Даосизм – философское учение о «дао» или пути (вещей), возникшее в VI - V вв. до н.э. Основоположником считается Лаоцзы. Основные идеи изложены в книге «Дао дэ цзин»:
- Все вещи рождаются и изменяются благодаря собственному пути – дао;
- В мире нет неизменных вещей, а в процессе изменения они переходят в свою противоположность;
- Человек должен следовать естественности вещей, отказаться от мудрствования.
Ранние даосисты верили, что мир материален и что в основе всего лежит единая материальная частица - «ци», обладающая противоположными сторонами – положительной и отрицательной. Эти стороны существуют по необходимости, они взаимосвязаны и развиваются.
Конфуцианство – одно из ведущих философских учений Др. Китая. Основоположник – Конфуций (Кунцзы; 551-479 до н.э.). Основные взгляды изложены в книге «Лунь юй» («Беседы и суждения»):
- «Жэнь» (человеколюбие) – центральная концепция, представляющая собой систему идей «чжун» (преданность государю), «и» (верность долгу), «сяо» (сыновья почтительность), «куань» (великодушие), «ди» (уважение к старшим) и др
|
|
- Люди делятся на «благородных» и «низких»;
- Младшие должны беспрекословно повиноваться старшим, нижестоящие – вышестоящим.
Последователь Конфуция Мэнцзы связал социальное неравенство с «небесной волей», а Сюньцзы создал материалистическое учение, по которому небо – часть природы, лишенное сознания. Человек, познав законы вещей, должен использовать их в своих интересах
В. Античная философия
- Натурфилософия, досократики (Милетская школа: Фалес, Анаксагор, Анаксемен; Гераклит, Левкипп, Демокрит; Пифагор) – поиск единого первоначала всего сущего.
- Классическая философия (Сократ, Платон, Аристотель) – проблемы истины и блага.
- Эллинистическая философия (киники: Антисфен, Диоген Синопский и др.; эпикурейцы;
стоики; скептики) – поиски добродетели человека, счастья, безмятежности духа и т.п.