Политика — властное распределение ценностей внутри общества.
David Easton
Партии возникают из определенной совокупности условий, противостоят определенным проблемам или трудностям политической системы и выполняют связующие функции, которые могут включать в себя функции содействия политической интеграции.
William Chambers
Определения политики и партий, устоявшиеся в политических науках, приводятся в качестве эпиграфов к главам этой части. Обсуждение психологического содержания понятия «партия» сейчас представляет собой «камень преткновения»: диапазон отношения к ней простирается от скептического до неприязненного. Во-первых, населению известно, что такие объединения людей, как партии, не производят материальной продукции, но всегда оказываются ее распорядителями. Во-вторых, в народной памяти именно с партиями, с их невыполненными обещаниями связаны самые тяжкие лишения. В-третьих, на глазах у народа партии вновь сходятся в непримиримые противостояния, вовлекая в них беспартийных. В-четвертых, неясно, почему функционирование государства не может происходить в отсутствие партий? Не успела уйти одна партия, как на ее месте, подобно головам дракона, появляются другие.
Скептическое отношение населения к идее партийности не приостанавливает процесс организационного становления новых партий и увеличения их количества. Более того, люди, совсем недавно отвергавшие идею партийности, видевшие в ней причину всех зол, сами становятся энтузиастами именно партийных методов выражения своих взглядов. Партии и раньше, и сейчас появлялись на политической арене, на какое-то время овладевали властью, затем ее утрачивали, уходили, казалось, навечно, а потом снова возрождались, но уже с новыми лидерами, под другими лозунгами, но всегда со старыми идеями. Концепция коммунизма терпит катастрофу уже не первый раз: катары в XI — XII вв., апостольские братья Дольчино в XIII в., лолларды в XIV, табориты в XV, Мюнстерская коммуна в XV в., диггеры в XVI — XVII вв., коммунисты в XX в. — неполный список носителей этой идеи, терпевших вновь и вновь поражение. Одного пламенного проповедника Саванароллы было достаточно, чтобы навек скомпрометировать идею общности
имущества и равенства. Чего стоит его гонение на искусство ради поддержания нравственности! Сжигание им на площади во Флоренции музыкальных инструментов, книг, картин, женских нарядов должно было навечно оттолкнуть общество от идеи, которую распространяли люди его типа. Однако этого не происходит. Аналогичную историю имеют идеи христианства, демократии, республики и др. Такая живучесть политических идей, форм их существования требует доказательного объяснения (132, 141).
Очевидно, что партии и общественно-политические движения, как бы они себя ни именовали, продуцируют нечто, чего человеческому сообществу время от времени остро не хватает. Партии демонстративны, политические явления драматичны, психологические феномены политики загадочны. И между ними есть какая-то связь. Эту связь своими методами исследуют политические науки, давно и многократно определявшие понятие «партия». Профессор А. Lee Brown в исследовании «Rules and conflict» (90) приводит коллекцию таких определений (табл. 1.3).
Таблица 1.3. Определения политических партий по А. Lee Brown (75)
1. William N. Chambers: Политические партии возникают из определен
ной совокупности условий, противостоят определенным проблемам или труд-
ностям политической системы и выполняют связующие функции, которые
могут включать в себя функции содействия политической интеграции.
2. Leon Epstein: Почти все, что называется партией в любой западной
демократической стране, может быть рассмотрено таким образом... Под
этим понимается свободно организованная любая группа, добивающаяся
избрания правительственных должностных лиц под некоторым лозунгом. На-
личие лозунга в большей степени, чем организационная структура является
решающим элементом в определении.
3. Morton Grobzins: Партии понимаются как продукт социальной и поли-
тической среды. Значительно более вероятно, что они являются зависимыми
переменными, чем независимыми переменными.
4. Thomas Hodkin: Все политические организации, которые считают себя
партиями и которые обычно рассматриваются как таковые.
5. Giovanni Sartori: Партией является любая политическая группа, кото-
рая представлена на выборах и которая способна через выборы поставить
своих кандидатов у власти.
6. Е. Е. Schattschneider: Политическая партия есть прежде всего органи-
зованная попытка получить власть.
7. Joseph А. Schumpeter: Партия — это группа людей, которые намерева-
ются способствовать собственному благу, руководствуясь некими принципами,
которые все они разделяют. Партия — это группа, члены которой предпола-
гают совместно действовать в конкурентной борьбе за власть.
8. Реtег С. Sederberg: Политическая партия может быть предварительно
определена как относительно стабильная коалиция людей или групп, заин-
тересованная главным образом в прямом контроле ресурсов политической
власти системы.
9. Frank J. Sorauf: Политическая партия может быть определена как
средство организации политической власти, которое характеризуется исклю-
чительно политическими функциями, стабильной структурой и членством, а
также способностью доминировать в предвыборной борьбе.
10. Fred R. von der Меhden: Определим партию как организованную
группу, которая стремится к контролю над составом и политическим курсом
правительства, — группу, которая по крайней мере на словах, служит принци-
пу или совокупности принципов, в том числе во время избирательной кам-
пании.
Определения партий, систематизированные А. Lee Brown, весьма разнообразны. Это позволило привести их в качестве эпиграфов к отдельным главам книги. Каждое определение имеет свой, не совпадающий с другими определениями смысл, но совпадающий с содержанием соответствующей главы. Интересно, что в этом списке нет ни одного определения, которое принадлежало бы человеку, занятому практической политикой, или которое сформулировал бы известный государственный деятель.
Збигнев Бжезинский в «Большом провале» упоминает партию только среди «десяти движущих сил разлада» наряду с экономической реформой, социальными приоритетами, политической демократизацией, идеологией, религией и культурой, войной в Афганистане, внешней политикой и вооруженными силами (13. С. 68—95). Психологически интересно, что практики, за исключением Макиавелли и Ленина, избегают «откровенностей» (114, 167). Об Александре Парвусе (1867—1924), одном из наиболее талантливых руководителей Второго Интернационала и Петербургского Совета в 1905г.,; практике, финансировавшем всеобщие российские забастовки в 1916г.; теоретике, авторе концепции перерастания всеобщей стачки в революцию и лозунги борьбы в России за 8-часовой рабочий день, известно очень мало. Его фамилия всплывает только в связи со скандальными «немецкими деньгами русской революции», да провозом Ленина в «запломбированном вагоне» в апреле 1917г. Подтвердить что-либо из его деяний или опровергнуть весьма сложно, так как необходимых для этого документов он не оставил. Взгляды Парвуса на партию, так много сделавшего для создания РСДРП, остались неизвестными (26). Очевидно, практическая политика не всегда совпадает с теоретической.
Причины объединения людей в общественно-политические организации, в партии, связаны с психологией влечения к власти. Обсуждая политику, обычно «одеваемую» в политологические термины, мне пришлось прибегнуть к образу воздушной атмосферы, чтобы показать ее значимость для человека, сравнимую с физической потребностью. Проблема психологии объединения людей в общественно-политические организации также нуждается в сравнении с чем-нибудь ясным. Психологически невозможно, чтобы партии занимали умы людей, будучи ник-
чемными игрушками, владели их эмоциями, управляли их поведением безо всякой на то серьезной причины. Есть в общественных объединениях нечто материальное, сравнимое по силе, важности для жизни человека с физическими факторами среды.
Мне нужно использовать еще одну физическую аналогию, сравнив власть с гравитационным полем Земли. Поле Власти, как и Гравитационное Поле, невидимо глазом, не издает звуков, не имеет запаха и его нельзя потрогать. И с властью, и с гравитацией люди привыкли сталкиваться, а до определенных пределов примиряться с ними: приходится вынужденно ограничивать свои действия в поле власти так же, как в гравитационном поле не удается поднять и переместить груз, превышающий физические возможности человека. Для жизни человека до определенного уровня бытия достаточно того, что можно принести в руках. Но на очередном витке развития хозяйства появляется крайняя нужда перемещать огромный груз «а немыслимые расстояния с невероятной скоростью. Тогда и появляются профессионалы в лице Аристотеля, Галилея, Ньютона с его тремя законами движения, которые описали нечто абстрактное, отвлеченное, никому не нужное ранее, — невидимое, неслышимое земное тяготение. А их последователи, судо- и авиаконструкторы спроектировали технические системы преодоления гравитационного поля судами, самолетами, ракетами... Они овладели тем, что было и неочевидно, а до поры до времени казалось многим не очень нужным.
Так и в политической жизни до определенных пределов развития, поле власти докучает не больше, чем вес собственного тела и груза в руке. Власть тоже вызывает интерес только с появлением крайней нужды преодолеть внешние ограничения на собственное поведение. Жизнь общества на какой-то стадии становится невыносимой и невозможной без преодоления сопротивления власти, как силы тяжести при строительстве, транспортировке грузов. Требуется политическое проектирование и создание социальных конструкций овладения властью за счет использования психологических закономерностей, аналогичных закону выталкивающей силы воды или расчета подъемной силы крыла. По мнению Б. Рассела, «власть — производство намеренных действий, тесно связанных в решетку дисциплинарного принуждения» (183). Полю власти нужны свои собственные теоретики уровня Ньютона и конструкторы класса Королева. Но сначала власть нуждается в таком же заинтересованном и квалифицированном рассмотрении, как это сделали с изучением механики в физике.
Психология власти — грандиозная тема, для которой требуется отдельная книга. Властью нельзя владеть, она никем не покорена, ее нельзя поделить, как и гравитационное поле, но ее законы нужно непременно учитывать в политической дея-
тельности, сообразуя с ними право, экономику, идеологию принуждение. Пока же можно констатировать, что общественно-политические организации так же прямо связаны с властью, как законы физики — с законами тяготения. Партии объединяет стремление использовать власть, что означает постижение ее механизмов и проектирование такой политики, в которую-феномен власти будет встроен как необходимый элемент работающей конструкции — подобно килю корабля, предотвращающему его опрокидывание, весу самолета, обеспечивающему возвращение на Землю. Так и партии играют роль расчетных элементов политики.
Разнообразие общественно-политических организаций только представляется бесконечным. Несомненно, оно обусловливается разнообразием психологических типов людей, сенситивных к различным проявлениям власти, и поэтому имеет предел. Люди, охотно или без сопротивления объединяющиеся в партии различного типа, обладают, несомненно, рядом сходных, типичных психологических признаков. Анархисты, кадеты, демократы, республиканцы, коммунисты, националисты и многие другие, как правило, имеют заметно различающие их психологические особенности общения, мышления, речи. Сама склонность чувствительно реагировать на власть — уже психологическая особенность. И это реагирование всегда различн. П. А. Кропоткин в 1872 г. писал, что молодежь в те годы создавала кружки саморазвития, в которых тщательно изучались труды философов, экономистов и молодой школы русских историков. «Чтение сопровождалось бесконечными спорами. Целью всех этих чтений и споров было — разрешить великий вопрос, стоявший перед молодежью: каким путем она может быть наиболее полезна народу?» (82. С. 201). В этой характеристике содержатся вполне определенные психологические свойства и состояния. В то же время А. И. Герцен отмечает: «Главная черта всех их (политизированных групп. — А. И. Юрьев) — глубокое чувство отчуждения от официальной России, от среды, их окружавшей, и с тем вместе стремление выйти из нее„ а у некоторых порывистое желание вывести и ее самое» (82. С. 141). Это уже иная психологическая характеристика, отличная от предыдущей. Объединяет же их интерес к общественным проблемам. Примеров несовпадающего, противоположно направленного переживания властных ограничений в политической жизни так много, и они так хорошо известны, что их не имеет смысла повторять. Несомненно, число психологических видов, типов обостренного переживания власти представляет собой систему, определяющую и число видов, типов политических партий. Говоря о партии, необходимо ввести понятие политического человека, как его описал Н. Lasswеll: «Политический человек — это продукт частных (личных) мотивов, высказываемых по поводу общественного (публичного) объекта, и ра-
37
ционализированных в выражениях общественного интереса» (145. С. 18).
Систематическое возрождение в политике одних и тех же идей, каждым новым поколением переформулированных и представленных в обновленном виде, созвучном его времени, бессмертность проблемы власти, ключевой из столетия в столетие,— все это наводит на мысль, что политика есть нечто целое, а партии составляют ее части. Восприятие действительности, пробуждающее политического человека с его переживанием властных отношений, из века в век не изменяется. Например, в записке царского сановника Н. Кутузова «Состояние государства в 1841 г.», поданной Николаю I, пишется: «При проезде моем по трем губерниям, по большим и проселочным трактам, в самое лучшее время года, при уборке сена и хлеба, не было слышно ни одного голоса радости, не видно ни одного движения, доказывающего довольствие народное. Напротив, печать уныния и скорби отражается на всех лицах, проглядывает во всех чувствах и действиях» (82. С. 169). Записка Н. Кутузова словно написана не 151 год назад, а сегодня, и ее автор не аристократ, а профсоюзный деятель, и представлена она не царю России, а ее Президенту. Чувство политики и потребность в апелляции к власти находится вне и выше нашего образования, культуры, социального положения, профессии. Они наследуются человеком генетически, например, как способность отличить круг от квадрата, свет от тьмы. Н. Lasswеll был одним из первых специалистов, который стал настаивать на введении психологии в политический анализ такого рода случаев. По его предположению, бессознательное определяет политическое поведение и должно изучаться в аспекте политики (143, 144).
В отношениях между политическими движениями всегда есть иерархический порядок по признакам численности, активности, близости к власти и др. Многочисленные попытки создать конституционные условия для равных возможностей всех партий успеха пока не имели. Несомненно, этот порядок существует, и он устанавливается таким образом, что опровергает прогнозы теоретиков и планы облеченных властью партий. Складывается впечатление, что порядок в отношениях между партиями устанавливается объективными условиями. И даже возможность использовать власть для установления желаемого порядка, якобы дарованную свыше или присвоенную силой, не приводит к успеху. Столкнувшись с общественной активностью в изучении политической ситуации в России в середине прошлого века, тогдашний министр финансов генерал Грейг предложил увеличить плату за слушание лекций и сократить всякие льготы, стипендии и пр. Были предложены меры по увеличению административного влияния на университеты и школы. Министр внутренних дел Лорис-Меликов утверждал, что «для
России немыслима никакая организация народного представительства в формах, заимствованных с Запада; формы эти не только чужды русскому народу, но могли бы даже поколебать все его основные политические воззрения и внести в них полную смуту, последствия коей трудно и предвидеть» (31. С. 255). В этом случае присутствовали и власть, и желание ее употребить. Тем не менее Каракозов прямо из толпы выстрелил в Александра II у Летнего сада и вызвал предположения о существовании грандиозной организации и заговора. Председатель следственной комиссии Муравьев пообещал, скорее, «лечь костьми, чем оставить неоткрытым зло, зло не одного человека, а многих, действующих в совокупности». Несмотря на чрезвычайные, беспрецедентные поиски, было выяснено лишь существование в Москве «ничтожного кружка молодых революционеров, числом менее 20 человек, к которому принадлежал и Каракозов». Сам Муравьев был разочарован ничтожными результатами грандиозных поисков и, «уехав к себе в деревню, скоропостижно умер» (31. С. 175—177). Порядок в соотношении партий в то время был установлен, а власть оказывалась у людей, которые по своему должностному положению ею владеть не могли. Она, как особа своенравная и капризная, не признает права на себя, и ее не удается удержать атрибутами власти: должностями, мундирами, ритуалами, наградами, званиями.
Самым характерным для политики является то, что она находится в постоянном движении, непрерывно перемешивая партии, их отношения, перераспределяя власть самым причудливым образом. Картина отношений партий и непрерывного перераспределения между ними власти из века в век озадачивает множество людей, сенситивных к ее влиянию. Общественно-политические организации нуждаются в теоретиках, способных преодолеть скепсис, презрение к проблемам проектирования политики на основе законов власти, избегающих ориентации на грубую силу, не склонных жить достижениями сегодняшнего дня и уверенностью, что власть, понятная и ручная, даруется с руководящей должностью. К большому неудовольствию руководителей, объявивших о том, что они приобрели власть в пожизненное пользование, люди, сенситивные к власти, создают все новые и новые концепции перераспределения власти. В большинстве случаев они пытаются с помощью научных методов предугадать, куда власть «направится» в обозримом будущем. С теоретическими представлениями о политике и партиях связана судьба большей части выдающихся ученых, причем не обязательно гуманитарного направления. Все исследователи, достигшие в своей науке философского уровня ее постижения, приходили к необходимости понять смысл своих открытий в жизни общества, в системе властных отношений. Для партийных нужд (если прибегать к современной терминологии)
философии, права, экономики, культуры такими учеными, как Платон, Аристотель, Гоббс, Локк, Руссо, Вольтер, Маркс, и многими другими (117, 168). Они не имеют непосредственного отношения к каждому очередному витку усиления власти и столкновению при этом масс людей, согласных и несогласных вписываться «винтиками» в ее новые конструкции и механизмы. Но опосредованное имеют. Их вина в массовых волнениях, революциях, войнах, где гибло множество людей, не больше, чем физиков, дарующих во все времена все более совершенные разработки орудий убийств.
Разница между исследователями гравитационного поля и поля власти в том, что первых испокон веков считали открывателями законов объективной реальности, а вторых — создателями искусственных, надуманных систем устройства общества. В жизни принято, что с первыми не поспоришь, например, с тем, что G = 9,8 м/сек2. Вторых можно запретить вместе с их мыслями, например, о том, что «власть — следствие общественного договора, который раз и навсегда ограничивает гибельное стремление людей к осуществлению своей индивидуальной власти» (23). Бытует мнение, что в деятельности первых несомненно присутствует научность, образованность, профессионализм, а умствование вторых обусловлено отсутствием опыта и незнанием реальной жизни. Бывалые эмпирики присвоили себе исключительное право понимать, что такое власть и политика, используя в качестве аргумента силу, а не знание и утверждая, что «власть — это отношения, в которых субъект власти подавляет сопротивление ее объекта» (103). Из-за влияния такого мнения гражданская политика время от времени преобразуется в политику криминальную, в механизмах которой применяются столь понятные всем законы физики, а не психологии. От этого сегодня так неспокойно на душе у моего читателя. Очевидно — сколько обстоятельств, столько представлений о власти, сколько представлений о власти, столько партий, сколько партий — столько перераспределений власти между ними, сколько перераспределений, столько непрерывного движения. Остановить или ускорить это движение невозможно, как невозможно остановить ветер. Можно только прогнозировать перераспределение — как силу и направление ветра, и можно использовать его, как ветер в парусах или ветродвигателях.
В этой книге партиями я буду именовать все общественные объединения людей, именующие себя союзами, комитетами, центрами, фронтами, клубами, ассоциациями, обществами, фондами, блоками, организациями, землячествами и пр. Партия — объединение психологически близких людей, связанных мотивом использования власти для характерных целей присущим им образом в благоприятных для этого условиях. Партии не-
явно исходят из того, что «власть нельзя ни национализировать, ни ликвидировать. Она, подобно головам гидры, восстанавливается и становится сильнее каждый раз, когда считают,, что ее обезглавили» (16). Партии формируются из политически-сенситивных людей, которые чувствительны к влиянию власти,, склонны предвосхищать ее перераспределение и способны структурировать ее механизмы.