double arrow

Перевозчик освобождается от ответственности полностью или частично, если


1. событие, приведшее к причинению вреда, не было связано с действием или бездействием железной дороги и произошло, несмотря на то, что перевозчик принял все необходимые меры для предотвращения вреда;

2. если вред наступил в результате действий самого пассажира;

3. если вред наступил в результате действий третьего лица, которые перевозчик, несмотря на всю заботу, не смог предотвратить.

Правила устанавливают максимальный предел ответственности в специальных правах заимствования (СПЗ).

Срок исковой давности – 3 года по искам о взыскании вреда, причинённого здоровью пассажира, и 5 лет по искам в случае смерти гражданина.

В соответствии с Правилами перевозки грузов грузоотправитель должен составить транспортную накладную, оформленную минимум на 2х языках, один из которых должен быть языком организации.

КОТИФ предусматривает предельные сроки доставки грузов:

· для доставки большой скоростью – 400 км,

· для доставки малой скоростью – 300 км в сутки.

Ответственность перевозчикаосновывается на принципе вины. Вина перевозчика предполагается. Железная дорога освобождается отответственности, если докажет, что несохранность или задержка груза произошли в результате обстоятельств, которые дорога не могла предотвратить. Предусматриваются условияосвобождения или ограничения ответственности перевозчикапри наличии специальных рисков: перевозка в открытых вагонах, отсутствие упаковки либо её несоответствие нормам и т.п.




Предельный размер ответственности железных дорог в специальных правах заимствования (СПЗ) в случае несохранности грузов – 17 СПЗза 1 кг веса брутто. Убытки, причинённые просрочкой в доставке груза, возмещаются грузовладельцу в пределах трёхкратных провозных платежей.

При наличии умысла перевозчика пределы ответственности не применяются. При его грубой неосторожности пределы ответственности повышаются. Устанавливается обязательный претензионный порядок. Срок исковой давности – 1 год.

Россия участвует в 2х соглашениях: Соглашение о международном грузовом сообщении (СМГС) 1951 г. (действует в редакции 1998 г.) и Соглашение о международном пассажирском сообщении (СМПС) 1951 г. (действует в ред.2004 г.). Оба соглашения регулировали ж/д перевозки между странами бывшего соц.лагеря.

Соглашение о международном грузовом сообщении (СМГС) было пересмотрено в 1992 г.

Новый текст СМГС 1998 г. в качестве официального издания Организации сотрудничества железных дорог действует для 22 стран, в том числе для Болгарии, Ирана, КНР, КНДР и др.

Нормы СМГС применяютсяк перевозкам грузов в прямом международном ж/д сообщении между станциями, указанными в Соглашении по накладным СМГСисключительно по сети железных дорог стран-участниц Соглашения.



Перевозка грузов оформляется накладной,составленной на языке страны отправления, а также на одном из двух рабочих языков Организации сотрудничества железных дорог (русский, китайский). Три листа: оригинал накладной, лист выдачи груза, лист уведомления о прибытии груза. Грузоотправитель может, а в некоторых случаях должен (золота, серебра, платины, изделий из них и т.п.) объявить ценность груза. Железная дорога не должна проверять правильность и достаточность документов. При неправильном оформлении отправитель платит перевозчик штраф в размере пятикратной провозной платы.

Соглашением установлены сроки доставки малой (150 км/сутки) и большой скоростью (200 км/сутки).

По прибытии груза дорога должна выдать получателю вместе с грузом оригинал накладной и лист уведомления.В случае необходимости дорога обязана составить коммерческий акт. Получатель должен оплатить все провозные платежи. В обеспечение такой уплаты дорога имеет залоговое право на груз. Действие залогового права определяется внутренним законодательством страны, где производится выдача груза.

Грузоотправительвправе изменить договор (забрать груз на станции назначения, изменить станцию назначения и получателя груза и т.п.) Такие изменения возможны только на входной станции страны назначения, пока груз не отправлен с этой станции.

Железная дорога, принявшая груз к перевозке, несёт ответственность на всём пути следования груза за просрочку в доставке, утрату, недостачу, повреждение, порчу, снижение качества груза. Вина перевозчика предполагается. Он может доказывать свою невиновность.



Дорога освобождается от ответственности, если ущерб наступил:

1. вследствие обстоятельств, которые дорога не могла предотвратить, и устранение которых от неё не зависело;

2. вследствие ненадлежащего качества груза;

3. по вине отправителя или получателя и т.п.

СМГС устанавливает ответственность перевозчика в пределах действительной стоимости груза, а при объявлении ценности груза -впределах объявленной ценности.

За просрочку в доставке груза дорога уплачивает получателю штраф , который определяется исходя из размера провозной платы и длительности просрочки (от 6% до 30% от провозной платы).

Выплаты возмещения и штрафов производится в валюте страны, железная дорога которой производит выплаты.

СМГСпредусматривает обязательное предъявление претензий и сроки для предъявления претензий. При этом должно соблюдаться внутреннее претензионное производство. Претензионный срок и срок исковой давности начинают течь одновременно. Предъявление претензии приостанавливает течение срока исковой давности. Течение срока исковой давности продолжается с того дня, как железная дорога сообщила заявителю об отклонении претензии или истёк срок для ответа (180 дней). СМГС в отличие от других транспортных конвенций устанавливает сравнительно короткие сроки исковой давности – 9месяцев, а для претензий и исков о просрочке в доставке грузов – всего 2 месяца. Претензии и требования, по которым истёк срок, не могут быть предъявлены также и в виде исков.







Сейчас читают про: