Д. - наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.
Уже античная философия подчеркнула изменчивость всего существующего, поняла
действительность как процесс, осветила роль, какую в этом процессе играет
переход всякого свойства в противоположное (Гераклит). Первоначально этим
термином обозначались: 1) способность вести спор посредством вопросов и
ответов; 2) искусство классификации понятий, разделения вещей на роды и виды.
Аристотель считал изобретателем Д. Зенона Элейского, который подверг анализу
противоречия, возникающие при попытке мыслить понятия движения и множества.
Сам Аристотель отличает “Д. “ от “аналитики “ как науку о вероятных мнениях
от науки о доказательствах. Платон считал противоречие необходимым условием
для побуждения души к размышлению, поскольку само бытие едино и множественно,
вечно и преходяще, покоится и движется. Развитие Д. продолжили неоплатоники
(Плотин, Прокл). В схоластике Д. стали называть формальную логику,
|
|
противопоставленную риторике. В эпоху Возрождения диалектические идеи о
“совпадении противоположностей “ выдвигают Николай Кузанский и Бруно. В новое
время, несмотря на господство метафизики, Декарт и Спиноза (первый - в своей
космогонии, второй - в учении о субстанции как о самопричине) дают образцы
диалектического мышления. В 18 в. во Франции Руссо исследует противоречия как
условие исторического развития, Дидро, кроме того, - в современном
общественном сознании. Первыми пробили брешь в метафизике Лейбниц в своем
учении о саморазвитии монад и о противоречивом единстве принципов познания и
Кант, который указал на значение противоположных сил в физическом и
космогоническом процессах, ввел - впервые после Декарта - идею развития в
познание природы. В теории познания Кант развивает диалектические идеи в
учении об “антиномиях “. Позже в теории познания (“Наукоучение) Фихте
развил “антитетический “ метод выведения категорий. В отличие от абстрактных
определений рассудка Д., по Гегелю, есть такой переход одного определения в
другое, при котором обнаруживается односторонность и ограниченность этих
определений, т.е. они содержат отрицание самих себя. Поэтому Д., согласно
Гегелю, есть “движущая сила всякого научного развертывания мысли и
представляет собой единственный принцип, который вносит в содержание науки
имманентную связь и необходимость... “. Маркс с Энгельсом построили Д. на
основе материалистического понимания исторического процесса и развития
познания, обобщения реальных процессов, происходящих в природе, обществе и
|
|
мышлении. В научной Д. органически сочетаются законы развития как бытия, так
и познания, ибо они по своему содержанию тождественны, отличаясь только по
форме. Поэтому материалистическая Д. есть не только “онтологическое “, но и
гносеологическое учение, и логика, рассматривающие мышление и познание в
становлении и развитии. В этом смысле и теория познания рассматривается как
обобщенная история познания и каждое понятие, каждая категория, несмотря на
свой предельно общий характер, отмечены печатью историчности. Объективная
диалектика описывает связи и ютношения которые имеют место в материальном
мире. О.д. это диалектика вещей. (Первична) Субьективная диалектика сам
диалектический процесс мышления. С.д. это диалектика идей. (Вторична)
Логика это способ существования человеческого мышления. Диалектика это метод
с помощью которого человек получает мнение (знание) по какому либо вопросу
или предмету. Теория познания это теория оюъясняющая как происходит движение
человека от незнания к знанию. ействительнос