Самостоятельная работа

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов по дисциплине включает следующие виды деятельности:

- конспектирование первоисточников и другой учебной литературы;

- проработку учебного материала (по конспектам, учебной и научной литературе);

- изучение учебного материала, перенесенного с аудиторных занятий на самостоятельную проработку;

подготовку к зачету.

Кол-во час Разделы, темы, вынесенные на самостоятельную подготовку
Очная форма обучения Заочная форма обучения *** значком помеченные задания являются обязательными для выполнения
    Раздел 1. «Психология развития как наука»
    Тема «Предмет психологии развития. Теоретические и практические задачи» 1. Объясните, чем занимается психология развития. Ответьте на вопрос: чем отличается психология развития и возрастная психология? 2. Определите какие задачи ставит перед собой психология развития. На какие две группы их можно разделить? 3. Какие существуют подходы к изучению развития? 4. Найдите и опишите 10 методов психологии развития. Приведите примеры их использования. 5. Проанализируйте следующую анкету. (Как вы считаете, какие из представленных ниже вопро­сов не отвечают требованиям анкетного метода? Почему?) 1. У тебя есть друзья? 2. Ты дрался когда-нибудь? 3. У тебя часто бывает плохой аппетит? 4. Ты можешь за себя постоять? 5. Кого ты больше любишь, маму или папу? 6. Ты любишь ходить в школу? 7. Ты можешь назвать себя умным? 8. Ты никогда не ошибаешься в людях? 9. Ты бы лучше жил дома с родителями или с бабушкой? 10. Кто из учителей тебе нравится больше всего?
    Тема «История и современное состояние зарубежной и отечественной психологии развития» 1. Как возник научный интерес к психическому развитию ребенка? Какой вклад в развитие начного интереса к ребёнку внесли Ч.Дарвин, И.Тэн, В.Прейер, И.А. Сикорский и др. 2. Как социально-экономические и демографические факторы повлияли на появление интереса к отдельным периодам жизни человека (детская психология, психология отрочества и юности, психология старения и старости, психология взрослости) Что значит номотетический и идиографический подход к развитию человека? 3. Как представляли себе детство на разных этапах истории? (Ф. Ариес) Какие существовали педагогические установки в соответствии с этими представлениями? (Л. Демоз) 4. В чем заключались первые концепции психического развития? Какой принцип лежал в основе понимания развития человека? 5. Как изучали развитие человека в “перспективе жизненного пути” (Ш. Бюлер, П. Балтес, М. Хетерингтон и др.). 6. Как сочетаются возрастные, социальные и исторические перемены в жизни человека? (Б.Ньюгартен). 7. Чем отличаются понятия «модели кризиса» и «модели перехода»? (Э.Эриксон, Д.Левинсон и др.). 8. Одинаково ли происходит развитие в разных культурах? Каковы могут быть различия? (Р. Бенедикт, М. Мид, Э. Эриксон, И.С, Кон и др.). 9. Что значит культурно-исторического развитие психики человека? Чем обусловлено развитие согласно мнению отечественных психологов? (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, М). Сравните два подхода: изучение психологии развития человека и изучение развития человека (Б.Г. Ананьев, У. Бронфенбреннер).
    Раздел 2. «Основные закономерности и механизмы психического развития»
    ***Приведите пример, иллюстрирующий каждую закономерность психического развития: кумулятивность, гетерохронность и скачкообразность психического развития; критические и литические (стабильные) стадии развития; сензитивные периоды развития. В качестве иллюстраций могут выступать личные примеры и наблюдения, отрывки из художественный произведений, аудио и видеосюжеты. 1. Как взаимосвязаны развитие и обучение? Каковы варианты соотношении развития и обучения? Что значит развивающее обучение? 2. Сделайте конспект «Закон динамики возрастов» (Л.С. Выготский). Проиллюстрируйте действие закона на примере любого возраста. 3. Приведите цитаты из художественной литературы на тему «Саморазвитие как высшая форма развития. Внутренние источники активности». Опишите возможные противоречия между Я-реальным и Я-идеальным или Я-зеркальным (в глазах других). Какие возможны негативные и позитивные последствия этих противоречий? 4. Снимите видеосюжет (или смонтируйте видеоролик), иллюстрирующий закономерность (на выбор) психического развития. 5. ***Как развивается самосознание на разных возрастных этапах? (см. приложение 2)
    Раздел 3. «Подходы к проблеме психического развития в основных психологических школах»
    Тема Теории психического развития. 1. Как учёные (Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б.Ф. Скинер, Н. Миллер, Дж. Доллард, Р. Сирс, А. Бандура и др.) интерпретировали развитие в рамках теории научения? 2. Как учёные (Э Эриксона, К. Г. Юнг, З. Фрейд и др.) понимали развитие в рамках психоаналитических теорий? 3. Как учёные (Ж.Пиаже, Л. Кольберг, Дж. Брунер, Дж. Каган, Дж. Флейвел и др.) понимали развитие в рамках когнитивной теории? 4. Как учёные (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин) понимали развитие в рамках культурно-исторической теории? 5. Какие эксперименты с участием детей проводили учёные-бихевиористы? (цитаты из первоисточников обязательны). 6. Что такое «выученная беспомощность»? (М. Селигмана) Как избежать формирования «выученной беспомощности» у детей и подростков? Что делать, если она сформирована? 7. Опишите научную карьеру одного из учёных-бихевиористов (Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер, Дж. Доллард, А. Бандура) 8. Опишите научную карьеру одного из учёных-физиологов (И. П. Павлов, А. Г. Иванов-Смоленский, Н. И. Красногорский) 9. Опишите научную карьеру одного из учёных-психоаналитиков (З. Фрейд, К. Юнг, Э. Эриксон, Р. Ассаджиоли). 10. Напишите научно-популярную статью на тему «Роль СМК (средств массовой коммуникации) в развитии ребёнка». 11. Чем отличается «Комплекс Эдипа» и «Комплекс Электры»? 12. Как Л. Кольберг описывал нравственное развитие? Разработайте свою теорию нравственного развития с учётом особенностей российского общества. 13. Проведите один из экспериментов Ж. Пиаже и опишите результаты 14. Что такое ВПФ? Кто автор этого термина? Чем отличается НПФ от ВПФ? 15. Как формируется высшая психическая функция? В чем заключается «закон параллелограмма развития»? 16. Что такое ведущая деятельность? Как чередуются ведущие деятельности в процессе развития? (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин) 17. Снимите видеосюжет (или смонтируйте видеоролик), иллюстрирующий любую теорию психического развития. Перед съемкой представить сценарий (письменно). 18. ***Собеседование по монографии (на выбор)
Автор и название монографии Вопросы к монографии для собеседования
  Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления 1. Отличие метода "срезов" от метода "поэтапного формирования умственных действий" 2. Экспериментальное формирование понятия "инвариантности" у дошкольников 3. Роль "переноса" в диагностике сформированности понятий
  Пиаже Ж. Психология интеллекта 1. Что такое интеллект (Отличие интеллекта от мышления) 2. Уровни развития сенсомоторного интеллекта 3. Стадии развития мышления
  Эльконин Д.Б. Психология игры 1. Происхождение ролевой игры (почему играют дети?) 2. Структура ролевой игры, как деятельности (Л.Н. Леонтьев - Психологические основы дошкольной игры. В кн. "Проблемы развития психики". М: Просвещение, 1972. С. 472-500) 3. Уровни р звития ролевой игры
  Поддъяков Н.Н. Мышление дошкольника 1.Характеристика средств и способов мыслительной деятельности 2.Особенности развития наглядно-действенного мышления 3.Особенности развития наглядно-образного мышления
  Новоселова С.Л. Развитие мышления в раннем возрасте 1. Отличие мышления ребенка от мышления антропоидов 2. Связь предметных действий с уровнем обобщения опыта 3. Этапы становления мышления
  Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте 1. Связь фантазий с реальностью у взрослого и ребенка. Отличие воображения ребенка от воображения взрослого 2. Соотношение развития воображения и интеллекта (Кривая Рибо) 4. Виды творческой деятельности детей и их особенности
  Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте 1. Развитие потребностей, их роль в психическом развитии 2. Показатели готовности ребенка к школе 3. Новообразовании в формировании личности младшего школьника
  Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте 1. Что такое высшая форма внимания? 2. Возрастное развитие опосредованного внимания 3. Роль слова (стимула указания) в развитии внимания
  Запорожец А.В. Восприятие и действие 1. Что такое перцептивные действия, их характеристика? 2. Генезис развития перцептивных и опознавательных действий 3. Соотношение зрения и осознания в формировании сенсорных образов
  Рубинштейн С.Л. К вопросу о стадиях наблюдения 1. Критика стадий наблюдения В.Штерна, А. Бинэ 2. Стадии наблюдения Г.Т. Овсепян 3. Условия обеспечивающие подлинные стадии наблюдения
  Лисина М.И. Генезис форм общения у детей 1. Структура общения, как деятельности (цель, мотив, операции) 2. Формы общения 3. Психическое развитие ребенка в процессе общения
     

4. Курсовая работа учебным планом не предусмотрена

5. Образовательные технологии

В процессе преподавания дисциплины используются следующие образовательные технологии:

· Технологии личностно-ориентированного обучения

· Технологии проблемного обучения

· Мультимедиа-технологии

· ИКТ-технологии

Семестр Вид занятия Используемые интерактивные образовательные технологии
  Л Технологии личностно-ориентированного обучения Технологии проблемного обучения Мультимедиа-технологии ИКТ-технологии
ПР Технологии личностно-ориентированного обучения Технологии проблемного обучения ИКТ-технологии

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: