double arrow

Гносеология и этика И. Канта


Особенности немецкой классической философии.

Требования к умениям.

Требования к знаниям.

1. Знать основные черты классической науки.

2. Знать особенности и основное содержание 2 периодов в творчестве И. Канта.

3. Знать основные положения гегелевского абсолютного идеализма.

4. Знать суть гегелевского взгляда на историю как на процесс развития и осмысления свободы.

5. Знать положения учений И. Фихте, Ф. Шеллинга, Л. Фейербаха как представителей классической философии.

1. Уметь объяснить, в чём состоял коперниканский переворот в философии, осуществлённый И. Кантом.

2. Уметь выявлять диалектический характер учения Г. Гегеля.

3. Уметь показать универсальный характер философской системы Г. Гегеля.

4. Выявлять черты классической философии в учениях И. Фихте, Ф. Шеллинга, Л. Фейербаха.

В философии Нового времени особое звучание имеет проблема достоверности знания. Уже Р. Декарт говорил, что мыслить – значит мыслить непротиворечиво. То, что может быть помыслено непротиворечиво, обладает наибольшей достоверностью. Именно Р. Декарт по праву считается основоположником классической науки. Наибольшего расцвета классическая философия достигла в лице немецкой классической философии.

Характерными чертами классической философии являются:

1. Рационально-теоретическое осмысление действительности.

2. Систематическое и целостное объяснение мира.

3. Историко-философский процесс представляется как определённая целостность. Г. Гегель говорил по этому поводу: "Кажущиеся различными философские учения представляют собой лишь одну философию на различных ступенях её развития".

Для немецкой классической философии характерно следующее:

1. Выработка системного подхода в философии.

2. Философия понималась как душа культуры, её совесть.

3. Живой интерес к сущности человека, его деятельности.

4. Разработка целостной концепции диалектики.

Основоположник немецкой классической философииИммануил Кант (22. 4. 1724 – 12. 2. 1804) родился в Кёнигсберге в семье ремесленника. Из 9 детей семейства выжили 3 сестры и брат. Он был слаб здоровьем, часто болел, был склонен к меланхолии. Выжил и прожил плодотворную творческую жизнь, благодаря жёсткому режиму, которого придерживался всю жизнь. Опыт И. Канта сегодня изучают диетологи мира: одноразовое питание, много рыбы, овощей и фруктов в рационе, ежедневные пешие прогулки по утрам (местные жители сверяли по его прогулкам время), приятные беседы с оптимистически настроенными людьми, общение с красивыми и воспитанными женщинами (И. Кант не был женат), интенсивная умственная работа.




Отец И. Канта мечтал о духовной карьере сына, воспитывал его в духе христианского благочестия.

В 16 лет стал студентом Кенигсбергского университета (философский факультет), окончил его на теологическом факультете в 1745 году. Гений Канта развивался в то время, когда философия была не в чести у короля Пруссии Фридриха Вильгельма 1, прозванного солдатским королём. Он хвастал тем, что за всю жизнь прочитал только 2 книги – "Военный устав" и "Библию". Фридрих Вильгельм в 48 часов под угрозой виселицы выдворил из Пруссии философа Христиана Вольфа, пренебрежительно отзывался о Г. Лейбнице, говоря, что философ ни на что не годен, даже на то, чтобы стоять в карауле. Единственный опыт, который его заинтересовал – это выведение рослого потомства от долговязых парней и девушек. Он также устроил университетский диспут на тему: "Все учёные – болтуны и балбесы". В таких условиях пробивался к жизни талант И. Канта. 9 лет он работает учителем, занимается самообразованием, становится доцентом, затем профессором университета. Кант преподавал метафизику, логику, философию, физику, математику до выхода в отставку в 1801 году .



И. Кант – член Петербургской академии наук, признанный и уважаемый. В 57лет он создаёт свой главный шедевр - "Критику чистого разума".

В последние годы он не любил говорить на философские темы. Вёл беседы на бытовые темы, например, о способе уничтожения клопов. Последнее слово перед смертью – благодарное отклонение услуг: "Хорошо"…

И. Кант никогда не шёл за авторитетами, они заставляли его думать, побуждали к творческой работе. Научная смелость и компромисс – почерк философа.

Всё творчество И. Канта можно разделить на 2 периода – докритический и критический.

Докритический периодпроходит под знаком интереса к естественнонаучным проблемам.

1. Первая крупная работа "Всеобщая естественная история и теория неба" (1755) принесла философу славу. Здесь изложена гипотеза происхождения Земли и других планет Солнечной системы из газопылевой туманности. Позднее она была математически обоснована Лапласом и стала одной из наиболее авторитетных гипотез в 20 веке. "Дайте мне материю в газопылевом состоянии, и я покажу, как из неё могут возникать миры". Суть теории такова.

· Бог творит газ и пыль, из которых возникает мир. Мир, который возник, должен погибнуть.

· Все планеты населены живыми существами. Уровень их интеллекта зависит от того, насколько планета удалена от Солнца: чем дальше, тем разум более развит. Ограниченный землянин на Меркурии может быть Ньютоном.

· И. Кант не берётся объяснять, как из неживого возникло живое. Это, по мнению И. Канта, тайна Бога.

2. И. Кант интересуется проблемой приливов и отливов, которые он справедливо связывает с фазами Луны, природой землетрясений.

В 1770 году он приступил к написанию "Критики Чистого разума", над которой работал 16 лет. В это время он испытывает на себе влияние многих философов, но особенно можно выделить Ньютона, Руссо, Юма. Эти работы вызвали интерес И. Канта к философии, которая становится главным занятием мыслителя. У Юма его поразила мысль об отрицании способности доказать, существует ли внешний мир как источник наших ощущений, о беспомощности человеческого разума (скептицизм Юма).

В предисловии к "Критике чистого разума" он пишет, что совершил переворот в философии, подобно перевороту в астрономии, совершённому Н. Коперником. И. Кант подвергал критике разум!В чём суть этого переворота? И.Кант ограничивает разум, освобождая место вере. В отличие от Юма И.Кант признаёт существование мира вне и независимо от нас. Мы можем знать о нём то, что лежит на поверхности и что мы воспринимаем органами чувств.

Философия И. Канта должна была ответить на вопросы: "Что я могу знать?", "Что я должен делать?", "На что я могу надеяться?" Эти вопросы он сводил к главному: "Что такое человек?"

В процессе познания он выделяет 3 фазы: чувство, рассудок, разум. Роль разума выше, чем роль других познавательных способностей. Способность к сверхчувственному познанию он называет трансцендентальной апперцепцией. Философская концепция И. Канта носит название трансцендентального идеализма. Трансценденталиями называют доопытные, сверхчувственные понятия, которые познаются только интуиивно.

Отправной точкой его размышленийстановится гносеологический спормеждуэмпириками и рационалистами. Философ осуществляет синтез этих традиций, отбрасывая всё то, что, по его мнению, является лишним. Так он признаёт утверждение эмпириков, утверждающих опытную природу наших знаний, но отклоняет тезис Д. Локка о разуме как о чистой доске. Идея рационалистов о врождённых идеях также отринута им, хотя в ней он усматривал некий смысл. Вместо врождённых идей И. Кант вводит понятие об априорных формах чувственности и рассудка. Эти формы принадлежат субъекту, а не объекту. Их нельзя мыслить как врождённые, иначе встал бы вопрос об их происхождении, а это превосходит наши возможности. Кант различает априорные формы чувственности и априорные формы рассудка. К априорным формам чувственности он относит пространство и время. Априорные формы рассудка он сводит в 4 группы категорий: категории количества, качества, отношения и модальности. Каждая из групп включает в себя по 3 категории, таким образом, насчитывается всего 12 категорий.

Первая часть "Критики чистого разума" – "Трансцендентальная аналитика" - посвящена анализу априорных форм чувственности. Здесь главным является вопрос "Как возможна математика?" Кант отмечает, что человек может устранить из собственных представлений всё, что угодно, но представить нечто. лишённое пространственных характеристик, он не может. Этому, по мысли Канта, может быть одно объяснение: пространство и время - наши собственные формы созерцания. Математика как наука имеет дело с пространством и временем как с чистыми формами созерцания. Именно этим объясняется неизменность всех математических теорем. Степень научности знания измеряется использование основ математики.

Во второй части "Критики чистого разума" И. Кант анализирует процесс познания через рассудок. Здесь он говорит о категориях, без которых нельзя мыслить ни один предмет нашего опыта. Знание зависит от опыта, им ограничены возможности науки, которая способна постигать только мир феноменов. Таков ответ на вопрос "Как возможна наука?"

Всё существующее в мироздании И. Кант называл феноменами, "вещами для нас", считал их доступными для изучения. Сущности же вещей называл ноуменами, "вещами самими по себе", считая их выходящими за рамки человеческого рационального познания. Мы можем знать только мир явлений, но не то, что является в нём.

Завершающая часть "Критики чистого разума" отвечает на вопрос "Как возможна метафизика?" Человеческий разум синтезирует рассудочные операции под формой идей.Априорные идеи чистого разума 3: душа, мир, Бог. Эти идеи способствуют объединению всего нашего познания. Но идеи не имеют прямого отношения к опыту. Они лежат за пределами всякого возможного опыта, а потому познание души, мира, Бога рационально невозможно. Если пытаться постичь их рационально, то неизбежны антиномии – противоречия. Противоречие – это сигнал для разума: остановись, познать сущность нельзя. С одинаковой логичностью можно доказать противоречащие друг другу положения: "Бог есть – Бога нет."Мир имеет границы - мир не имеет границ", "В мире существует свобода – в мире нет свободы".Разум здесь бессилен. Итак, метафизика не станет наукой, т. к. предметы её познания находятся за пределами опыта.

Обречён ли человек на полное незнание ноуменов? Возможно ли их познание иным путём? Такая возможность открывается перед человеком в "практическом разуме", под которым И. Кант понимал нравственность.Для И. Канта очевидно преимущество практического разума над чистым разумом, преимущество веры над разумом.

Каковы же основные положения этики И. Канта?

1. Человек – свободное существо. Он есть цель, но не средство для достижения цели.

2. Человек – субъект самосовершенствования и самостоятельного поведения.

3. Человеческое поведение ограничивается нравственным законом внутри него. Этот закон – чудо, подобное звёздному небу, это Божий дар. И. Кант формулирует категорический императив. Императив есть объективный практический общезначимый принцип.

Существуют различные формулировки категорического императива.

· "Поступай согласно такой максиме, которая в то же время сама может стать всеобщим законом".

· "Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству как к цели и никогда как к средству"

И. Кант абсолютизирует долг, который может поднять человека над самим собой, освободить его от природной необходимости.

Категорический императив предполагает свободу воли. Автономная воля побуждает человека к поступкам добрым или злым. Регулятором поведения людей и является категорический императив.

И. Кант предлагал изменить жизнь людей в обществе, создать новый этический общественный строй.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой