А. Основные философские школы Др. Индии:
Литературные источники, предшествующие возникновению философских школ: 4 Веды, Махабхарата, Бхагавадгита, Рамаяна и др.
Локаята (лока – мир, ята – учение) – древнеиндийское материалистическое учение, возникшее в VIII – VII вв. до н.э. Разновидностью локаяты является чарвака (чар – 4, вак – слово).
В основе всего лежат 4 слова: земля, огонь, вода, воздух. Эти элементы вечны и неизменны. Свойства предметов зависят от сочетания этих элементов. Сознание, разум и органы чувств – сочетание этих же элементов.
Душа смертна. Умирает тело, умирает и душа. После смерти соединения элементов разрушаются, и они присоединяются к аналогичным элементам неживой природы.
Мир познаваем. Главную роль в познании играют чувства. Такая точка зрения в философии называется сенсуализмом
Основные философские школы Др.Индии
Джайнизм – одна из неортодоксальных систем древне-индийской философии, возникшая ок. VI-го в. до н.э. В основе – учение о таттвах – сущностях, являющихся исходным материалом для строения мира. Они же – фундаментальная истина, из которой строится знание.
|
|
Главные таттвы – джива (душа), основным свойством которой является сознание, и аджива – все, что не душа.
Одна из разновидностей адживы – материя, обладающая качествами осязаемости, звука, запаха, цвета и вкуса. Материя атомарна, доступна органам чувств, подвержена изменениям, не имеет начала и конца, не является божественным творением. Существует и тонкая «кармическая материя», обусловливающая связь души с телом. Души никем не созданы, а существуют изначально и всегда