double arrow
I. Объекты налогообложения

Каждое предприятие должно обеспечить право своих работников на пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь. Для этого предприятия уплачивают в бюджет единый социальный налог.

Объектом налогообложения ЕСН признаются выплаты и иные вознаграждения, начисленные работодателями в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям) а также по авторским договорам.

Указанные выплаты не признаются объектом налогообложения, если они не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль в соответствии со ст.270 НК РФ (или производятся за счет средств, остающихся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль организаций).

Не подлежат налогообложению:

1. государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам;

2. все виды установленных законодательством компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с:

- возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;




- увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск;

- возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников;

- трудоустройством работников, уволенных в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации;

- выполнением работником трудовых обязанностей (в том числе переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).

При оплате работодателем расходов на командировки работников как внутри страны, так и за ее пределы не подлежат налогообложению суточные в пределах норм, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд, расходы по найму жилого помещения.

3. суммы единовременной материальной помощи, оказываемой работодателями:



- работникам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью на основании решений органов законодательной (представительной) и (или) исполнительной власти, решений представительных органов местного самоуправления;

- членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи;

- суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, осуществляемому работодателями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

4. выплаты в натуральной форме товарами собственного производства, производимые сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей – в размере до 1 000 рублей в расчете на одного работника за календарный месяц и др.

В налоговую базу (в части суммы налога, подлежащей зачислению в Фонд социального страхования РФ), помимо указанных выплат, не включаются также любые вознаграждения, выплачиваемые работникам по договорам гражданско-правового характера, авторским и лицензионным договорам.

Право на налоговые льготы по ЕСН имеют общественные организации инвалидов и предприятия, имеющие в штате инвалидов I, II или III группы.

Предприятия-налогоплательщики определяют налоговую базу отдельно по каждому работнику с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом.

II. Налоговые ставки.

Для всех предприятий-налогоплательщиков, за исключением выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств, применяются следующие ставки:

Налоговая база на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года Федеральный бюджет Фонд социаль-ного страхования Фонды обязательного медицинского страхования Итого
Федеральный фонд Территори- альные фонды
До 100 000 рублей 28,0 процентов   4,0 процента   0,2 процента   3,4 процента   35,6 процента  
От 100 001 рубля до 300000 рублей   28 000 рублей +15,8 процента с суммы превышающей 100 000 рублей 4 000 рублей + 2,2 процента с суммы превышающей 100 000 рублей 200 рублей + 0,1 процента с суммы превышающей 100 000 рублей 3 400 рублей + 1,9 процента с суммы превышающей 100 000 рублей 35 600 рублей + 20,0 процента с суммы превышающей 100 000 рублей
От 300 001 рубля до 600 000 рублей   59 600 рублей + 7,9 процента с суммы превышающей 300 000 рублей 8 400 рублей + 1,1 процента с суммы превышающей 300 000 рублей 400 рублей + 0,1 процента с суммы превышающей 300 000 рублей 7 200 рублей + 0,9 процента с суммы превышающей 300 000 рублей 75 600 рублей + 10,0 процента с суммы превышающей 300 000 рублей
Свыше 600 000 рублей   83 300 рублей + 2,0 процента с суммы превышающей 600 000 рублей 11 700 рублей 700 рублей 9 900 рублей 105 600 рублей + 2,0 процента с суммы превышающей 600 000 рублей

При расчете налоговой базы в среднем на одного работника учитывается средняя численность работников, определяемая в порядке, устанавливаемом Государственным комитетом Российской Федерации по статистике.

При расчете величины налоговой базы в среднем на одного работника у налогоплательщиков с численностью работников свыше 30 человек не учитываются выплаты в пользу 10 процентов работников, имеющих наибольшие по размеру доходы, а у налогоплательщиков с численностью работников до 30 человек (включительно) - выплаты в пользу 30 процентов работников, имеющих наибольшие по размеру доходы.

Регрессивные ставки налога применяются в том случае, если на момент уплаты налога накопленная с начала года величина налоговой базы в среднем на одного работника, не менее суммы, равной 2500 рублям, умноженным на количество месяцев, истекших в текущем налоговом периоде с начала года.

Сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в отношении каждого фонда.

Уплата налоговых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения средств в банке на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов налогоплательщика на счета работников, или по поручению работников на счета третьих лиц, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным.

Средства, начисленные в пользу Федерального бюджета и Фонда обязательного медицинского страхования на предприятии не расходуются и перечисляются в полном объеме.

Сумма налога, уплачиваемая в составе налога в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на выплату следующих пособий, предусмотренных законодательством Российской Федерации:

- пособий по временной нетрудоспособности и уходу за больными детьми

- пособий по беременности и родам

- единовременных пособий женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности

- ежемесячных пособий на период отпуска по уходу за детьми до полутора лет

- единовременных пособий при рождении ребенка

- пособий на погребение

Налоговый и отчетный период.

Налоговым периодом признается календарный год.

Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.

Данные о суммах исчисленных и уплаченных авансовых платежей налогоплательщик отражает в расчете, представляемом в налоговый орган не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

III. Синтетический учет расчетов по единому социальному налогу

Для учета расчетов с Государственными внебюджетными социальными фондами используется активно-пассивный синтетический счет 69 «Расчеты с Государственными внебюджетными социальными фондами», к которому открываются субсчета:

69/1 «Расчеты с Фондом социального страхования»

69/2 «Расчеты по Пенсионному страхованию»

69/3 «Расчеты с Фондом обязательного медицинского страхования»

Обороты по кредиту отражают начисление взносов в Государственные внебюджетные социальные фонды, (причем начисленные суммы относятся в дебет тех счетов, куда отнесены выплаты работникам предприятия).

Обороты по дебету отражают перечисление взносов в Государственные внебюджетные социальные фонды, а также использование средств Фонда социального страхования на выплату пособий.

Сальдо по кредиту показывает задолженность предприятия в Государственные внебюджетные социальные фонды.

Сальдо по кредиту может иметь место когда перечислено или израсходовано больше средств, чем начислено.

При составлении баланса дебетовое сальдо по счету 69 отражается в активе по статье «прочие дебиторы».

Обороты по кредитусчета 69:

  №   Содержание хозяйственных операций Корреспонд.счетов
Дт Кт
Начислены взносы в социальные фонды от основной заработной платы, премий за производственные показатели, отпускных и других выплат,начисленных: а) работникам, занятым монтажом основных средств б) за погрузку, разгрузку, перемещение производственных запасов в) за изготовленную продукцию, (работы, услуги) - рабочим основного производства - рабочим вспомогательного производства - управленческому персоналу цехов - управленческому персоналу предприятия - персоналу, занятому сбытом продукции г) за демонтаж основных средств д) работникам торгующего предприятия е) за работы по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций    

Обороты по дебету счета 69:

  №   Содержание хозяйственных операций Корреспонд. счетов
Дт Кт
Начислены за счет средств Фонда социального страхования пособия по нетрудоспособности и уходу за больными детьми    
Выданы прочие пособия за счет средств Фонда социального страхования    
Оплачены путевки за счет средств Фонда социального страхования    
Перечислены взносы в Государственные внебюджетные социальные фонды    

Тема 10. Учет затрат на производство.

I. Группировка затрат

II. Система счетов по учету затрат на производство и реализацию продукции

Процесс производства является важнейшей стадией кругооборота средств предприятия. В ходе этого процесса предприятие формирует себестоимость готовой продукции.

Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию. Другими словами, себестоимость показывает, во что обходится организации производство и реализация продукции.

Основные документы, которыми следует руководствоваться при организации учета затрат:

- для целей бухгалтерского учета: “Положения по бухгалтерскому учету», а также отраслевые инструкции по учету, планированию и калькулированию;

- для целей налогового учета: Налоговый кодекс РФ гл.25 «Налог на прибыль».






Сейчас читают про: