Теории познания

Д. - наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

Уже античная философия подчеркнула изменчивость всего существующего, поняла

действительность как процесс, осветила роль, какую в этом процессе играет

переход всякого свойства в противоположное (Гераклит). Первоначально этим

термином обозначались: 1) способность вести спор посредством вопросов и

ответов; 2) искусство классификации понятий, разделения вещей на роды и виды.

Аристотель считал изобретателем Д. Зенона Элейского, который подверг анализу

противоречия, возникающие при попытке мыслить понятия движения и множества.

Сам Аристотель отличает “Д. “ от “аналитики “ как науку о вероятных мнениях

от науки о доказательствах. Платон считал противоречие необходимым условием

для побуждения души к размышлению, поскольку само бытие едино и множественно,

вечно и преходяще, покоится и движется. Развитие Д. продолжили неоплатоники

(Плотин, Прокл). В схоластике Д. стали называть формальную логику,

противопоставленную риторике. В эпоху Возрождения диалектические идеи о

“совпадении противоположностей “ выдвигают Николай Кузанский и Бруно. В новое

время, несмотря на господство метафизики, Декарт и Спиноза (первый - в своей

космогонии, второй - в учении о субстанции как о самопричине) дают образцы

диалектического мышления. В 18 в. во Франции Руссо исследует противоречия как

условие исторического развития, Дидро, кроме того, - в современном

общественном сознании. Первыми пробили брешь в метафизике Лейбниц в своем

учении о саморазвитии монад и о противоречивом единстве принципов познания и

Кант, который указал на значение противоположных сил в физическом и

космогоническом процессах, ввел - впервые после Декарта - идею развития в

познание природы. В теории познания Кант развивает диалектические идеи в

учении об “антиномиях “. Позже в теории познания (“Наукоучение) Фихте

развил “антитетический “ метод выведения категорий. В отличие от абстрактных

определений рассудка Д., по Гегелю, есть такой переход одного определения в

другое, при котором обнаруживается односторонность и ограниченность этих

определений, т.е. они содержат отрицание самих себя. Поэтому Д., согласно

Гегелю, есть “движущая сила всякого научного развертывания мысли и

представляет собой единственный принцип, который вносит в содержание науки

имманентную связь и необходимость... “. Маркс с Энгельсом построили Д. на

основе материалистического понимания исторического процесса и развития

познания, обобщения реальных процессов, происходящих в природе, обществе и

мышлении. В научной Д. органически сочетаются законы развития как бытия, так

и познания, ибо они по своему содержанию тождественны, отличаясь только по

форме. Поэтому материалистическая Д. есть не только “онтологическое “, но и

гносеологическое учение, и логика, рассматривающие мышление и познание в

становлении и развитии. В этом смысле и теория познания рассматривается как

обобщенная история познания и каждое понятие, каждая категория, несмотря на

свой предельно общий характер, отмечены печатью историчности. Объективная

диалектика описывает связи и ютношения которые имеют место в материальном

мире. О.д. это диалектика вещей. (Первична) Субьективная диалектика сам

диалектический процесс мышления. С.д. это диалектика идей. (Вторична)

Логика это способ существования человеческого мышления. Диалектика это метод

с помощью которого человек получает мнение (знание) по какому либо вопросу

или предмету. Теория познания это теория оюъясняющая как происходит движение

человека от незнания к знанию. ействительнос


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: