Цена - денежное выражение стоимости единицы товара; сумма денег, за которую покупатель готов купить товар, а производитель - продать. Цена выполняет ряд функций.
1.Учетная функция цены отражает общественно необходимые затраты труда на выпуск и реализацию той или иной продукции.
2.Распределительная функция цены состоит в том, что государство через ценообразование осуществляет перераспределение национального дохода между отраслями экономики, государственным и другими ее секторами, регионами, фондами накопления и потребления, социальными группами населения.
3.Функция сбалансирования спроса и предложения выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом. Цена сигнализирует о диспропорциях в сферах производства и обращения и требует принятия мер по их преодолению.
4.Функция цены как средства рационального размещения производства - с помощью механизма цен происходит перелив капиталов в секторы экономики и производства с более высокой нормой прибыли.
5.Стимулирующая функция цены проявляется в том, что цена при определенных условиях может стимулировать ускорение НТП, улучшение качества продукции, увеличение выпуска продукции и спроса на нее.
По характеру обслуживаемого оборота выделяют:
а- оптовые цены на продукцию промышленности, по которым предприятия реализуют произведенную продукцию другим предприятиям и сбытовым организациям;
б- закупочные цены, по которым производители сельскохозяйственной продукции реализуют ее фирмам, промышленным предприятиям для дальнейшей переработки;
в- цены на строительную продукцию, включающие сметную стоимость, усредненную сметную стоимость, договорные цены. По мере развития рыночных отношений сфера действия договорных цен расширяется;
г- розничные цены, по которым торговые организации реализуют продукцию населению, предприятиям, организациям;
д- тарифы грузового и пассажирского транспорта;
е- тарифы на платные услуги населению;
ж- цены, обслуживающие внешнеторговый оборот.
В зависимости от сферы регулирования различают:
а- свободные цены, которые устанавливаются производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения. При этом покупатель и продавец ни до, ни после совершения сделки купли-продажи не связаны никакими обязательствами;
б- договорно-контрактные цены, которые устанавливаются по соглашению сторон. При этом продавец и покупатель, заключая договор-контракт, принимают на себя определенные обязательства;
в- цены в условиях частичной или полной монополизации рынка, которые вынуждают одну или обе стороны принимать какие-то принудительные условия;
г- регулируемые цены - цены, устанавливаемые под контролем государства или отдельных субъектов Федерации.
В зависимости от метода включения транспортных расходов в цену товара выделяют: цену франко-склад поставщика, цену франко-станция отправления, цену франко-склад потребителя и др. Система франко показывает, до какого пункта по пути продвижения товара от продавца к покупателю продавец возмещает транспортные расходы; они соответственно включаются в цену товара.
БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ
Бизнес-планирование самостоятельный вид плановой деятельности, которая непосредственно связана с предпринимательством.
Бизнес-план это документ, в котором описываются все основные аспекты предпринимательской деятельности, анализируются главные проблемы, с которыми может столкнуться предприниматель, и определяются основные способы решения этих проблем. Бизнес-план выполняет пять функций. Первая функция связана с возможностью его использования для разработки стратегии бизнеса. Эта функция необходима в период создания предприятия, а также при выработке новых направлений его деятельности.
Вторая функция планирование. Она позволяет оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри фирмы.
Третья функция способствует привлечению денежных средств (ссуд, кредитов) извне. Решающим фактором при предоставлении кредита является наличие тщательно проработанного бизнес-плана.
Четвертая функция помогает привлечь к реализации планов предприятия потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в производство собственные капитал или технологию.
Пятая функция позволяет путем вовлечения всех сотрудников в процесс составления бизнес-плана улучшить их информированность о предстоящих действиях, скоординировать усилия, распределить обязанности.
Основные разделы бизнес-плана. Раздел "Описание предприятия, отрасли и продукции":
1) описание предприятия -- приводятся основные сведения о предприятии; краткая история предприятия; описывается тип бизнеса, основные виды деятельности;.
2) описание отрасли указываются специфика отрасли, современное состояние и перспективы ее развития, технологическая изменчивость, капиталоемкость, ресурсоемкость, уровень монополизма;
3) описание продукции приводятся показатели качества; экономические показатели; внешнее оформление; сравнение с другими аналогичны ми товарами; патентная защищенность; показатели экспорта и его возможности. В разделе "Анализ рынка сбыта" указывается, насколько часто и охотно покупатели приобретают товар, или обращаются за услугами; кто именно покупает товар или обращается за услугами (полезно поинтересоваться у потребителя, что именно привлекло его в вашем товаре или услуге) и т.п.
План маркетинга содержит информацию после дующим направлениям: схема распространения вашего товара, ценообразование, реклама, методы стимулирования потребителей.
План производства - содержит описание все го производственного процесса. Он готовится только теми предпринимателями, которые собираются заниматься производством какой-либо продукции или услуги. Главная задача раздела подтвердить рас четами, что создаваемая фирма в состоянии реально производить необходимое количество товаров (услуг) в нужные сроки и с требуемым качеством.
Организационный план отвечает на вопросы: какие специалисты понадобятся для успешного ведения дела; на каких условиях вы будете привлекать специалистов на постоянную работу, по контракту, в качестве совместителей; как будет оплачиваться труд каждого работника фирмы, на каких принципах и условиях будет осуществляться стимулирование. Финансовый план обобщает в стоимостном выражении возможные результаты принятых решений по предыдущим разделам бизнес-плана.
Существует два основных подхода к разработке бизнес-плана.
Первый подход заключается в том, что инициаторы проекта сами разрабатывают бизнес-план, а методические рекомендации получают у специалистов, в частности у возможных инвесторов.
При втором подходе инициаторы бизнес-плана сами его не разрабатывают, а выступают в качестве заказчиков. Разработчиками бизнес-плана являются специализированные фирмы.






