М.: МГУ, 1984. - С. 3-39.
  3. Залечина В.В. «Социометрическая оптимизация» сценарий деловой игры // Социс. – 2002. - № 4.
  4. Золотовицкий Р.А. Социометрия Я. Л. Морено: мера общения // Социс. – 2002. - № 4.

Методические указания: познакомьтесь с характеристикой методов социальной психологии, уясните особенности их применения. На занятии мы освоим применение методики Дж. Морено для изучения межличностных отношений в группе.Составьте отчет о результатах социометрического обследования, на его основе сформулируйте основные пункты программы воспитательной работы.

Практическое занятие №2

Тема: Развитие группы.

Цель: сформировать представления студентов об основных этапах развития группы, показать прикладное значение усвоения знаний по данной теме в практике работы педагога.

Теоретические вопросы:

  1. Понятие о развитии группы. Условия образования и стадии развития группы.
  2. Социально-психологические характеристики сложившейся малой группы: структура, нормативное поведение в группе, групповое принятие решения, групповая сплоченность, понятие социально-психологического климата.
  3. Лидерство и руководство в малых группах. Разновидности лидеров в группе. Стили лидерства.

Литература

Основная:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – 5-е испр. и доп. – М.: Аспект-Пресс, 2007.

2. Крысько В.Г. Социальная психология. – 2-е. – СПб: Питер, 2006.

3. Социальная психология / Под ред. С. Москович. –7-е. – СПб: Питер-Пресс, 2007.

4. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебник для вузов / Т.Г. Стефаненко. – 4-е изд., испр. И доп. – М.: Аспект Пресс, 2008.

Дополнительная:

  1. Аникеева, Нелли Петровна. Психологический климат в коллективе / Н. П. Аникеева. - М.: Просвещение, 1989. - 224 с.
  2. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. - М.: Мысль, 1983.
  3. Гришина Н.В. Я и другие: Общение в трудовом коллективе. - Л.: Лениздат, 1990.
  4. Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. - 2-е изд. - М.: Политиздат, 1978.
  5. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М.: Политиздат, 1982.
  6. Петровский А.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. - М.: Просвещение, 1978.

Методические указания:

Обратите внимание на важность и актуальность проблемы развития группы для практической деятельности педагога. В курсе педагогической психологии мы обсуждали проблему воспитания и развития личности в группе, уяснили механизмы влияния группы на личность в процессе обсуждения теоретического материала на лекции по теме «Динамические процессы малой группы». Эти сведения помогут Вам убедиться в необходимости специальной деятельности классного руководителя по созданию групп высокого уровня развития для эффективности воспитательного процесса. Разберитесь в сущности теории коллектива. В процессе подготовки теоретических вопросов обратите внимание также на теории лидерства. Рассмотрите условия, благоприятствующие проявлению лидерских качеств у человека. Лидерская позиция в группе предполагает возможность оказывать влияние на членов группы, это, в свою очередь, проявляется в стиле взаимодействия с группой. Подумайте, какие позитивные и негативные стороны могут обнаруживаться в том или ином стиле.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: