Тексты для группы I. Детство святого Стефана

2. НАЧАЛО ЖИТИЯ СТЕФАНА

Преподобный отец наш Стефан родом был русский, происходя от народа славянского, от стороны северной, называемой Двинская, от города, называемого Устюг. Был он сын отменного родителя, христолюбца, вернаго христианина, по имени Симеон — одного из клириков великой соборной церкви Святой Богородицы в Устюге, и матери — также христианки, по имени Мария.

Еще ребенком был отдан он учиться грамоте. Грамоту всю он освоил менее чем за год и стал чтецом канонов в соборной церкви. Превзошел он многих сверстников своих, хорошею памятию, скорым учением преуспевая и остротою ума, быстротою мысли превосходя. И был отрок благоразумный весьма, преуспевал разумом душевным, возрастом тела и благодатью. К детям, играющим, не присоединялся; пустословам, занятым делами суетными и тщеславными, не внимал, с ними не общался и от всех детских повадок и игр отвращался; упражнялся только в славословии Божиим и предавался учению, изучением книг занимаясь. Так Божиим дарованием понемногу Многому обучился он природного остротою ума своего. Научился он в городе Устюге всей грамматической премудрости и книжной силе.

Так вырос он в девственности, чистоте и целомудрии, прочитал многие книги Ветхаго и Новаго Завета и уяснил из них, что жизнь на этом свете кратковременна, скоропреходяща и мимопреходяща, словно быстрина речная или полевой цветок. <...>

Охватила отрока Стефана любовь к Богу, и возжелал он покинуть отчий дом и все его имущество. Прямо надо сказать: всеми добродетелями украшен был отрок тот, входя в возраст и страх Божий, страхом Божиим умилившись.

И еще в младые годы, в юности, отрок возрастом, постригся он в чернецы в городе Ростове у Святаго Григория Богослова, в монастыре, называемом Затвор, близ епископского двора, ибо книг было там много для чтения его, при епископе Ростовском Парфении. Постриг Стефана некий старец, пресвитер, саном священник, игумен по имени Максим, по прозвищу Калина.

Благодаря ему принял Стефан монашеский чин и изрядно потрудился в иноческом житии, добродетельно подвизаясь постом, молитвою, чистотою и смирением, воздержанием и трезвостью, терпением, беззлобностью, послушанием и любовию, более же всего внимая Божественному Писанию, много и часто читая святые книги и оттуда поучаясь день и ночь, был Стефан словно древо плодовитое, посаженное близ исходящих вод и часто наполняемое разумом Божественных Писаний, и оттуда прорастала гроздь добродетелей, процветало благолепие, которое и плод свой в свое время дало. <...>

Стефан... не из-за трудности учения медленно научался <...>, но потому, что стремился до конца постичь то, о чем говорит каждый стих словес, и правильно его истолковать. С молитвою и молением сподобился он разума, и если видел он мужа мудраго и старца разумнаго и духовнаго, то становился он его вопрошателем и собеседником, и неотступно с ним находился, и дневал, и ночевал с ним, пытливо расспрашивая об искомом; и притча разумная понятна ему была и то что было неизвестно и не истолковано, все им было разыскано и объяснено; и всякую повесть божественную желал он слушать, и слова, и речи, и поучения; и не отступал от жития старцев, святым отцам подражая, всегда жития их читал, и от сего большого разума исполнился, проникая в тайный смысл закона Господня <...>.

Так Стефан иночествовал, и достойному его во Христе житию удивлялись многие не только иноки, но и люди простые. Предавался он подвигам день ото дня, словно земля доброплодная, разумные борозды пролагая и многоразличные плоды благоизъявления Богу принося. Ранее всех входил он в церковь на молитву и позднее всех уходил. Слух же свой умно приклонял к повестям чистым и словам учительным, и ими просвещался на большее добролюбие, и на большее знание восходил. Постоянно пребывал он в трудах, все делал своими руками трудолюбиво, и святые книги писал весьма искусно, и быстро; и слушают книги его многие до сего дня, те самые, что своими руками написал, трудолюбиво сочинил трудом своим. Так направлялся он в добре благодатью, подчиняя ей все дела свои. Тем самым за многую добродетель князь Ростовский и епископ Арсений поставили его диаконом. Затем, по смерти Алексия, повелением наместника его Михаила, называемого Митяем, поставлен был Стефан в священники Герасимом, епископом Коломенским.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: