Тексты V группе. Создание пермской азбуки

8. ОБ АЗБУКЕ ПЕРМСКОЙ

<...>И обучился Стефан сам языку пермскому, и грамоту новую пермскую сложил, и азбуку ранее неизвестную пермскаго язык сочинил, как полагается, и книги русские на пермский язык перевел, и переложил, и переписал. Большего разума желая набраться, Стефан любомудрием своим изучил и греческую грамоту, и книги греческие изучил хорошо, читая их и постоянно имея их у себя. И умел он говорить на трех языках, также грамоты знал три: русскую, греческую и пермскую. Сбылись о нем слова, сказанные в Писании: языки заговорят новые (Марк: 16:17); и еще: иными языками говорить научу. <...>

<...>Богоученый сей муж, коий Ветхий и Новый Завет изустно излагал, и божественным духом направляем, и наставляем, подвизаем был, просвещая пермян истинным благоразумием, не только просветил их крещением святым, но и грамотой их снабдил, и разум книжный им даровал, и письму их обучил. Ибо сам он грамоту новую составил, неизвестную ранее азбуку пермскую сочинил и теми письменными словами написал и передал им новые книги, кои пермяне дотоле никогда не имели. До крещения у пермян не было грамоты, не понимали они написаннаго и вовсе не знали, что такое книги. Были у них лишь сказители, кон рассказывали о жизни, и о мироздании, и об Адаме, и о разделении языков и прочее баяли и лгали, а не сообщали истины, и так весь свой и все годы свои напрасно они растрачивали.

Но Бог, милостивый человеколюбец, <...> исполнил Он мудрости и сметливости Стефана, мужа добраго и благоговейнаго, и послал его к пермянам. Он же создал им грамоту новую, азбуку пермскую.

И когда произошло сие, многие люди, видевшие и слышавшие то, удивлялись. И дивились не только живущие в Пермском крае, но и по другим городам и землям. Более же всего удивлялись в Москве, говоря: «Как умеет он книги пермские создавать, и откуда дана ему премудрость такая?» <...>

<...> Существуют многие грамоты и многие азбуки. Но вот названия пермских букв: а, бур, гай, дой, е, жой, зата, сита, и, коке, лей, мено, нено, во, пей, рей, сий, тай, цю, черы, шуя, э, ю, о.

Некоторые, скудные умом, говорили: «Зачем созданы пермские книги или зачем составлена пермская азбука? Ведь издавна у пермян не было грамоты, таков был обычай их. Не имели издавна они грамоты и так весь век свой прожили без нёя. <...> Если уж она и понадобилась, то существует ведь готовая грамота, русская, кою можно сообщить было пермянам и их ей научить. Книжные письмена издавна, по обычаю, имеют у себя такие народы, как евреи, эллины и римляне».

Что же сказать и ответить на сие? Действительно, научаемся мы из написаннаго, и никак иначе...

Сколь же много лет многие философы эллинские собирали и составляли грамоту греческую и трудом многим и многим временем едва ее сложили! Пермскую же грамоту один-единственный чернец составил, один сложил, один сочинил — один черноризец, один монах, один инок. Стефан же, говорю, приснопамянутый епископ, один, за короткое время, один, в полном уединении одного только Бога на помощь призывая, одному Богу молясь и восклицая: «Господи Боже, наставник премудрости и смысла даритель, помощник несмышленым, заступник неимущих! Утверди и вразуми сердце мое и даруй мне слово, отчее слово — и прославлю имя Твое во веки веков!»

И так одинокий инок, одному Богу помолясь, и азбуку сложил, и грамоту сотворил, и книги перевел за время краткое с помощию Божией. А те многочисленные философы в течение многих лет азбуку составляли. А 70 мудрецов с еврейского языка на греческий язык книги переводили. Посему, как я думаю, русская грамота более достойная, чем эллинская, ибо русскую создал Кирилл, по прозванию философ, а греческий алфавит составили эллины некрещеные, язычники. Посему и пермская азбука достойнее эл-линской азбуки. Создал пермскую азбуку Стефан, подобно Кириллу. Оба мужа сии добры и мудры были, и равны были в мудрости, оба равный подвиг выказали и совершили, оба во имя Бога потрудились — один для спасения славян, другой — для спасения пермян. <...> Однако Кириллу помогал во многом брат его Мефодий— грамоту слагать, и азбуку составлять, и книги переводить. У Стефана же никакого помощника не было, разве только один Господь Бог наш, прибежище и сила, помощник в непрестанных скорбях наших.

Если же кто-либо, хуля грамоту пермскую, скажет, что устроена несовершенно она и следует улучшать ее, то мы ответим им: и греческую грамоту многие улучшали <...>. Небывалое дело — составить грамоту новую; гораздо проще подправлять прежнюю, чем начать на пустом месте и создавать целиком. <...>

И если такие спросят пермян, кто избавил вас от тягот идолослужения, и кто вам грамоту создал, и кто книги переложил, то с жалостию. и с радостию, и с усердием, и со старанием ответят: «Добрый учитель наш Стефан, коий всесторонне просветил нас, во тьме идолослужения пребывавших. <...> Сей Стефан, благодетель наш, и ходатай благ великих, даровал нам закон, веру, крещение; научил нас грамоте, чтению и пониманию книг; сложил сам для нас азбуку; создал для нас грамоту; один размышлял, думал, составлял, и никто ему не помогал, никто не учил его и не поправлял. <...> Один Господь Бог Израилев, имея милость великую, возлюбил ею и нас, помиловал нас, даровал нам угодника Своего Стефана, коий переложил нам книги с русскаго на пермский язык». <...> - С. 83-84.

Епископ же Стефан, видя людей своих крестящихся, и ко Богу обращающихся, и в вере утверждающихся, радовался им и Бога за сие благодарно прославлял, добролочтенный сей отец, не себе угождая, но многим, чтобы спаслись они. <...>

Был же епископ Стефан искусен в книгах святых, сей добродетелью украшен был. Стойко противился он идолослужителям, умело обличая их и словесно, и прибегая ко святым книгам...

И милостыню любил он подавать, гостеприимен был, милосерден ко странникам и нищим. Сколько раз привозил он людям хлебное зерно лодками из Вологды в землю пермскую! И все употреблял его не для себя, а на нужды странникам, и приходящим, и прочим всем нуждающимся. <...>

Множество угощений делалось для странников, гостей и пришельцев, приплывающих и отплывающих. Не дозволял Стефан им проходить мимо, если они рядом оказывались, но приглашал к себе их. Получали они благословение, и ели у него, и пили, и наставление от него получали, и поучение, и назидание, и утешение, и молитву, и благословение, и напутственное слово. Бог заставлял его спасать души многие.

Когда же приблизилось время кончины Стефана, то месяца два-три до нея или более созвал он людей новокрещеных пермских и, собрав их вместе, желая сделать им поучение обычное, но более поучение последнее, сказал им: «Братья, и отцы, и чада! Мужи пермские! Должны мы воздать хвалу и Бога благодарить, отца Господа нашего Иисуса Христа за вашу веру. За ваше обращение в христианство и крещение. [Воздать благодарение Богу], Который в ответ за усердную молитву купелью возродил вас к вере в упование на жизнь, к вере в наследие нетленное и неоскверненное, и неувядаемое, и на небесах хранимое. И освободились вы от греха, и подчинились Богу. Обручились с жизнию вечною. Тьму покинули и светом облеклись, призваны были к свободе славы чад Божиих. Разумеете вы, что воля Божия благостна и благоугодна, понимаете, какова заповедь Его. Заповедь же Господня, издали очи просвещая, издавна изложена в Ветхом Завете, в законе Моисеевом. Вот первая заповедь, гласящая: возлюби Господа Бога от всей души своей (Втор: 6:5) и ближнего, как самаго себя (Лев: 19:18). Господь же в Евангелии сказал: кто любит Меня, тот соблюдет заповедь Мою (Ин 14:23); не любящий Меня не соблюдет слов Моих (Ин 14:24). Иоанн Богослов и евангелист сказал: если кто-то говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец» (1 Ин: 4:20) <...>. И не будьте дети умом, и на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни (1 Кор: 14:20). В делах благих будьте крепки и тверды и совершенны умом будьте. Поступайте достойно звания, в кое призваны вы (Еф. 4:1), во исполнение заповедей Господних. Были вы недавно во тьме, ныне же, словно чада света, ходите во всякой правде, истину вкушая, Богу угодную, и не вовлекайтесь в дела недостойные и темные, но усердно обличайте их, ибо все, что утаивается, скверное, стыдно о нем говорить, все же обнаруживаемое делается явным от света (Еф. 5:11—13).

И вот время кончины моей наступает ныне. И да будет известно вам: если кто подумает, что маловерен я и более того - ложной веры последователь, и посему задумает он от света во тьму отойти, от веры христианской отречься, общину христианскую разоряя. То вопреки сему скажу, что чист я в помыслах своих, и держать буду ответ за себя в день страшнаго суда или смолчу безответно. Ибо истощились силы мои, и множество словес божественных сказал я и все, что совершить был должен, свершил и устал уже, уча их, не давая покоя устам моим. Устала от речей гортань моя. Не сотворю я более того, что сотворить хотел.

<...>Тем самым, братья, никто из вас да не увлечется учениями лживыми и ересью, никто же из вас да не прельстится словесами тщетными. Если и впадет человек в какое-либо согрешение, вы, духовные, исправляйте таковаго в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенными (Гал: 6:1). Но если и свершится прегрешение, наказывайте безумных, утешайте печальных, поддерживайте немощных, учите друг друга во благо, друг друга поддерживайте, делите тяготы друг друга и таким образом исполните вы закон Христов (Гал: 6:2).

И вот мое последнее слово: отдаю вас на попечение Богу. <...> Он наш Спаситель; слава Ему во веки веков. Аминь».

Пермяне же, слышав сие, сказали: «Слава Богу, давшему тебе мудрость, слава, дающему тобою всем нам просвещение».

Преподобный же епископ Стефан поучал людей постоянно, и не только в тот раз, ибо творить поучения было для него обычным делом.

Собираясь в последний свой путь, сотворил он молитву за людей. - С. 85-86.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: