По лекциям. (скинтые)

ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения » 1998 г. (с изм. на17.07.2009 г.).

Международной автомобильнойперевозкой является перевозка транспортным средством грузов или пассажиров за пределы территории РФ и на территорию РФ, а также перевозка транзитом на территорию РФ и из России.

Закон устанавливает разрешительный порядок осуществления международных автомобильных перевозок. Международные автомобильные перевозки иностранными перевозчиками по территории РФ осуществляются в соответствии сроссийскими разрешениями и многосторонними соглашениями.

Многостороннее соглашение – это разрешение, действующее в течение определённого времени на неограниченное число проездов любого транспортного средства, принадлежащего владельцу такого разрешения, по территории любого государства, являющегося членом Европейской конференции министров транспорта.

Порядок выдачи российских разрешений иностранным перевозчикам, а также иностранных разрешений и многосторонних разрешений российским перевозчикам определяется Правительством РФ, если иное не предусмотрено международными договорами РФ. Международными договорами РФ на условиях взаимности может предусматриваться осуществление перевозок без разрешений.

Российские перевозчики допускаются к осуществлению международных автомобильных перевозок при наличии у них удостоверения допуска российского перевозчика. Порядок допуска определяется Правительством РФ.

Международные перевозки транспортным средством, принадлежащим иностранному перевозчику, с территории РФ на территорию третьего государства либо с территории иностранного государства на территориюРФ осуществляются по специальным разрешениям (выдача разрешений осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ).

Запрещаются внутренние перевозки по территории РФ транспортными средствами, принадлежащими иностранным перевозчикам, в том числе временно ввезёнными на территорию РФ.

Если международными договорами установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Федеральным законом РФ, применяются нормы международных договоров (ст.10).

В сфере автомобильного транспорта функционирует целый ряд международных организаций:

· Организация по предотвращению дорожных происшествий (МОПДП),

· Международная автодорожнаяфедерация (МАФ),

· Международный союзавтомобильного транспорта (МСАТ) и др.

В России действует национальная Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП). Это некоммерческая организация, которая объединяет на добровольных началах около 1400 российских транспортных предприятий, осуществляющих международные автомобильные перевозки. АСМАП сотрудничает с аналогичными зарубежными организациями, Международным союзом автомобильного транспорта, представителями отечественных и иностранных фирм – производителей автомобильной техники и запчастей. АСМАП выдаёт перевозчикам иностранные разрешенияна осуществление перевозок на территории соответствующих государств, знакомит российских перевозчиков с правилами осуществления международных автомобильных перевозок, установленными в международных договорах.

Международные соглашения, регулирующие автомобильные перевозки.

Конвенция о дорожном движении и Протокол о дорожных знаках и сигналах от 19 сентября 1949 г. (действует в ред. 1968 г.). Распространяется на автомобили и прицепы, находящиеся в международном движении, зарегистрированные на территории одного из государств-участников Конвенции. В Конвенции устанавливаются:

1. требования к регистрационным номерам автотранспортного средства, к техническим свойствам автомобилей, мотоциклов и прицепов, внешнему виду и установке дорожных знаков.

2. обязанность государств-участников признавать иностранные и международные водительские удостоверения. Определяется их форма и содержание.

Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) от 19 мая 1956 г. Россия как правопреемница СССР участвует в Конвенции.

Конвенция распространяется на все перевозки грузов, которые осуществляются за вознаграждение, если место отгрузки и место доставки груза, указанные в контракте, находятся на территории разных государств, хотя бы одно из которых является участником Конвенции. Конвенция не распространяется на почтовые перевозки, перевозки покойников, обстановки и мебели при переездах.

Перевозка оформляется накладной, которая составляется в трёх экземплярах и подписывается отправителем груза и перевозчиком. Первый экземпляр передаётся отправителю груза, второй экземпляр сопровождает груз и выдаётся получателю груза вместе с грузом, третий - остаётся у перевозчика.

Отправитель имеет право распоряжаться грузом: требовать прекращения перевозки, доставки груза другому получателю и т.п. Отправитель обязан представить перевозчику все необходимые документы и сведения, требуемые для выполнения таможенных формальностей. Он отвечает за неправильность или неполноту этих документов и сведений.

Перевозчик при принятии груза к перевозке обязан проверить точность записей в накладной относительно числа грузовых мест, их маркировки и номеров, а также внешнее состояние груза.

Перевозчик несёт ответственность с момента принятия груза к перевозке до его сдачи получателю за полную и частичную утрату груза,его повреждение,опоздание доставки.Ответственность наступает при наличии вины перевозчика, которая предполагается. Бремя доказывания своей невиновности лежит на самом перевозчике. Перевозчик не несёт ответственности, если ущерб причинён:

· неправильными действиями или небрежностью самого истца;

· вследствие указаний истца, не связанных с виной перевозчика;

· вследствие недостатков товара;

· вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог избежать и предотвратить.

Конвенция устанавливает предел ответственности перевозчика – 25 золотых франков (10,64$ США) за 1 кг недостающего веса брутто.

Правила Конвенции, которые устанавливают предел ответственности перевозчика, а также переносят бремя доказывания вины перевозчика на другую сторону, не применяются в том случае, когда ущерб был вызван злоумышленным поступком перевозчика или произошёл по вине, которая приравнивается к злоумышленному поступку в соответствии с правом, применимым к договору перевозки.

Общий срокисковой давности – 1 год; а для исков, вытекающих из умышленного причинения вреда – 3 года. Конвенция содержит коллизионную норму, отсылающую к праву страны суда для решения вопросов перерыва и приостановления исковой давности.

Юрисдикция. По соглашению сторон они вправе обратиться в компетентные суды стран-участниц Конвенции. По выбору истца он вправе обратиться:

· в компетентный судстраны, где ответчик имеет обычное место жительства;

· где находится основное коммерческое предприятие ответчика или отделение, через которое заключался договор;

· в компетентный суд страны, где находится место принятия груза к перевозке либо место доставки груза.

Стороны вправе заключить арбитражное соглашение о передаче спора на рассмотрение в коммерческий арбитраж, однако, при условии применения арбитражем Конвенции КДПГ.

Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975 г. (Конвенция МДП). Участвуют более 60 государств, в том силе ЕЭС. Россия участвует как правопреемница СССР.

Согласно Конвенциимеждународной автомобильной перевозкойгрузов является перевозка, осуществляемая без их промежуточной перегрузки, в дорожных транспортных средствах, составах транспортных средств или контейнерах, с пересечением одной или нескольких границ от таможни места отправления одного государства – участника Конвенции до таможни назначения другогогосударства – участника.

На дорожном транспортном средстве или составе транспортных средств, осуществляющих перевозку в соответствии с правилами Конвенции МДП, устанавливаются таблички с надписью «TIR». Этот знак даёт преимущество первоочередного таможенного оформления.

Книжка МДП – единый таможенный документ, который сопровождает груз от таможни места отправления до таможни места назначения. Грузы, перевозимые с соблюдением процедуры МДП, освобождаются от уплаты ввозных и вывозных пошлин и сборов в промежуточных таможнях. Грузы, перевозимые в запломбированных автотранспортных средствах, освобождаются от таможенного досмотра в промежуточных таможнях.

Конвенция МДП вводит институт гарантийного объединения, под которым понимается объединение, признанное таможенными органами Государства-участника Конвенции в качестве гаранта для лиц, использующих процедуру МДП в международной перевозке грузов.

В России таким гарантийным объединением является АСМАП. Она обеспечивает российских перевозчиков книжками МДП, устанавливает срок её действия. Приложение 1 к Конвенции МДП содержит образец книжки МДП, правила пользования ею, указывает способ заполнения книжки.

АСМАПнесёт ответственность за грузы, перечисленные в книжке МДП, а также за все грузы, которые находятся в запломбированной части транспортного средства. Гарантийное объединение уплачивает ввозные и вывозные пошлины, сборы и проценты за просрочку.Лица, с которых могут быть произведены такие взыскания, несут солидарную с гарантийным объединением ответственность по этим платежам.

Порядок допуска российских перевозчиков к процедуре МДП определяется Положением 1999 г.Для допускалица должны иметь опыт в осуществлении международных автомобильных перевозок не менее 6 месяцев, устойчивое финансовое положение, знание Конвенции МДП, отсутствие нарушений таможенного и налогового законодательства.

Нарушение правил, установленных Конвенцией МДП, влечёт за собой применение к виновному лицу санкций, предусмотренных законодательством государства, на территории которого произошло нарушение. Если невозможно установить, на территории какой страны произошло нарушение, то считается, что оно произошло там, где было обнаружено.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 18.12.1997г.«Об обеспечении исполнения таможнями Конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП)» Государственный таможенный комитет может лишить перевозчика, нарушающего Конвенцию, права использовать процедуру МДП.

Согласно процедуре протокол о нарушении таможенных правил является единственной формой документа таможенных органов, в котором фиксируются признаки нарушения, совершённого перевозчиком.

Россия заключила многочисленные двусторонние договоры с другими странами о международных автомобильных перевозках. В этих договорах, как правило, устанавливается разрешительный характерхарактер перевозок, предусматривается обязательное страхование ответственности перевозчика, требования к водителям автотранспортных средств и т.д. перевозчики обязаны соблюдать правила дорожного движения и законодательство тех договаривающихся государств, по территории которых осуществляются перевозки.

По вопросам, не урегулированным в международных конвенциях, применимое право определяется в соответствии с коллизионными нормами страны суда. В РФ это статьи 1210 и 1211 ГК РФ.Автомобильные перевозки регулируются Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта 2007 г. В нём определены права, обязанности и ответственность сторон договора автомобильной перевозки, общие условия перевозок грузов, пассажиров, ручной клади и багажа. В Уставе даётся определение международной автомобильной перевозки.Это перевозка, которая осуществляется за пределы территории РФ или на территорию РФ с пересечением Государственной границы РФ, в том числе транзитом через территорию РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: