Естественнонаучные и философские взгляды Канта

И. Кант(1724-1824) родоначальник немецкой классической философии. В

докритический период выступал, прежде всего, как крупный ученый - астроном,

физик, географ. Ему принадлежит первенство в обосновании зависимости приливов

и отливов от положения луны, а также обоснование научной гипотезы о

происхождении солнечной системы из гигантской газовой туманности. Эта

гипотеза и сейчас продолжает рассматриваться астрономами как один из

возможных вариантов происхождения Вселенной.

Второй период творчества Канта назван "критическим". "Критиками" названы

основные произведения этого периода: "Критика чистого разума", "Критика

практического разума", "Критика способности суждения". все эти работы связаны

единым замыслом и представляют собой последовательные ступени обоснования

системы трансцендентального идеализма(так Кант называл свою философскую

систему.

Кант осуществил коренной переворот в постановке и решении философских

проблем. До Канта субъективное начало рассматривалось как помеха на пути к

истинному познанию, как то, что затемняет и искажает истинное положение

вещей. У Канта же возникает задача: установить различие между субъективными и

объективными элементами знания в самом субъекте, в его различных уровнях и

структурах. Кант переосмысливает понятие субъекта и впервые в философии

ставит вопрос о всеобщности субъекта.

Теорию познания Канта можно представить следующим образом: существуют вещи

сами по себе. Эти вещи действуют на органы чувств человека, порождают

многообразные ощущения. Такие ощущения упорядочиваются доопытными формами

чувственности - пространством и временем, т. е. располагаются в традиционном

измерении и фиксируются как длительность. На основе этих преобразований

формируются восприятия, которые носят субъективный и индивидуальный характер.

Деятельность рассудка на основе форм мышления - понятий и категорий - придает

этим восприятиям всеобщий и необходимый характер. Таким образом, вещь сама по

себе через каналы органов чувств, форму чувственности и рассудка стала

достоянием сознания субъекта, "явилась ему", и он может делать о ней

определенные умозаключения. Вещи, как они существуют в сознании субъекта,

Кант называл явлениями. Человек, по мнению Канта, может знать только явления.

Каковы вещи сами по себе, т. е. каковы их качество и свойства их

взаимоотношения вне сознания субъекта, человек не знает и знать не может. Он

знает о вещах только в той форме, как они даны его сознанию. Поэтому вещи

сами по себе для человека становятся "вещами в - себе", непознанными,

нераскрытыми.

Кант считал, что у человека нет средства установить связь, сопоставить "вещи

сами по себе" и явления. Отсюда вытекал вывод об ограниченности возможностей

в познании форм чувственности и рассудка. Формам чувственности и рассудка

доступен только мир опыта. Все, что находится за пределами опыта, -

умопостигаемый мир - может быть доступен только разуму. Разум - это высшая

способность субъекта, которая руководит деятельностью рассудка, ставит перед

ним цели. разум оперирует идеями. Идеи у Канта - это не сверхчувственные

сущности, обладающие реальным бытием и постигаемые с помощью разума(Платон).

Идеи - это представления о цели, к которой стремится наше познание, о задачах

которые оно перед собой ставит. Идеи разума выполняют регулирующую функцию в

познании, побуждая рассудок к деятельности. Побуждаемый разумом, рассудок

стремится к абсолютному знанию и выходит за пределы опыта. Но его средства -

понятия и категории - действуют только в этих пределах. Поэтому рассудок

впадает в иллюзии, запутывается в противоречиях. Доказательству положения о

том, что идеям разума не может соответствовать реальный объект, что разум

опирается на мнимые идеи, служит учение Канта об антиномиях разума. Антиномии

- это противоречивые взаимоисключающие положения. Например, если мы возьмем

идею мира в целом, то, оказывается можно доказать справедливость двух

противоречащих друг другу утверждений: мир конечен и мир бесконечен в

пространстве и времени. Антиномии имеют место там, где с помощью конечного

человеческого разума пытаются делать заключения не о мире опыта, а о мире

"вещей самих по себе".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: