Диалектика Гегеля как мировоззрение и метод

Выдающимся представителем немецкой классической философии был Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831). Его философия - высшее достижение немецкой классической философии. Родился будущий философ в Штутгарте, в семье крупного чиновника, получил университетское образование. Защитив в 1801 году докторскую диссертацию, начал преподавать в университете. Его биография бедна внешними событиями. Профессор, ректор Берлинского университета обожал философию. Философия для Гегеля была все. "Я знаю много прекрасных наук, но науки прекраснее философии не знаю", - говорил Гегель.

Там, где преподавал Гегель (а работал он в нескольких университетах Германии), возникал мировой философский центр. У него было много учеников. Лекции профессор читал своеобразно: слушатели как бы участвовали в рождении идей, хотя говорил он без эмоционально, медленно, мучительно, с трудом подыскивая слова. Студенты называли его "деревянный Гегель", вероятно, за то, что слушать его лекции было тяжким испытанием. Тех же, кто имел терпение, покоряла глубокая работа теоретической мысли. Что больше всего поражает в биографии Гегеля - так это процесс вызревания великого мыслителя в более чем обыкновенном сначала молодом человеке. Титаническая работа мысли изменила даже его лицо. Гениально одаренный и энциклопедически образованный немецкий ученый создал грандиозное философское учение. Важнейшие из его работ; - "Феноменология духа", "Наука логики", "Энциклопедия философских наук" и другие. Прожил Гегель всего 61 год. Эпидемия холеры оборвала его жизнь. После него осталось большое духовное наследие. Впервые в истории философии Гегель сумел представить весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, то есть в беспрерывном движении и изменении. Он разработал диалектику и в этом его величайшая заслуга.

В основе философского учения Гегеля - абсолютная идея. Ее он считал первичной. Эта идея - не в голове человека, а существует до человека, до мира. Она объективна. и есть символ Бога, но выражена философским языком. Бог для Гегеля - это философствующий ум. Разум, следовательно, не специфическая особенность человека, а первооснова мира. Причем, философ имел в виду не мыслительную деятельность того или иного человека и даже не мышление всех людей, вместе взятых, а некое "чистое мышление", существующее до природы, до людей и выступающее в виде некой ''абсолютной идеи", универсальной. Вне ее ничто не существует Все реально существующее в мире - результат творчества абсолютной идеи, мирового разума. История мира - это движение абсолютной идеи, ее различные проявления, воплощения.

Гегель - объективный идеалист. Разум он делает Солнцем Вселенной и заставляет все мироздание вращаться вокруг него. Ни одна эпоха, ни одна философия не возносила Разум так высоко. Но в отличие от других представителей этого направления, его философские взгляды пронизаны идеей развития. Под пристальным взглядом Гегелевской диалектики все неподвижное стало подвижным, все неизменное - изменчивым, все застывшее -текучим

Величайшим достижением гегелевской философии явилась диалектика Гегелем был обстоятельно разработан диалектический метод. Диалектику он рассматривал как движущую душу истинного познания. Хотя диалектика у него идеалистическая, но она вошла в противоречие с его консервативной системой.

Развитие, по Гегелю, носит всеобщий характер. Им разработано учение о взаимосвязи движения, развитии явлений, подробно раскрыты три закона диалектики. Закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количества в качество и обратно, закон отрицания отрицания. Противоречия для него -источник развития. Но и в самой философии Гегеля немало противоречий. Метод, разработанный им, указывает на бесконечность познания, а с точки зрения его системы - познание конечно, ограничено, так как цель познания - самопознание абсолютной идеи Гегель написал большое количество работ. Многие мысли его афористичны и актуальны ныне. Его раздумья не утратили силы и помогают в осмыслении современных проблем. Например, его знаменитый тезис: "Все действительное разумно, все разумное действительно". Это государство настолько разумно, насколько соответствует разуму, насколько оно необходимо. А если государство негодно, но несмотря на свою негодность продолжает существовать, то негодность правительства находит оправдание в негодности подданных. Люди имеют такое правительство, какое заслуживают. По мере развития все бывшее действительным утрачивает свою необходимость, свою разумность и становится недействительным. Место отмирающей действительности занимает новая, жизнеспособная действительность. Либо мирно, либо насильственно. Все зависит от реакции старого: сопротивляется оно или нет Итак, достойно гибели все то, что существует. Таков вывод философа.

Гегель занимает по праву почетное место среди самых великих мыслителей в истории человечества. Его произведения читать трудно и радостно. Погружение в бездну гениальных мыслей сложнейший и поучительный процесс.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: