В науке взаимоотношения между теми, кто в ней занят, и действия каждого из
них подчиняются определенной системе этических норм, определяющих, что
допустимо, что поощряется, а что считается непозволительным и неприемлемым
для ученого в различных ситуациях. Эти нормы возникают и развиваются в ходе
развития самой науки, являясь результатом своего рода "исторического отбора",
который сохраняет только то, что необходимо науке и обществу на каждом этапе
истории.
В нормах научной этики находят свое воплощение как общечеловеческие моральные
требования и запреты, приспособленные к особенностям научной деятельности
("не укради" - нельзя заниматься плагиатом, "не лги" - нельзя заниматься
фальсификацией), так и требования для утверждения и защиты специфических,
характерных именно для науки ценностей (например, бескорыстный поиск и
отстаивание истины).
В повседневной научной деятельности обычно бывает непросто сразу же оценить
полученное значение как истину или заблуждение. И это обстоятельство находит
|
|
отражение в нормах научной этики, которые не требуют, чтобы результат каждого
исследования непременно был истинным знанием. Они требуют лишь, чтобы этот
результат был новым знанием и так или иначе - логически, экспериментально и
пр. - обоснованным. Ответственность за соблюдение такого рода требований
лежит на самом ученом, и он не может переадресовать ее кому-нибудь другому.
Для того, чтобы удовлетворить этим требованиям, он должен: хорошо знать все
то, что сделано и делается в его области науки; публикуя результаты своих
исследований, четко указывать, на какие исследования предшественников и
коллег он опирался, и именно на этом фоне показывать то новое, что открыто и
разработано им самим. Кроме того, в публикации ученый должен привести те
доказательства и аргументы, с помощью которых он обосновывает полученные им
результаты; при этом он обязан дать исчерпывающую информацию, позволяющую
провести независимую проверку его результатов.
Нормы науки (по Р.Мертону) строятся вокруг следующих основополагающих ценностей:
1. универсализм - убеждение в том, что изучаемые наукой природные явления
повсюду протекают одинаково и что истинность научных утверждений должна
оцениваться независимо от возраста, пола, расы, авторитета, титулов и знаний
тех, кто их формулирует.
2. общность - научное знание должно свободно становиться общим достоянием.
Тот, кто его впервые получил, не вправе монопольно владеть им. Публикуя
результаты исследования, ученый не только утверждает свой приоритет и выносит
|
|
полученный результат на суд критики, но и делает его открытым для дальнейшего
использования всеми коллегами.
3. бескорыстность - первичным стимулом деятельности ученого является поиск
истины, свободный от соображений личной выгоды (завоевания славы, получения
денежного вознаграждения). Признание и вознаграждение должны рассматриваться
как возможное следствие научных достижений, а не как цель, во имя которой
проводятся исследования.
4. организованный скептицизм - каждый ученый несет ответственность за оценку
доброкачественности того, что сделано его коллегами, и за то, чтобы сама
оценка стала достоянием гласности. При этом ученый, опиравшийся в своей
работе на неверные данные, заимствованные из работ его коллег, не
освобождается от ответственности, коль скоро он сам не проверил точность
используемых данных. Таким образом, в научной деятельности равно необходимы
как уважение к тому, что сделали предшественники, так и критическое отношение
к их результатам.
Этические нормы охватывают самые разные стороны деятельности ученых: процессы
подготовки и проведения исследований, публикации научных результатов,
проведения научных дискуссий, когда сталкиваются различные точки зрения. В
современной науке особую остроту приобрели вопросы, касающиеся не столько
норм взаимодействия внутри научного сообщества, сколько взаимоотношений науки
и ученого с обществом. Этот круг вопросов часто обозначают как проблему
социальной ответственности ученого.
Социальная ответственность ученого - нравственная и моральная оценка ученым
возможных негативных последствий для людей от использования обществом его
открытия или изобретения.
Другими словами ученый несет перед обществом ответственность за то в чьи руки
попадет его работа. Кроме того ученый должен оценивать готово ли общество
принять новое.
Пример:
Леонардо Да Винчи уничтожил свои чертежи подводной лодки, чтобы люди не могли
ее воспользоваться как средством ведения войны